Автор: Валиуллина Чулпан Фаиловна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Библиографическое описание:

Валиуллина Ч. Ф. Нравственная основа в формировании профессиональной культуры будущего менеджера [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 194-195.

XXI век является временем больших технологических достижений, глубоких экономических кризисов и глобальных переоценок ценностей, которые требуют подготовки менеджеров нового типа, обладающих мобильностью и высокой нравственной культурой. Развитие рыночных отношений предопределило новый взгляд на человеческие ресурсы и на профессиональную социализацию будущих менеджеров, структуру, содержание и характер запаса знаний, навыков, ценностных ориентаций, профессиональную культуру. В современном обществе обращается внимание на такие качества специалиста как высокая компетентность, обладание широким профессиональным кругозором, уровень его общекультурной подготовки и психологической подготовленности, умение творчески использовать знания и умения.

Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов, будущих менеджеров, является формирование нравственной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в деятельности. В профессиональной культуре менеджера находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура.

Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Так, согласно одному из подходов, профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида.

Безусловно, культура менеджера складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.

Совершенствование профессиональной деятельности менеджера ─ это не только расширение его знаний, но и повышение его моральной культуры [2, с.99]. Специфика этической культуры ─ в наличии обязательного элемента — этических убеждений и установок. В деятельностном плане этическая культура ─ это «высоко осознанная установка, состоящая в реализации нравственных потребностей в сфере профессионально-этической деятельности» [2, с.44]. Нравственную культуру рассматривают как черту личности, как устойчивое личностное образование, характеризуемое типичными тенденциями поведения.

В профессиональной деятельности степень сформированности составляющих профессиональной культуры могут не совпадать: хороший менеджер с отсутствием нравственной личностной основы или порядочный человек, но слабый управленец. И тот, и другой вариант ─ явление негативное в профессиональной деятельности.

В структуре деятельности специалиста типология его профессиональной культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. Если для преподавателя нравственный аспект составляет элемент не только духовной культуры, но и является основой их профессиональной культуры, то для менеджера ─ это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств. Но, в любом случае, нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для любого специалиста.

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. Возрастание количества специалистов, которые трудятся в сфере «человек — человек» приводят к необходимости специальной подготовки работников для «контактной зоны». В первую очередь — это межкультурная, межличностная коммуникация, основанная на профессиональной этике.

С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Значение коммуникативной этики в деловой сфере подтверждают результаты проведенных нами исследований. Так студенты факультета менеджмента в качестве основных качеств, которыми должен обладать молодой специалист, выпускник вуза, называют «умение работать с людьми» (53 %), «ответственность» (32,7 %), «общительность» (31,4 %), «умение отстаивать свои позиции и убеждения» (30,9 %). Настораживает тот факт, что в числе важных качеств современного управленца лишь 15,3 % респондентов назвали «нравственные качества» и 9,5 % ─ «служить интересам людей».

Особое внимание как основы социально-психологического и коммуникативного аспекта профессиональной культуры, сегодня уделяется социокультурной толерантности, которую Д. В. Зиновьев определяет как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [1, с.50–60].

Нужно отметить, что формирование нравственного компонента профессиональной культуры личности будущего управленца в вузе сложный, многогранный процесс, который осуществляется, через всю совокупность преподаваемых в вузе дисциплин, главной целью которого является воспитание нравственного специалиста.

Постоянная общекультурная подготовка должна стать неотъемлемой частью всех форм и направлений подготовки специалистов. Она должна включать большой набор элективных курсов и спецсеминаров по философским, культурологическим, этическим, эстетическим проблемам истории и современности. В учебные программы нельзя вложить все. Главное ─ достижение системности и целостности знаний о человеке, единство мировоззрения и мировосприятия, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, расширение кругозора на основе личностных потребностей, интересов и соответствующего выбора направления самообразования.

Значительную роль в формировании нравственного аспекта профессиональной культуры играет образовательная среда вуза, все, что окружает студента. Работники вуза, в первую очередь, профессорско-преподавательский состав, сами должны являться примером реализации этичного поведения.

Формирование духовной стороны профессиональной культуры будущего специалиста, на наш взгляд, осложнено рядом трудностей. Во-первых, уровень сформированности учебных планов в некоторых вузах, гуманитарный аспект, ответственный за формирование духовности, недостаточно представлен предметами, развивающими нравственную культуру. Во-вторых, низкий уровень профессиональной ориентации, низкая информированность студентов о будущей профессии, в том числе и о качествах, которыми должен обладать специалист, что приводит к тому, что студенты зачастую не осознают важность нравственных знаний для своей будущей работы, а с практической деятельностью они еще не сталкивались. Потребность и уровень усвоения подобных знаний намного выше у людей, проработавших несколько лет, или у студентов, совмещающих работу и учебу. В-третьих, трудно сформировать нравственные качества у молодых людей в условиях безнравственности, на фоне кризиса ценностей, недооценки нравственности в жизни общества.

Таким образом, налицо противоречие: социально-экономическая ситуация предъявляет жесткие требования к специалисту на рынке труда, что отражается на своеобразном социальном заказе на формирование специалиста: сделать человека не просто «знающим», а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире, обеспечить тем самым развитие культуры общества в целом. В то же время в обществе отсутствует идеал, соответствующий требуемым качествам.

Этике принадлежит особое место среди основных факторов, образующих и организующих совместную деятельность людей. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности, ее по праву можно считать определяющим в духовном развитии любой личности.

Литература:

1.                  Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. № 1. С.50–61.

2.                  Силяева Е. Г. Теоретические основы формирования професионально-этической культуры учителя: Дис.... д-ра. пед наук. М, 1995. С. 99, 44.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle