Библиографическое описание:

Данилов О. Е., Поздеева О. Г. Особенности дистанционного обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 34-37.

В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов, предназначенных для осуществления такого обучения. Кратко изложена стратегия проектирования интернет-курсов. Указаны некоторые проблемы, возникающие при реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: открытое образование, дистанционное обучение, информатизация образования, информационно-образовательная среда, кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология.

В информационном обществе интеллектуальное развитие его членов становится главным стратегическим ресурсом и важным фактором развития общества. Иными словами, главным ресурсом становится человек, способный приобретать и применять знания, а также участвовать в процессе их создания [8, с. 9]. Глобальная информатизация общества инициирует информатизацию образования. Информатизация образования, в свою очередь, подразумевает процесс создания информационно-образовательной среды (ИОС). Этот процесс связан с созданием необходимой материально-технической базы системы образования и предполагает подготовку учебно-методических материалов нового поколения, а также формирование принципиально новой культуры преподавания в условиях применения информационно-образовательной среды. Решению этих задач посвящены известные нам исследовательские и методические работы [1; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].

Считается, что процесс информатизации системы образования развивается по четырем основным направлениям:

-          оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами для широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве инструмента педагогического воздействия, позволяющего существенно повысить эффективность образовательного процесса;

-          использование современных ИКТ для поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа преподавателей и обучающихся к научной и учебно-методической информации;

-          развитие и широкое распространение дистанционного обучения (нового метода реализации процессов образования и самообразования);

-          пересмотр и изменение содержания образования, обусловленные развитием процесса информатизации общества.

Как уже было сказано ранее, информатизация общества приводит к появлению новых технологий организации образования. Такими технологиями являются, например, технологии открытого образования [1, с. 407–429]. А одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства является развитие дистанционных образовательных технологий [3]. Открытое образование в конечном итоге должно представлять собой систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других качеств образования.

Создаваемая система открытого образования (совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования) должна способствовать:

-          изменению характера развития, приобретения и распространения знаний;

-          предоставлению возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;

-          расширению доступа к общему и профессиональному образованию;

-          изменению роли преподавателя в учебном процессе;

-          повышению качества образования;

-          обеспечению доступности образования;

-          повышению экономического потенциала за счет повышения уровня образованности населения;

-          обеспечению непрерывности образования на протяжении всей жизни;

-          интеграции национальной системы образования в мировую.

-          Открытое образование подразумевает:

-          возможность открытого поступления в учебное заведение (как правило, без вступительных испытаний);

-          открытое планирование процесса обучения (составление индивидуальной образовательной траектории — последовательности модулей соответствующей учебной программы);

-          возможность выбора учащимся преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени соответствовал бы потребностям обучающихся);

-          выбор времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);

-          выбор места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

Открытое образование, как уже отмечалось, предполагает применение технологий дистанционного обучения (дистанционных образовательных технологий). Под дистанционным обучением в данном случае подразумевается совокупность образовательных технологий, реализуемых в основном с применением ИКТ при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагога. Одной из главных целей создания системы дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства. Основными дистанционными образовательными технологиямиявляются кейсовая технология, интернет-технология и телекоммуникационная технология [10, с. 60]. Возможно сочетание этих технологий. Кейсовая технология реализуется с помощью специального набора учебно-методических материалов, четко структурированных и соответствующим образом скомплектованных. Эти материалы пересылаются (или передаются) обучающимся для самостоятельного изучения. Периодические консультации с преподавателями проводятся в специально созданных для этих целей удаленных учебных центрах. Интернет-технология предполагает использование глобальной сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Телекоммуникационная технология — это способ использования телевизионных лекций с консультациями преподавателей по месту жительства обучающихся.

В зависимости от используемых дистанционных технологий представление информации для обучающихся осуществляется в виде печатных (традиционных учебно-методических комплексов [2]) или электронных материалов (электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя компьютерные образовательные среды, базы данных, электронные издания учебного назначения, аудио- и видеоматериалы).

Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-методических и справочных материалов. При этом эффективность дистанционного обучения в значительной степени зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы. Приведем в качестве примера некоторые, в том числе традиционные, формы таких материалов:

-          печатные материалы на базе традиционных учебников;

-          компьютерные электронные учебники;

-          учебные материалы на аудио- и видеодисках;

-          радио- и телевизионные курсы;

-          лекционные курсы на носителях электронной информации;

-          компьютерные обучающие программы.

Эффективность дистанционного обучения зависит от того, насколько оперативно осуществляется связь обучающихся с преподавателем. В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и организаторов обучения:

-          традиционная почта;

-          факсимильная связь;

-          компьютерные технологии;

-          видеоконференции с использованием одной из форм телевещания;

-          аудио- и видеоконференции на основе телефонных технологий;

-          интранет-системы;

-          глобальная сеть Интернет.

В настоящее время наиболее универсальной и перспективной для обучения технологией, обеспечивающей доступ к хранилищам информации как обучающимся, так и преподавателям, является интернет-технология.

Учебные материалы, предполагающие дистанционное сопровождение и поддержку самостоятельной работы обучающихся, характеризуются следующими свойствами [5, с. 70–71]:

-          предназначены непосредственно для обучающихся (дают полное представление о целях самостоятельной деятельности, концепции построения учебного материала);

-          обладают достаточной полнотой изложения (содержат такой объем информации, который позволяет самостоятельно или с минимальной помощью преподавателя овладеть компетенциями, основанными на необходимых для этого знаниях, умениях и навыках);

-          содержат систему опорных ориентиров (помогают оперативно составить общее представление об изучаемом материале, свободно ориентироваться в нем, быстро находить нужную информацию);

-          содержат систему заданий для самоконтроля (имеются образцы или возможные варианты решений задач, критерии для определения правильности выполнения заданий, учебные тесты и т. п.);

-          имеют систематизированную справочную информацию (ссылки на используемые источники, библиографические описания и т. д.);

-          организованы так, что позволяют обучающимся осуществлять их отбор для достижения индивидуальных целей (предоставляют возможность разноуровневого конструирования учебной структуры).

Дистанционное обучение осуществляется на основе общенаучных принципов, но ему также присущи и следующие специфические принципы [5, с. 97]:

-          принцип динамичности (предусмотрена возможность изменения и дополнения содержания обучения);

-          принцип осознанности перспективы (понимание системы перспектив как обучающимися, так и преподавателем);

-          принцип разносторонности методического консультирования;

-          принцип паритетности (субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающихся).

Стратегия проектирования интернет-курса преподавателем включает в себя следующие компоненты [4, с. 69]:

-          определение целевой группы;

-          описание учебных целей;

-          планирование ресурсов;

-          составление структуры курса и рабочей программы;

-          определение содержания курса и форм контроля знаний;

-          разработка учебного материала;

-          подготовка инструкций для обучающихся;

-          оценка курса и коррекция учебных материалов;

-          планирование тьюторской поддержки;

-          публикация курса на сайте;

-          организация взаимодействия с администрацией учебного заведения.

Преподаватель должен четко представлять, для какой целевой группы обучающихся предназначен разрабатываемый им курс. Это даст возможность получить ориентировку на создание соответствующих учебных материалов и применение методических и дидактических принципов.

В работе [6] предлагается технология проектирования модульных программ, основанных на компетенциях. Эта технология может применяться и при создании программ дистанционного обучения. Общий пакет учебно-методической документации такой программы содержит [6, с. 67]:

-          структуру модульной программы;

-          описание каждого модуля по установленной форме;

-          документацию по оценке для каждого модуля;

-          учебно-методические материалы изучения модулей (алгоритм реализации, учебные задания, теоретические и справочные материалы).

В развитии современной системы образования прослеживается тенденция, согласно которой преподаватель уже не является только источником информации, а в первую очередь должен быть координатором развития обучающихся [7, с. 13]. Обучать критическому мышлению, решению проблем и развивать компетенции предлагается с помощью практики и активно-деятельностного обучения. Для того чтобы реализовать такое обучение с помощью электронных образовательных ресурсов (а именно им отводится ведущая роль в системе образования), необходимо внедрять в них интерактивную составляющую. При этом акцент переносится на самостоятельную работу обучающихся. Выделяют три типа электронных образовательных ресурсов [7, с. 13–16]:

-          текстографические;

-          аудиовизуальные;

-          мультимедийные.

Текстографические материалы эффективны тогда, когда существует необходимость привлечения сведений из различных источников. Также их применение оправдано в случае, когда содержимое ресурса нужно оперативно обновлять. Аудиовизуальные материалы (те, которые содержат фотографии, видеозапись, музыку и т. п.) чаще играют роль, которую выполняли раньше так называемые наглядные пособия. Мультимедийные ресурсы (способные одновременно воспроизводить согласованную совокупность двух вышеупомянутых ресурсов) имеют более широкую область применения и являются наиболее сложными в плане изготовления.

Сложившаяся на данный момент ситуация в системе образования позволяет говорить о том, что существует ряд проблем, которые возникли во время перехода от традиционной системы образования к новой, еще не до конца сформировавшейся. Одна их них — это отсутствие ИКТ-компетентности у значительной части преподавателей, что является существенным препятствием для создания новой школы, в которой «не обучающийся должен находить знания, а знания должны находить его». На наш взгляд, необходимо создание некоего универсального инструментария для изготовления современных учебных материалов, доступного среднестатистическому преподавателю. Попытки создать такие системы ведутся [7], однако говорить о том, что данная проблема решена, пока преждевременно. Другой (очень важной, на наш взгляд) проблемой является отсутствие необходимой мотивации у обучающихся дистанционно. Решение ее используемыми ранее традиционными методами невозможно в силу специфики процесса обучения (удаленности преподавателя от обучающихся).

Литература:

1.         Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография / В. И. Андреев, Г. А. Адрианова, В. П. Андрущенко и др.; Под ред. Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. — Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТА-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — 576 с.

2.         Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 552–555.

3.         Данилов О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 448–451.

4.         Журавлева О. Б. Управление интернет-обучением в высшей школе / О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Е. Г. Соломина; Под ред. Б. И. Крука. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 224 с.

5.         Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Горюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.

6.         Олейникова О. Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. Н. Коновалов, Е. В. Сартакова. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. — 256 с.

7.         Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А. В. Осин. — М.: Агенство «Издательский сервис», 2010. — 328 с.

8.         Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцов; Под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.

9.         Смирнов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

10.     Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев; Под общ. ред. В. А. Трайнева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 294 с.

11.     Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 320 с.

12.     Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle