Библиографическое описание:

Моисеева И. С., Добродомова О. С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 79-81.

Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.

К. Д. Ушинский

Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.

Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку, как нам кажется, именно художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Для своей работы мы выбираем тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна и воспитателям и нашим детям. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда — свой рисунок. Наши воспитанники очень любят рисовать такими техниками как рисование пальчиками. Рисование в этой нетрадиционной технике доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку. Также им нравится оттиск печатками из картофеля. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук. Тычок жёсткой полусухой кистью. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы. Восковые мелки и акварель. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др. Также в своей работе мы используем такие виды техник нетрадиционного рисования как: монотипию, кляксографию, набрызг, граттаж, батик и другие.

Мы знаем, что художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности — рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление — все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии — «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.

Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Конечно, мы понимаем, что в детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь, или малыш рисует как попало, «неправильно» — и в этом вся прелесть. Мы хотим сказать, что художественная деятельность отличается некоторой специфичностью. В искусстве не может быть оценки «правильно — неправильно» — иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма — адекватного изображения чисто объективных отношений?

Гениальность закрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому мы в своей работе ставим первоочередной задачей воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

Конечно, мы все знаем, что впечатления, полученные на занятиях, находят отражение в детских рисунках. Поэтому, мы считаем, наиболее эффективными принципами активации детей следующее:

-          насыщенность материалом учебно-наглядным и музыкальными пособиями

-          динамичность

-          заинтересованность детей и воспитателей

-          разнообразие приемов и форм деятельности

-          эмоциональность преподнесения материала

-          дифференцированный подход к каждому ребенку

-          использование соответствующего возрасту музыкального сопровождения, дающего воспитательный эффект, творческий порыв.

Мы ориентируемся на такие парциальные программы по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т. А. Копцевой и «Живой мир образов» Р. Г. Казаковой, Л. М. Даниловой и др., где выделены следующие направления работы:

1.                  Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.

«Как показывают современные исследования (С. М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие».

2.                  Обучение способам изобразительной деятельности.

«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

3.                  Развитие творческого воображения.

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение». Л. С. Выготский.

4.                  Развитие коммуникативности. «Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т. е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словесно замысливать, но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь — первый союзник рисования». Мухина В. С.

Мы считаем, что и индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Заканчивая, хочется сказать о том, изобразительная деятельность особо интересна для дошкольников, так как вызывает у них чувство радости, удивления, новизны, восхищения окружающим миром. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества и представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.

Литература:

1.                 Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998.

2.                 Белявский И. Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьниками: Автореф.дисс..канд.пед.наук (психология).1. М., 2001.

3.                 Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: (Сборник научных трудов) /Под ред. Б. П. Юсова. М., 2007.

4.                 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.

5.                 Журкин А. А. Формирование интереса учащихся к художественно-оформительской деятельности: Автореф.дисс..канд.пед.наук. Л., 1999.

6.                 Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle