Библиографическое описание:

Терновская О. В., Лосев А. В., Бубнова Л. М. О роли преподавателя в подготовке специалистов технического профиля [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 220-222.

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать в условиях колледжа.

Ключевые слова:технический профиль, специальные дисциплины, интеграция, практико-ориентированный специалист

С точки зрения современного российского социума профессиональное образование рассматривается как многообразие возможностей и вариантов его получения, предоставления личности права самостоятельно формировать образовательные ступени с учетом своих интересов, возможностей и потребностей.

В свое время средние профессионально-образовательные учреждения были созданы на базе профильных предприятий, и многие действующие преподаватели сами имеют стаж практической работы по профилю преподаваемых дисциплин. Преподаватели в большинстве своем стремятся к тому, чтобы удовлетворить потребности каждого обучающегося в получении качественного образования, запросы современной экономики, условия рынка труда. А это влечет за собой открытие новых, более востребованных в современном обществе специальностей. Соответственно, к преподавателям специальных дисциплин предъявляются более высокие требования. Уровень преподавания должен соответствовать современным стандартам, требованиям программ нового поколения.

Но с течением времени происходит смена поколений. И в связи с уходом на пенсию уменьшается количество квалифицированных педагогов, то есть тех, которые имели как высокий уровень технической подготовки, так и накопившие за долгие годы работы в системе профессионально-технического образования определенный методический багаж. А их профессиональное мастерство и является одним из главных факторов воспитания и образования будущих поколений. Поэтому для передачи и закрепления их бесценного профессионального опыта молодым специалистам организуется множество различных семинаров, лекций, открытых уроков.

На современном этапе очень остро стоит проблема обеспечения кадрами учреждений среднего профессионального образования. Подготовить преподавателя или мастера производственного обучения для колледжа или техникума гораздо сложнее, чем для обычной средней школы. Поэтому большим подспорьем в этом являются выпускники групп профессионального образования, которые могут и не иметь высшего педагогического образования. Они возвращаются в «родные пенаты» в качестве преподавателей. Эти молодые педагоги в большей степени имеют опыт общения и со студентами, и с коллегами-преподавателями. Посещая семинары, открытые уроки, новички эмпирическим путем приходят к пониманию задач, поставленных перед всем преподавательским составом учебного заведения. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» — это слова В. Ключевского. Но этого, конечно, не достаточно.

Тем более что сейчас в нашей стране престиж рабочих профессий резко упал. Мы живем в обществе потребления, а не созидания. Современные молодые люди, которые поступают в техникумы и колледжи, зачастую плохо представляют, что им это даст в дальнейшем. У многих вообще отсутствует потребность трудиться, нет определенных нравственных ориентиров. Задача преподавателя подготовить практико-ориентированного специалиста, которого получит производство. Для развития инновационной экономики нужны подготовленные кадры. Вузы, выпускающие преподавателей для учреждений среднего профессионального образования, не всегда обеспечивают высокое качество их подготовки. На эту тему проведено значительное количество серьезных исследований такими выдающимися педагогами и психологами как Е. П. Белозерцев, З. Ф. Есарева, И. Ф. Исаев, П. И. Образцов, Г. Б. Скок и другими. В работах этих авторов раскрываются направления формирования профессиональной культуры, мастерства и авторитета преподавателя.

В сегодняшней реалии наблюдается опосредованное существование учебных заведений и конкретных требований, предъявляемых работодателями к будущим специалистам технического профиля. Даже на практику, подразумевается, что студент должен прийти и сразу включиться в производственный процесс. То есть, квалификационная подготовка самого преподавателя учебного заведения должна соответствовать современным требованиям производства. Отсюда следует, что только аудиторное обучение является малоэффективным. В лабораторных условиях преподаватели профильных дисциплин используют новейшие технологии, приборы и оборудование, необходимые для приобретения профессиональных навыков. Такой подход к преподаванию формирует у студентов мотивацию к освоению выбранной профессии. Преподаватель, организующий производственную практику, должен служить связующим звеном между студентами и работниками предприятия. Он заботится о предоставлении рабочих мест, решает спорные вопросы с мастерами, наконец, осуществляет контроль за производственной практикой студентов, что должно обеспечивать качественное и систематическое выполнение ими индивидуальных заданий. В момент зачтения практики желательно пригласить представителей предприятия, так как публичное выступление при защите проекта дает дополнительную мотивацию, а положительные отклики со стороны квалифицированных людей укрепляют уверенность студента в его правильном выборе.

Будущие специалисты — выпускники техникума должны выйти во «взрослую» трудовую жизнь, имея активную творческую позицию, стремление к самореализации, готовые принимать ответственные решения и в дальнейшем самосовершенствоваться. Для того чтобы добиться хороших результатов в учебе, студенты должны четко понимать смысл изучаемых дисциплин с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю нужно формировать у студентов позитивную мотивацию к дальнейшему учению, развивать их познавательные потребности. Особое внимание также нужно уделять прогнозу на перспективу, поле ближайшей деятельности обучаемых, а не только на данный существующий уровень их развития.

В рамках личностно-ориентированного подхода к процессу обучения каждый студент получает возможность раскрыть свою самобытность, целостность личности. Использование деятельностного подходапомогает студенту проявить себя в учебном процессе, то есть, на уроке создается такая ситуация, когда студент сам «открывает» что-то новое. Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи. Основные принципы его системы:

-         учет интересов обучаемых;

-         учение через обучение мысли и действию;

-         познание и знание — следствие преодоления трудностей;

-         свободная творческая работа и сотрудничество. [4, 23–29]

Поэтому роль преподавателя не всегда главенствующая, довлеющая: так и никак иначе. Преподаватель, скорее, направляет познавательную деятельность обучаемых в русло успешного овладения знаниями. Для него важно владеть методическими приемами, правильно организовывать и проводить учебные занятия. Преподаватель специальной дисциплины должен обладать такими качествами, которые присущи не многим. В его многогранной деятельности сочетается личный профессионализм и способность передать свои знания и заинтересовать обучаемых. Свои профессиональные умения преподаватель направляет не просто на контроль знаний и умений, а на диагностику деятельности, чтобы вовремя помочь и устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении, и требует от преподавателя более высокой степени мастерства. Движущей силой профессионального мастерства преподавателя является методическая культура, сквозь которую преломляется опыт всей методической науки, его собственный опыт, знания и движение вперед процесса обучения преподаваемой дисциплине.

Исследования, проводимые кафедрой педагогики и психологии управления социальными системами НТУ «ХПИ» под руководством проф. А. Г. Романовского, позволили уточнить перечень требований к современному преподавателю. Среди профессиональных качеств особое значение приобретают инновационный тип мышления, умение видеть и прогнозировать вероятные перспективы развития отрасли и применяемых технологий, а также активная самостоятельная научно-исследовательская деятельность. Педагогические качества преподавателя должны включать уважение к личности студента, понимание его индивидуальных особенностей и способностей, а также умение обеспечить подачу учебного материала с учетом этих качеств. Среди личностных качеств усиливаются требования к нравственно-этическим позициям преподавателя, его общей, профессиональной и педагогической культуре [5, с.80–86].

Говоря словами В. А. Сухомлинского, «урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, … показатель его кругозора, эрудиции». При подготовке к занятиям нужно ответственно подходить к построению этапов урока в зависимости от уровня группы, от учебной ситуации. Необходимо правильно ставить цель и задачи каждого урока. В поле зрения преподавателя должны одновременно находиться также и психические процессы, чувства, эмоции обучаемых. В процессе совместной деятельности — преподаватель — студент происходит взаимовлияние эмоциональных сфер, которое в конце концов приводит к качественно новому соответствию взглядов на данную учебную деятельность. Такая интеграция науки педагогики и достижений психологии, социологии, несомненно, приведет к успешному усвоению учебного материала. Безусловно, на преподавателе лежит вся ответственность за повышение качества подготовки специалистов в профессиональном образовании. По этой причине одним из основных требований к преподавателям учреждений среднего профессионального образования является систематическое овладение (с учетом контингента обучающихся) новыми методами обучения, инновационными и педагогическими технологиями, необходимыми для подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям государства.

Таким образом, педагогическими условиями повышения качества подготовки специалистов технического профиля в воспитательно-образовательном процессе являются: интеграция деятельности преподавателей по повышению качества подготовки специалистов технического профиля; обеспечение организационно-методического сопровождения внеаудиторной деятельности студентов, повышающего качество подготовки; реализация индивидуального и дифференцированного подходов к подготовке таких специалистов в средних специальных учебных заведениях.

Литература:

1.      Формирование общей и профессиональной культуры будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования” (Материалы научно — практической конференции, 8 апреля 2002 г., г.Улан-Удэ);

2.      Фокин Ю. ГПреподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

3.      Левина М. М.Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

4.      Дьюи Дж. Школа будущего. — М.: Госиздат. 1926. — 274с.

5.      Лысенко Е. Г.Модель личности преподавателя как определяющего фактора учебно- воспитательного процесса в техническом вузе, 2001. — 185с.

6.      Загрекова Л. В.Теория и технология обучения Текст. / JI. В. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высшая школа, 2004. — 157 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle