Библиографическое описание:

Карпова И. А. Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 73-75.

Проблема формирования художественного образа находится под пристальным вниманием философов, искусствоведов, психологов, педагогов на протяжении длительного времени. Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим зарубежным и отечественным философским исследованиям (Борев Ю. Б., Ванслов В. В., Скатерщиков В. В., Дрёмов А. К. и др.), давших определение художественного образа и рассматривающих его, как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующей художественной деятельности.

Художественный образ, по определению Борева Ю. Б., одна из основных «категорий эстетики», которая характеризует «присущий только искусству» способ «отображения и преобразования действительности», это «иносказательная, метафорическая» мысль, раскрывающая одно явление через другое, это «объективация системы художественных представлений».

Казакова Т. Г. подчеркивает, что художественный образ в искусстве есть «выразительное изображение как реальных, так и фантастических явлений», в которых концентрированно отражаются «эмоциональные стороны действительности», а поэтому выражаются «общезначимые чувства, характеры людей».

Проблема формирования художественного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества. Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, согласно которой сущность художественно — творческого развития состоит в «формировании у детей эстетического отношения» (Лыкова И. А.) посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. И. А. Лыкова пишет: «Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений» [10, с. 19].

Вопросы формирования художественного образа в детском творчестве отражены во многих педагогических исследованиях, в которых отмечается, что развитие личности ребёнка самым непосредственным образом связано с формированием у него эстетического отношения к действительности и высокой художественной культуры. Эстетическое отношение ребёнка к миру и искусству складывается в процессе познания действительности как непосредственно — через ощущения, восприятия, так и опосредованно — через представления, понятия, продуктивное творчество. Не случаен интерес многих исследователей к проблеме детского творчества, его художественно — образной природе, путям его формирования у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается современными исследователями (Казаковой Т. Г., Комаровой Т. С., Лыковой И. А., Пелих Е. А., Курёвиной О. А., Рубан Т. Г. и др.) как смысловое общение с опорой на «язык» искусства. При этом художественный образ понимается как «знак» для передачи информации, специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей, чувств и отношений, а выразительность — как способность художественно реализовать свои мысли и чувства.

В отечественной дошкольной психологии и педагогике вопросы формирования художественного (выразительного) образа в детском художественном творчестве разработаны достаточно широко. Исследования в этой области показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы.

Венгер Л. А., Игнатьев Е. И., Сакулина Н. П. и др. ученые основным условием возникновения художественного образа у детей считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности.

Комарова Т. С., исходя из анализа продуктов детской художественно — творческой деятельности детей, считает, что для создания художественного образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого, Комарова Т. С. видит один из путей повышения выразительности художественного образа в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно «научить детей технике рисования», чтобы они могли «свободно ею распоряжаться», наиболее «полно» выражать в рисунке свои впечатления. Овладение техникой понимается Комаровой Т. С. не только как основа возникновения художественного образа, но и как средство достижения его выразительности.

Исследования ученых (Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой, Денисовой Т. Л., В. А. Инжестойковой, И. А. Лыковой, Е. А. Пелих, и др.) показывают, что анализ «стиля» детского художественного творчества, характеризуется устойчивостью выразительных черт в передаче художественного образа и «большой динамикой малого опыта» (Лыкова И. А.). Исследователи выделяют две стадии освоения художественного образадетьми дошкольного возраста [10, с.20]:

1.                  Подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством его знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т. д..

2.                  «Возникновение образа», на этой стадии ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах художественно — творческой деятельности.

Отечественные психологи (Запорожец А. В., Теплов Б. М. и др.) в своих работах определяют общие группы важных психических процессов, составляющих основу художественно — творческого развития детей-дошкольников, основу формирования у них художественного образа: восприятие; образное мышление; воображение; творчество. Также авторы многих работ раскрывают средства и носители выразительности, освоив которые дети могут воспринимать и создавать выразительные образы, а именно: чувство цвета (Флёрина Е. А., Бакушинский А. В., Мухина В. С.); форма, пропорции (Комарова Т. С., Казакова Т. Г. и др.); композиция (Шорохов Е. В.); чувство ритма (Котляр В. Ф., Богатеева З. А.,. Юртайкин В.В, Волков Н. Н., Доронова Т. Н.); «ручная умелость» (владение техникой рисования) (Комарова Т. С., Казакова Т. Г. и др.).

В своих исследованиях ученые (Казакова Т. Г., Комарова Т. С. и др.) рассматривают показатели качества художественного образа (нахождение адекватных изобразительно — выразительных средств, индивидуальный почерк, соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям) и критерии выразительности детских образов: эмоционально — личностное отношение к изображаемому; техническая грамотность; изобразительная самостоятельность; оригинальность решения обобщенной трактовки художественного образа, его «неповторимость» (Борев Ю. Б.), так как, даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные «творцы создают разные произведения» (Ванслов В. В.).

Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили им называть образы в детском рисунке не только выразительными, но и художественными.

В работах ученых по проблеме художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (Ветлугиной Н. А., Дзержинской И. Л., Езикеевой В. А., Казаковой Т. Г., Ушаковой О. С. и др.) раскрываются средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать в своих работах художественный образ, а Ветлугина Н. А. выдвигает показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества [6, с.194]:

1.         Отношения, интересы: искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность; интерес к изобразительной деятельности; способность «вхождения» в изображаемый образ.

2.         Показатели способов творческих действий: создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов; дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приёмов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.

3.         Показатели качества результатов творчества: нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств, для воплощения художественных образов в рисунке; соответствие результатов детского творчества элементарным художественным требованиям: особенности цветовой гармонии, колорита; характер линий, выразительность формы, силуэта; ритм цветовых пятен, линий, форм; своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная, вертикальная и т. д.).

4.         «Индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражений ребёнком своего эмоционального отношения к художественному образу.

Итак, анализ литературы позволяет сделать вывод, что при умелом руководстве со стороны взрослых старшие дошкольники могут создавать осмысленные выразительные художественные образы и адекватными средствами передавать в них своё отношении к окружающему миру при соблюдении следующих условий:

-          обогащения и систематизации знаний об особенностях разного вида искусств;

-          формирования представлений о средствах выразительности разного вида искусств;

-          овладения детьми изобразительно-выразительными умениями (техникой исполнения);

-          формирования установки на перенос умений, приобретённых в процессе обучения в повседневную жизнь.

Литература:

1.         Борев Ю. Б. Эстетика — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат. — 1989. — 496с.

2.         Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. — Л.: Художник РСФСР. 1983. — 232с.

3.         Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение. 1978. — 201с.

4.         Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5 — с.49–53

5.         Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.

6.         Козырева С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средства развития изобразительного творчества старших дошкольников. Афтореф. дис. канд.пед.наук. — М.: 1985–21с.

7.         Козырева С. П. Отражение музыкального образа в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. — 1978. — № 2. — с.52–56

8.         Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.

9.         Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА». 2007. — 144

10.     Флерина Е. И. Эстетическое воспитание дошкольника — М.: Просвещение. – с.181

11.     Ярыгина А. Творчество и выразительность. // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 6 — с.57–61

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle