Библиографическое описание:

Мигова А. Н. Игра как средство формирования способностей младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 130-132.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-                  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-                  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-                  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-                  как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.)[3, с. 248]

Игра является одним из средств формирования способностей младших школьников. Эффективность использования игры на уроках определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. Н. Лука, «…детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких — то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления» [2, с. 78], поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания и обучения. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности. [4, с. 83]

У игры есть прекрасное свойство — она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому — то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот — начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождаются живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Играть всерьёз непросто. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? А если они не хотят? Наконец, во что играть? Какие могут быть игры?

Многие из этих вопросов учитель может решить для себя только сам, исходя из своих склонностей, отношений с детьми, педагогических ценностей.

Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке — принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто. То есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребёнка, и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Успех игры зависит, прежде всего, от атмосферы, которая сложится в группе. Если игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить её для другого случая.

В учебном процессе используют следующие типы игр.

Учебные игры — помогающие закреплять и активизировать полученные ребятами знания. В игровой ситуации из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю».

Комбинаторные игры наиболее популярны. Комбинаторных игр множество. Это и всем известные кроссворды разных типов, и чайнворды, и ребусы, шарады, головоломки. В центре внимания в комбинаторных играх — внешняя оболочка слова. Играющие комбинируют буквы или сочетания букв, ищут нужный вариант. Сложные комбинаторные игры (особенно «Палиндромы» или «Шарады») часто требуют огромного запаса и невероятной речевой изобретательности.

Аналитические игры развивают способность самостоятельно анализировать факты и закономерности, подмечать общее и различное, учат рассуждать логически. Использование аналитического подхода в этих играх отличается от механического «раскладывания по полочкам», которое в школе обычно называют анализом. Аналитические игры не требуют от ребенка действовать по образцу, а предлагают ему самостоятельно найти метод анализа и проверить его эффективность.

Ассоциативные игры активизируют способности, почти игнорируемые сегодняшней школой: интуицию, ассоциативное мышление, способность к свободному поиску без определенного алгоритма. Игры этого типа требуют теплой, раскованной атмосферы, ситуация жестокого соревнования, спортивного азарта сводит пользу от них к нулю. Ведь в ассоциациях и намеках не может быть «правильного» и «неправильного», может быть только более или менее яркое, точное, образное.

Контекстные — это игры, привлекающие внимание ребят к смысловому строению текста, сложным связям между текстом и контекстом, прямым и переносным значениями языковых единиц. Игры этого типа развивают способность к глубокой и разносторонней интерпретации текстов и высказываний.

Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителей, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой — совершенно понятными.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Я заметила, что включение в урок дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых мы решаем ту или иную умственную задачу, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Коллективные игры в классе я разделяю по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие, которые, в свою очередь, делятся на деловые и дидактические.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая роль которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. [1, с. 1 -2]

Литература:

1. Кулагина И. В. Нетрадиционные задания по русскому языку. — М.: «Первое сентября», 2005. — с. 1–2.

2. Лук А. Н. Учить мыслить. — М., 1975. — с. 78

3. Столяренко л. Д. Педагогика. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. — с. 448.

4. Тупичкина Е. А. Игры со словами и буквами // Начальная школа. — 1983. — № 3 — с. 83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle