Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 144-145.

В статье раскрывается понятие «нравственность», определяется его место и роль в системе общественных отношений. Обозначив принципы корректировки поведения учащихся, автор работы способы привития нравственных черт младшим школьникам.

Ключевые слова:общеобразовательная школа, гуманизм, нравственность, мораль, начальная школа.

The article explains the concept of «morality» is determined by its place and role in the system of social relations. Denoting the principles of student conduct corrections, the author of ways instilling moral traits younger students.

Keywords:Secondary School, humanism, morality, morals, elementary school.

Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним.

Сенека

Проблема нравственного воспитания с давних времён рассматривается педагогами и психологами. Черты характера, основы нравственных качеств закладываются у ребёнка в детстве и формируют впоследствии его поведение. В младшем школьном возрасте перед педагогом и родителями появляются две основные задачи: создать условия для освоения начальной образовательной программы, а также сформировать в личности детей положительные (с точки зрения морали) качества.

Решение второй задачи становится наиболее сложным, так как поступки человека и их правоту невозможно объяснить с помощью формул и правил. А. Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». К. Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

Цитаты отечественных ученых актуальны и в настоящее время. Доказательством тому являются трагические февральские события в Москве, инициатором которых, стал школьник-отличник.

В данной статье на примере преподавания в 3 классе рассматриваются способы формирования нравственных качеств и факторы, влияющие на становление личности младших школьников.

Прежде чем говорить о пути к формированию качеств личности, рассмотрим понятие «нравственность». Нравственность — «тенденция произвольно, по внутреннему убеждению, а не по принуждению или в силу необходимости вести себя в согласии с моральными требованиями, принятыми в обществе» [1]; «принципы или модели поведения, оцениваемые с точки зрения того, являются они правильными или нет» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственность — это функция, регулирующая человеческое поведение и управляемая сознанием человека. Следовательно, воспитывая детей, мы влияем на их сознание, а значит и на нравственность.

Каким образом можно корректировать поведение учащихся и формировать нравственные качества? Прежде всего, нельзя игнорировать обязательные факторы, влияющие на ребенка, это: семья, окружающая среда, самооценка. Рассмотрим каждый фактор по отдельности.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Влияние семьи объясняется еще и тем, что в ней дети находятся значительный период. Таким образом, поведение родителей служит образцом для ребёнка.

Педагогу необходимо не только учитывать факт влияния семьи, но и иметь представление о том, какие моральные ценности и модель поведения выступают дома примером для школьника. Очень важно, чтобы представления родителей о моральных нормах не были противоположными с убеждениями педагога. Для успешного формирования нравственных качеств и сохранения учительского и родительского авторитета необходимо взаимодействие школы и семей учащихся не только на основе образовательных вопросов, но и задач воспитания.

Окружающая среда неотъемлемо влияет на личность ребёнка. Старшие товарищи могут внушать ошибочные идеи и идеалы, пристрастить к вредным привычкам и т. д. Особенно сложно, исключить негативное влияние на детей, живущих в небольших посёлках и городах, где ограничена и территория, и контингент общения. Выходом из этой ситуации могут служить такие занятия, как общение по Интернету, например, с друзьями-иностранцами, игры на воздухе с домашним питомцем, семейные мероприятия, дополнительное творческое образование и т. д. Вышеперечисленная деятельность займёт значительную часть времени школьника и поможет отвлечь от нежелательного окружения.

Самооценка является важнейшим регулятором деятельности человека. Говоря о нравственных качествах младшего школьника, стоит отметить, что отрицательно может влиять как низкая, так и завышенная самооценка. Наблюдения показывают, что учащиеся с низким уровнем веры в себя в своём поведении руководствуются девизом «я и так плохой» или «у меня всё равно бы не получилось». Такая позиция часто служит оправданием для отрицательных поступков. В работе с такими детьми необходимо показать на жизненных примерах или в искусственно созданной педагогом ситуации картину круговорота жизненных ситуаций. Дети с завышенной самооценкой напротив, излишне веря в себя, убеждены, что их модель поведения является самой правильной. В данной ситуации учащихся можно обратить к истории и рассказать о том, что веками мудрецы эпох формулировали догмы добродетели и весь мир следует им.

Учитывая вышеперечисленные факторы педагогу необходимо выстраивать свою воспитательную работу с учащимися. Рассмотрим способы, которые возможно использовать для формирования нравственных качеств у младших школьников.

1.                 Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль;

2.                 Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами;

3.                 Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс призван решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школ;

4.                 Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно только при взаимодействии педагога и семьи.

При этом важно объяснить ребёнку, что понятие «нравственность» не распространяется на правила, которые предъявляют человеку отдельные социальные группы. Человек может считаться нравственным с позиции какой-то группы (класса, семьи и т. д.) и в то же время быть безнравственным с точки зрения, характеризующей преобладающую в обществе культурную традицию.

Литература:

1.      Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978 (дата обращения: 24.02.2014 г.)

2.      Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М.: Гардарики, 2005–349 с.

3.      Психология [Электронный ресурс]. — URL: http://www.psychology.ru/ (дата обращения: 24.02.2014 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle