Библиографическое описание:

Хаблиева С. Р. Формирование у учителей общеобразовательных школ навыков использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 161-163.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, внеурочная деятельность.

Главной целью процессов информатизации в любом учебном заведении являетсчя достижение нового качества подготовки учащихся [1,с. 153]. Все учащиеся получают возможность сам построить свою образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая тех результатов, которые предписаны ФГОС.

В ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

-          расслоения населения по уровням обеспеченности и уровням образованности;

-          плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации и видео-аудио-компьютерной индустрии;

-          разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

-          экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

-          разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности.

Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог с позицией воспитателя [2, с.5]. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. [2, с.5]

Внеурочная деятельность играет большую роль в построения личных образовательных траекторий учащихся, воспитание творческой личности и направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы: личностные и метапредметные результаты. В процессе реализации внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Для этих целей недостаточно возможностей урока, поэтому нужны дополнительные формы работы, позволяющие максимально удовлетворять познавательные интересы всех учащихся. Внеурочная деятельность несет в себе приоритет воспитания в учащихся различных умений, навыков, личностных качеств, так как процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен.

Любому ребенку необходимо предоставлять выбор сфер деятельности, в которых он сможет быть успешным. Формы организации учебно-воспитательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение, как и возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Задача внеурочной деятельности — способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы.

Нормативные и методические основы внеурочной деятельности:

-          Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

-          ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);

-          ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

-          Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

-          СанПиН 2.4.2. 2821–10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

-          Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).

-          Приказ № 373 от 6.10.2009 г.

-          Приказ № 1241 от 29.11.2010г.

-          Приказ № 2357 от 22.09.2011г.

-          Приказ № 1060 от 18.12.2012г.

-          Методические материалы по организации внеурочной деятельности в ОУ

-          Положение об организации внеурочной деятельности (локальный акт ОУ)

-          Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

-          (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не входят в аудиторную занятость учителя и не оплачиваются [3]. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители). Длительность внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности.

В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251–03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т. п».. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Для организации различных видов внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Программы по внеурочной деятельности могут быть комплексными и по направлениям

Особенности внеурочной деятельности:

-          Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

-          Количество часов учебного плана;

-          Форма организации занятий отличная от урочной;

-          Связь с урочной деятельностью;

-          Выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1)             игровая деятельность;

2)             познавательная деятельность;

3)             проблемно-ценностное общение;

4)             досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)             художественное творчество;

6)             социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7)             трудовая (производственная) деятельность;

8)             спортивно-оздоровительная деятельность;

9)             туристско-краеведческая деятельность.

Все эти направления имеют самостоятельное значение, но, в то же время, взаимно дополняют друг друга.

Выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. [2, с.7]

Организация различных видов деятельности учащихся позволит провести выявление и коррекцию их индивидуальных ценностных ориентиров.

Формы реализации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

На внеурочном занятии учителю необходимо сосредоточить свое внимание на индивидуальных особенностях детей. Очень важно, чтобы внимание детей и педагога не было целиком сконцентрировано вокруг успеваемости учащихся, она всегда могла бы быть лучше. Гораздо важнее отметить вместе с учениками их личностный рост, выявить позитивные стороны процесса их развития, где успеваемость рассматривается лишь как одна из многих составляющих успеха. В процессе общения важно выяснить, как дети осознают собственное развитие, что они поняли, что могут, с кем подружились, кому помогли, кто кроме них радуется их успехам. Нужно создать ситуацию успеха, то есть создать такие условия, когда индивидуальные особенности ребенка проявятся как безусловный позитив и станут очевидными для всех детей в классе. Целенаправленная работа по созданию ситуаций успеха позволит эффективно провести коррекцию самооценки учащихся. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.

Одним из направлений внеурочной деятельности, позволяющих достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, является проектное направление, где педагог может использовать различные ЭОР, в том числе созданные с помощью сервисов web 2.0. С точки зрения программного обеспечения на первый план выходят web-браузеры, программы для интерактивного общения, такие как ICQ, Skype и т. д., виртуальные лаборатории и тренажеры. С точки зрения дидактической направленности внеурочная деятельность в этой модели может стать продолжением урочной деятельности (выполнение домашнего задания, дополнительные тренировочные работы, автотестирование и т. д.), самостоятельным учебным исследованием или ИКТ-проектом, подготовкой к праздничным или иным внеклассным мероприятиям (в том числе, олимпиадам и конкурсам). Работа может быть организована как самостоятельная с последующим контролем, так и под руководством педагога (куратора).

Но в первую очередь сами педагоги должны быть готовы к эффективному использованию ЭОР во внеурочной деятельности, обеспечивая качественно новый уровень образования, что способствует реализации ФГОС ООО.

Опыт показывает, что решение многих проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Необходимо создание научно-методических материалов образовательного назначения, а так же изменения в педагогическом процессе, в структуре занятий, мотивах и, как следствие, рост профессиональных качеств учителей.

Подготовка учителя к применению и созданию ЭОР во внеурочной деятельности должна осуществляться поэтапно.

                                                       I.           Внеклассное занятие с использованием ЭОР.

                                                    II.           Занятие элективного курса по математике по предпрофильной подготовке с использованием ЭОР (8–9 классы)

                                                 III.           Занятие элективного курса с использованием ЭОР (10–11 классы).

                                                 IV.           Занятие кружка с использованием ЭОР.

                                                    V.           Педагогический проект с учащимися, использующий межпредметные связи в области естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин

                                                 VI.           Итоговая работа. Электронный образовательный ресурс, созданный для проведения внеклассного мероприятия и др.

Заключение

В школе необходимо сформировать систему внеурочной деятельности школьников цели и задачи, которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения ЭОР.

На этапе внеурочной образовательной деятельности ЭОР помогают решить задачи, связанные с реализацией принципа учета индивидуальных особенностей школьников и их способностей.

Применение ЭОР во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения.

Литература:

1.                 Гуманитарные технологии: обновление содержания и технологий образования.//Учебно-методические материалы для системы повышения квалификации педагогических кадров.

2.                 Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор. Москва, «Просвещение», 2010/

3.                 Приказ № 1241 от 29.11.2010г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle