Библиографическое описание:

Рыкова М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 88-90.

Ребёнок — зеркало семьи; Как в капле воды отражается — солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

(В. А. Сухомлинский)

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы всестороннего развития, является формирование закаленного, здорового, крепкого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного, волевого ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Приоритетным направлением деятельности всего общества можно назвать сохранение здоровья детей дошкольного возраста, лишь здоровые дети в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Важным компонентом в физическом воспитании детей дошкольного возраста является — здоровьесберегающий, он включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма. Он закладывает систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Большая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, которая в будущем способствует предупреждению образования вредных привычек у детей.

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в раннем детстве. И в связи с этим основные усилия должны быть направлены на:

-       совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников;

-       повышение ответственности родителей за здоровье детей;

-       создание в дошкольных учреждениях комплексных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения;

-       создание индустрии практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;

-       массовое издание литературы.

Система непрерывного физкультурного — оздоровительного образования состоит из четырех подсистем: базовая, начального специального, специального (профессионального) и спортом:

занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы и площадки. Это очень важно для благоприятной жизнедеятельности детей. При особенностях быстро растущего организма малыша, наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), что выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

Целью «воспитания» родителей воспитанников, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

Традиционными в дошкольном учреждении являются такие формы организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями.

Важное значение в работе по формированию навыков ЗОЖ необходимо предавать повышению уровня валеологической культуры семей посредством проведения просветительской работы с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. Например: «Вот я — болеть не буду», «Как я расту», встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении. Необходимо проводить практические семинары и дни открытых дверей, другие мероприятия. Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников.

Взаимодействие родителей, хорошо знающих особенности своих детей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины позволит эффективно решать проблемы оздоровления дошкольников.

Укреплению здоровья детей способствуют выполнение режима дня, проведение закаливающих процедур воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает обширное умывание, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, в теплый период контрастное обливание ног.

Формирование данных навыков у дошкольников зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому в центре работы должны быть семья и детский сад — основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни должны осуществляться по следующим направлениям в детском саду и семье:

-       привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

-       развитие представлений о строении человеческого тела, назначении органов;

-       обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

-       формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

-       формирование элементарных представлений об окружающей среде;

-       формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;

-       развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи преследует следующие цели:

1.      Изучение запроса родителей.

2.      Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

3.      Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

4.      Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

5.      Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.

При работе с родителями ставятся следующие задачи:

1.      Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.

2.      Помочь в освоении родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.

3.      Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

4.      Укрепить веру родителей в себя как компетентных воспитателей.

5.      Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребности в здоровом образе жизни.

6.      Повысить интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.

Чтобы решить проблему оздоровления детей — необходимо создать доверительно-деловые контакты с родителями, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:

-       Знакомство с родителями (установление доверительных отношений с родителями),

-       Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка (продолжать формировать установку на сотрудничество),

-       Организация совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей (осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей).

Все проводимые работы по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта:

1.                      Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию (готовятся сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли). Родители и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях.

2.                      Вариант, когда инструктор, воспитатели, родители совместно подготавливают сценарий, план мероприятий (родители играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы).

3.                      Вариант, когда родители и дети являются инициаторами, авторами предлагаемых спортивных мероприятий.

На основании всего выше сказанного можно сказать о том, что физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей является важной ступенью в формировании в будущем активной жизненной позиции ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle