Библиографическое описание:

Голубова С. В., Емельянова Л. Ф. Гендерная социализация дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 58-60.

В течение нескольких лет мы работаем над проблемой гендерной социализацией дошкольников через игровую деятельность. Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, формирование человека как представителя мужского или женского пола. Этот процесс протекает во взаимодействии врожденных задатков и развитием общества, культурой воспитания. Многие ученые справедливо утверждают, что осмысление ребёнком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности и что пол — категория не только биологическая, но и социальная. Поэтому, процесс воспитания личности ребёнка правильнее рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению социальных ролей.

Актуальностьвыбранной нами темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы, к данной проблеме, ведутся поиски формирования представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола. Современное состояние вопроса полового воспитания детей в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с его недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возрасти, являющегося одним из важнейших периодов в становлении личности. Необходимость формирования дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности педагогического процесса и успешного решения задач формирования личности.

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, активной, социально ориентированной помощью личности в ее психосексуальном развитии, в процессе физиологического, социального и психологического формирования человека как представителя мужского или женского пола.

В половом воспитании выделяют две взаимосвязанные стороны;половое просвещение — оно помогает правильно осознавать особенности полов и отношений между ними, и собственно половое воспитание, помогающее вырабатывать установки поиска и реализации своей психосексуальной индивидуальности в благородных и гуманных отношениях мужчин и женщин.

Чтобы достичь своих целей, половое воспитание должно быть согласовано с закономерностями психосексуального развития ребенка.

В ходе нашей работы выявились следующие противоречия;

Начало полового воспитания приходится на ранний детский возраст, а первыми наставниками являются родители и, в известной степени, воспитатели — именно к ним обращается ребенок с первыми вопросами о поле, о телесных различиях между мальчиками и девочками. Такие вопросы задают все нормальные дети в возрасте между 2г.6 мес. и 3 г.6 мес. И к этому взрослые не всегда готовы.

Если ребенок не получает разумного ответа, когда этот вопрос возникает у него впервые, он может сделать свои собственные выводы. Важно не относиться к этому как к нездоровому сексуальному интересу. Для маленького ребенка этот вопрос так же нужен, как и все другие.

Основная идея работы — умение объяснить, что девочки рождаются не такими, как мальчики, что так и должно быть. Маленькому ребенку легче объяснить на примерах, в игровой деятельности, что он сделан таким же, как папа, брат, дядя, а девочка — такой же как мама...

Вся сложная система полового воспитания в дошкольном возрасте должна строиться, учитывая следующие особенности;

-          нет особого специального полового воспитания, оторванного от обычной учебной и воспитательной работы;

-          нет ни одного момента учебно-воспитательной работ, где бы ни включался в той или иной степени элемент полового воспитания.

Цельюнашей работы является: Формирование полоролевое поведение в детском обществе, а также воспитание половой культуры ребенка.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1.    Формировать полоролевые позиции детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек.

2.    Развивать способы взаимодействия, характерные для женского и мужского типа поведения.

3.    Воспитывать нравственно — волевые качества, характерные для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и т. д.), и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).

4.    Формировать положительное отношение к своему телу и здоровью (знание о гигиене, здоровом образе жизни, особенностях своего тела).

5.    Удовлетворение познавательных интересов детей.

6.    Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.

Работая над данной проблемой, мы учитывали такие понятия, как «полоролевое поведение», «половая роль», т. е. социальные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или иного пола. Исторически мужской тип поведения сложился как кормилец, защитник семьи, сильный, целеустремленный; а женский — как «экспрессивный»: нежная, тонко чувствующая, воспитывающая детей и эмоционально поддерживающая мужа. Поэтому данные нормы воспитания и обучения полоролевому поведению закладываются у детей раннего возраста в любимых играх.

В силу существенных различий в поведении мальчиков и девочек, обусловленных их полом, необходима более гибкая организация среды в группе, для общения обоих полов.

Свою работу проводим поэтапно, вкаждой возрастной группе имеются свои особенности

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На это содержание проводим дидактические игры «Дом моделей» (отбери одежду для мальчика и девочки), «Мальчик и девочка», беседы «Чем ты любишь заниматься» (интересы детей).

С 4-х лет (средний возраст) формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов.

Дифференциация маленьким ребенком людей в зависимости от их пола, разделение на «тетей» и «дядей», мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий. В возрасте 4–5 лет усиливается интерес детей к гениталиям, часты игры с раздеванием, изучением гениталий.

К концу 5 года жизни проводим беседы о живородящих, яйцекладущих животных. Целесообразно проведение бесед на тему «Чем отличаются мальчики и девочки?», в процессе которой мы не только обращаем внимание на различные интересы, игры, идеалы, поведение. В конце беседы предлагаем детали рисования на тему «Мальчики и девочки нашей группы».

В группе организуем предметную среду так, чтобы ребенок мог бы проявить себя как представитель определенного пола (представлены игрушки, атрибуты для игр, игровые уголки).

Эти же задачи решает и ознакомление детей с людьми разных профессий, в ходе, которого используются: чтение литературных произведений; экскурсии (на стройку, в ателье, и т. д.); сюжетно-ролевые игры («Моряки», «Больница», и др.).

В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процессе игры создаются различные ситуации, которые способствуют более яркому проявлению тех или иных черт. Это поможет закрепить определенные половые стереотипы в поведении детей, сформировать коммуникативные навыки между мальчиками и девочками.

В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки.

К семи годам дети должны знать об основных различиях полов, роли матери и отца, о своем появлении на свет.

Чем старше дети, тем труднее и драматичнее они воспринимают впервые преподносимую информацию о поле, и лучше, если они получат ее из уст авторитетных для них лиц.

Помогаем детям в выработке установок сотрудничества мальчиков и девочек, как равноправных, но не одинаковых партнеров. Проводим занятия по сочинению историй на темы «Страна мужественности» и «Страна женственности» — с целью расширения представления детей об эталонах мужественности и женственности.

Полезно и проведение физкультурных праздников, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, в ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, музыкальности, композиции придуманных движений.

Препятствуем образованию «враждующих лагерей» мальчиков и девочек. В дни 8 марта и 23 февраля, детям предлагаем делать подарки не только для мам и пап, но и друг для друга.

В старшем дошкольном возрасте продолжаем серии бесед о развитии растений и размножении животных (из зерен вырастают цветы и деревья; у птиц из яиц появляются птенцы; у рыб из икры появляются мальки).

Отдельное место отводим беседам о маме и папе, и ролях в семье.

Целесообразно в старшем дошкольном возрасте ознакомить детей с доступными их возрасту научными знаниями о том, какие отношения связывают мужчину и женщину, и о рождении ребенка.

Основная роль в этом вопросе отводится семье (с учетом подходящего места и момента).

Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире.

Так, из сказок, произведений на основе былин, например «Богатырская застава» В.Калиты, рассказов о защитниках отечества, в частности Ишимовой А. О. «История России для детей» знакомлю дошкольников с понятием мужественность, смелость, рыцарство, присущих не только мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках в мирное время повествуют рассказы и стихотворения С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». Также на примере литературных героев формирую у детей представления о заботливости, миролюбии, терпимости недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок — воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви. («Учительская газета» № 43 1990г.).

Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, учат соотносить свой образ с образом другого, отраженного в портретной живописи.

Говоря о воспитании девочек и мальчиков, нельзя не рассматривать эту проблему в отрыве от семейного воспитания. Умение толково ответить на вопросы ребенка — большое искусство, но овладеть им — посильная для родителей задача. Поэтому, данную проблему мы обсуждали с родителями. Для этого использовали программу «Университет педагогических знаний», которая включает беседы, ролевые игры, ситуации, посещение семьи, анкетирование, наглядную пропаганду, тесты, «круглые столы». Нами составлен примерный перспективный план по ознакомлению с окружающим и социальной действительностью, раздел «Семья», на учебный год.

Итоги наблюдений осуществленных, в процессе работы по данной теме позволяют сделать выводы о позитивных результатах: дошкольники получили определенный объем знаний; заметно меняются нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам, основанные на нравственных нормах; появился интерес к своему здоровью — телу, здоровому образу жизни; повысился уровень педагогической культуры родителей в решении проблем полового воспитания детей.

Таким образом, огромная роль дошкольного детства в вопросах воспитания девочек и мальчиков является общепризнанной. Именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, формируются навыки подражания, развиваются основы мужественности и женственности, итоги которой не безразличны для склада мужчины и женщины.

Литература:

1.                  Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам./ Еремеева В. Д., Хризман Т. П.- М.:Линка-Пресс, 1998.-184 с.

2.                  Доронова, Т. Н. Мальчики и девочки 3–4 лет в семье и детском саду./Доронова Т. Н.-М. Линка-Пресс, 2009.

3.                  Доронова, Т. Н. Пол или гендер?/журнал Обруч.-2009. — № 3-с.3–6

4.                  Нагель, О.П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. /журнал Дошкольная педагогика.-2009. — № 2-с.11–16

5.                  Федорова, Т. И. Примак, О. Г. Аспекты гендерного воспитания детей 5–7 лет в условиях детского сада. /журнал Дошкольная педагогика.-2009. — № 2-с.17–21

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle