Библиографическое описание:

Мальгин В. Е. Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 3-5.

В статье рассматриваются вопросы развития управленческой компетентности руководителя учреждения дополнительного образования на примере спортивной школы. Предпринимаются попытки разработки модели развития управленческой компетентности, поиска педагогических средств для развития управленческой компетентности руководителя спортивной школы.

Ключевые слова: психолого-педагогический анализ, повышение квалификации, деятельность руководителя, интегративно-развивающий подход, модель развития управленческой компетентности.

В современных условиях социально-экономического развития общества, внедрения новых технологий, реализации государственных и национальных проектов возникает острая необходимость в развитии управленческой компетенции руководителей спортивных школ. В деятельности по созданию условий для духовного, физического, нравственного и спортивного совершенствования широких масс детей и подростков, путем проведения на регулярной основе тренировочных занятий и спортивных мероприятий, основное место занимают детско-юношеские спортивные школы. Для реализации уставной деятельности спортивной школы, расширения сферы образовательных услуг и повышения качества учебно-тренировочного процесса, директор должен быть осведомлен и компетентен в вопросах социальных отношений, разбираться в нравственно-психологических проблемах жизни и быта работников и способах грамотно оказывать им соответствующую ситуации поддержку. Деятельность руководителя учреждения физкультурного образования требует глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области психолого-педагогического и физкультурного анализа, проведения конкретных спортивно-тренировочных исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов в учреждениях физкультурного образования, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание [2, с.3].

Последние изменения в сфере образования (ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г.) отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Отраслевые документы: Федеральные целевые программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2011–2015 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», Стратегия развития Физической культуры и спорта на период до 2020 года — это нормативно-правовая составляющая преобразования и демократизации всех физкультурно-образовательных институтов развития личности, основополагающим фундаментом которых являются спортивные школы. Вместе с тем остается актуальной проблема развития управленческой компетентности руководителей спортивных школ.

Вопросы управления образованием и становления человека в аспекте личностного и профессионального развития, рассматривались такими исследователями как К. Я. Вазина [1], В. С. Лазарев [6], А. Я. Найн [9], М. М. Поташник [10], Г. Н. Сериков [11], И. К. Шалаев [14], М. Н. Ясвин [16] и др. В вышеуказанных работах широко рассматривается вопрос о проблемах управления на уровне управления образовательными учреждениями, но неполностью раскрывается проблема развития профессиональной компетентности руководителя спортивного образовательного учреждения, необозначены основные аспекты управленческой компетентности.

Описание процессов управления учреждением физкультурного образования встречаются в работах А. М. Дикунова [3], В. А. Кабачкова [4], Лубышевой Л. И. [7], где совершенствование содержания и механизма управленческой деятельности рассматривается на основе интегративно-развивающего подхода.

Особое место в осмыслении теоретических аспектов управления в исследовании педагогических явлений физкультурного образования занимают работы В. Г. Камалетдинова [5], Г. М. Соловьева [12], В. В. Филанковского [13].

Анализ работ зарубежных авторов (Мескон М., Альберт М. Ф., Хедоури [8], Г. А. Шредер [15] и др.) показывает, что интересующие нас направления (управления развитием, профессиональная компетентность) здесь рассматриваются в достаточной мере глубоко на уровне психологии управленческой деятельности, управления по ситуациям, управления по результатам, управления развитием организации и решения управленческих проблем [2, с.4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию управленческой компетентности способствует процесс постоянного освоения и обновления профессиональных знаний, который, в свою очередь, возможен через систему повышения квалификации и аттестации руководителя. Обеспечение последнего научно-методической базой, педагогическими средствами и условиями позволяет выявить и определить уровни развития сформированности управленческой компетентности.

Непосредственный результат этой работы это расширение и изучение представления о развитии профессиональной компетентности, эффективный и целенаправленный процесс повышения квалификации и подготовки руководителей спортивных школ, развитие гуманистической ориентиции, овладение общекультурными и профессиональными компетенциями специалистов и выход на новый уровень в реализации социально-значимых и общественно-полезных потребностей спортивных организаций.

В процессе работы по развитию управленческой компетентности особое внимание должно уделяться двум группам факторов: субъективным (когнитивные и деятельностные аспекты личности) и объективным (социальная ситуация, спортивно-тренировочная среда). Обязательная составляющая развития управленческой компетентности — это интеграция теоретической подготовки и практической деятельности, свобода выбора форм, методов и диагностики обучения. Создание и реализация (в процессе развития профессиональной компетентности) педагогических условий, обусловленных спецификой содержания повышения квалификации, ценностным целеполаганием, мотивации ценностных оснований и личностных качеств руководителя — основной механизм решения проблемы развития профессиональной компетентности.

Процесс развития управленческой компетентности руководителя рассматривается как самостоятельная учебная деятельность, осуществляемая без отрыва от основной спортивно-тренировочной деятельности. Мотивацию, ценностные основания и личностные качества на основе результата самообразования мы рассматриваем как дидактические средства развития управленческой компетентности специалиста. Проблемы, возникающие в спортивно-тренировочной деятельности, переводятся в задачи собственной учебной деятельности руководителя. При опоре на социальный опыт материал реконструируется на абстрактном уровне, производится поиск причин и средств решения возникшей проблемы. Учебная деятельность специалиста становится пространством проектирования собственных норм управленческой деятельности, а непосредственно в практической физкультурной работе осуществляется их актуализация [2, с.18].

Создание эффективной методики развития компетентности руководителей спортивных школ позволит влиять на такие личные качества как: воля, мораль, умственная активность, способность к эмпатии. Возрастет приоритет таких профессиональных качеств как: общительность, тактичность, выдержка, эмоциональность, находчивость, наблюдательность, искренность и др.

Литература:

1.         Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека: монография/ К. Я. Вазина. — Изд-во: М.: Гос. ун-т. Печати, 2002.-145 с.

2.         Виноградов С. А. Развитие управленческой компетентности руководителя физкультурного образования/ Автореферат кандидата пед. Наук. — Челябинск 2013

3.         Дикунов А. М. Перспективы модульной технологии педагогического контроля — журнал «Теория и практика физической культуры». № 12 1997

4.         Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: Научно-методическое пособие / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, А. Э. Буров. Изд. Советский спорт 2010.- 296 с.

5.         Камалетдинов В. Г. Физкультурно-спортивное движение: управление и пути совершенствования/ журнал «Теория и практика физической культуры». № 4 1999

6.         Лазарев В. С. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления/ НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, М. 80,6 с.25

7.         Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2001. — 240 с.

8.         Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф Основы менеджмента М.: Дело, 1997. — 704 с.

9.         Найн А. Я. Культура делового общения/ Издательство ТОО «Версия», Челябинск, 1997 с.255

10.     Поташник М. М. Управление качеством образования: Практикоориенти- рованная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника — М.: Педагогическое общество России, 2000–448 с.

11.     Сериков Г. Н. О систематизации понятий педагогики — журнал «Образование и наука» Изв. УрО РАО 2013. № 4 с.19–30

12.     Соловьев Г. М. Некоторые аспекты технологической модели подготовки специалистов по физической культуры в системе дополнительного профессионального образования в вузе // Теория и практика физической культуры (научно-методический журнал). М. — 2002. — № 9.- с.23–26,39.

13.     Филанковский В. В. Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры: Автореферат. — Майкоп, 2000. — 36 с.

14.     Шалаев И. К. Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под. Ред. И. К. Шалаева. — Барнаул, БГПУ, 2003. — 820 с.

15.     Шредер Г. А. Руководить сообразно ситуации. Пер. с немецкого. Сер.: Практикум делового человека М. Интерэксперт 1994. -160 с.

16.     Ясвин В. А. Образовательная среда:от моделирования к проектированию — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle