Библиографическое описание:

Волкова Н. Г., Баркова Л. П. Проект «Здоровье детей в руках взрослых» (младший дошкольный возраст) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 90-93.

Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наш город Старый Оскол находится среди красивых невысоких гор-холмов. Вокруг города леса, луга, поля, чуть дальше в глубине лесов небольшие реки, ручейки, холодные ключи. Но даже красота окружающей природы не может скрыть последствий деятельности предприятий по добыче руды, огромные запасы которой находятся в недрах старооскольской земли. Огромные котлованы приводят не только к нарушению экологического баланса, но и к различным болезням, вызванными выделяемыми в воздух радиоактивными веществами из котлованов. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно полноценно развиваться.

Все больше детских садов нашей области работают под девизом «Здоровым — быть здорово». Дошкольные образовательные учреждения стремятся приобщить воспитанников к заботе о своем самочувствии с самого раннего возраста, используя новую методику — здоровьесбережение. Педагоги напоминают старую истину: счастливый малыш — здоровый малыш.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».

Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

Актуальность:

Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.

Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

На протяжении нескольких лет педагогами дошкольного образовательного учреждения ведётся работа с детьми раннего возраста.

Цели проекта:

-          Формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья;

-          Подвести к осознанию родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи проекта:

1.                 Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни;

2.                 Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребёнка;

3.                 Обеспечение условий для физического и психического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

4.                 Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность, как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.

Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями и детьми.

В нашем проекте представлены: игровые ситуации, родительские собрания, семинары, спортивные праздники, консультации, занятия.

Опыт работы показал, что активное последовательное включение инноваций в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью, повышает профессиональный и творческий потенциал родителей.

Оценка результатов проекта:

1.                 Снижение уровня заболеваемости

2.                 Повышение уровня физической готовности

3.                 Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни детей и родителей.

Критерии и показатели эффективности проекта:

Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Итоги проекта:

Созданная в детском саду система работы повысила эффективность здоровьеориентированной деятельности. Предложенная система управления процессами здоровьесбережения позволила отслеживать результаты деятельности на всех уровнях, вносить необходимые корректировки.

Успешным фактором в ходе работы над проектом стало вовлечение родителей в организацию здоровьесберегающего пространства.

Проект долгосрочный.

Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время проведения

Месяц

Режим дня

I.

1.Анкетирование родителей.

Выявить участие родителей в оздоровление детей в семье.

Сентябрь.

2.Игровая ситуация «Научим Неумейку мыть руки»

Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий.

Середина сентября.

1-я половина дня

3. Родительское собрание «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Знакомство с результатами анкетирования. Уточнить представления родителей о физическом развитии ребёнка третьего года жизни, обеспечить плодотворное взаимодействие родителей с педагогами МБДОУ.

Конец сентября

2-я половина дня

4.Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков через игру.

Формировать культурно-гигиенические навыки через создание целенаправленных игровых ситуаций.

Октябрь

5. П/игры

Формировать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

Середина октября

II.

1.Сценарий праздника «День здоровья»

Создать радостное настроение, эмоциональный подъём. Развитие координации движений.

Конец октября

1-я половина дня

2. Пословицы, стихи, поговорки о спорте (оформление альбома).

Знакомство с пословицами, поговорками о спорте и физкультуре.

Ноябрь

3.Игровое занятие «Курочка Ряба»

Развивать творческое воображение; обогащать двигательный опыт детей.

Середина ноября

1-я половина дня

4.Консультация «Зарядка — это весело»

Создать условия для реализации потребности детей, в двигательной активности привлекая родителей.

Конец ноября

5.Игры, которые лечат

Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.

Декабрь

Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию.

6. Школа для мам и пап «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья

Формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Конец декабря

2-я половина дня

III.

1. Спортивно развивающий комплекс «Репка»

Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно-развивающем комплексе; повысить двигательную активность детей; закрепить навыки, полученные на физкультурных занятиях.

Январь

1-я половина дня

2. Консультация «Закаливание детского организма»

Формировать представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями.

Конец января

3. Физкультурное занятие. Сказка “Колобок”.

Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость.

Февраль

1-я половина дня

4. Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Конец февраля

5. Гимнастика после дневного сна. «Минутки пробудки для малышей»

Создать условия для систематического закаливания организма.

Март

2-я половина дня

6. Консультация «Движение и здоровье»

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья.

Середина марта

IV.

1. Практический семинар. «Наши пальчики играли»

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Конец марта

2-я половина дня

2. Физ. минутки

Формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Апрель

3. Занятие «Как мы содержим зубы в чистоте»

Учить детей правильно ухаживать за зубами. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.

Конец апреля

1-я половина дня

4. Дыхательные упражнения

Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа.

Май

5. Сценарий совместного развлечения «Любим овощи и фрукты — витаминные продукты»

Формировать элементарные представления детей о пользе овощей и фруктов для роста и здоровья.

Конец мая

2-я половина дня

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle