Библиографическое описание:

Худайкулов Х. Д., Анаркулова Г. М., Уралова Ю. У. Электронная библиотека — важнейший компонент инновационных технологий в современном образовании [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 223-224.

Современная образовательная политика нашего государства ориентирована, прежде всего, на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира — социальным, экономическим, технологическим, информационным.

Система образования, исходя из новой педагогической парадигмы, должна обеспечить разработку методов инновационного и развивающего обучения и воспитания, специально направленных на раскрытие когнитивно-творческого потенциала личности, развитие способностей человека к творчеству. Это обеспечит своевременную и адекватную подготовку молодого поколения к будущему.

Современному обществу необходимы молодые люди, умеющие:

-          гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

-          самостоятельно критически мыслить, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-          грамотно работать с информацией (искать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы и конструктивные предложения);

-          быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах [1].

Принятая в 2010 году Государственная программа «Год гармонично развитого поколения» обозначила приоритеты дальнейшего развития системы образования на кардинальное улучшение качества обучения в школах, профессиональных колледжах и лицеях, вузах страны за счет широкого внедрения в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий, электронных учебников и мультимедийных средств, укрепления учебно-лабораторной базы образовательных учреждений самыми современными видами учебного и лабораторного оборудования, компьютерной техникой.

Проблема инновационного образования на основе использования инновационных технологий поставлена, предложена отечественной педагогической науке как государственный заказ. В центре внимания науки — профессиональная подготовка будущих специалистов в условиях инновационных технологий.

Новые технологии позволяют проектировать учебный процесс не только с точки зрения выполнения преподавательской деятельности, но и студенческой.

Электронные учебные ресурсы помогают вести обучение на новом качественном уровне. Электронные информационные источники могут использоваться как компонент традиционного учебного процесса. При этом они не заменяют, а дополняют возможности традиционных учебных средств, повышая эффективность и качество обучения (для объяснения, закрепления нового материала, для контроля полученных знаний). Во-вторых, электронные ресурсы можно использовать для педагогического проектирования более эффективной учебно-информационной среды, для организации научно-исследовательской самостоятельной работы студентов [2].

Одним из важных компонентов новых информационных технологий является электронная библиотека (ЭБ).

Основные задачи ЭБ — интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них. Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования (с помощью удобных и унифицированных пользовательских интерфейсов, желательно одного) различной информации с сохранением её свойств, особенностей представления и пользовательских возможностей манипулирования с ней. При этом объединение ресурсов не обязательно должно осуществляться физически, оно может быть виртуальным, главное — оно должно обеспечивать пользователю восприятие доступной информации как единого информационного пространства. В частности предполагается, что ЭБ должны обеспечивать пользователю эффективность информационных поисков.

Основными функциями электронной библиотеки являются:

-          Обеспечение информационной базы, направленной на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей (преподавателей, студентов, магистрантов, стажёров-соискателей-исследователей, старших научных сотрудников-исследователей);

-          Научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокого изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами высокого уровня подготовленности;

-          Образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка как формального, так и неформального образования;

-          Справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отражённые в документах определённого вида.

Создание ЭБ на кафедре русского языкознания факультета русской филологии УзГУМЯ является первым этапом в осуществлении программы по созданию электронных образовательных ресурсов.

Определяя структуру ЭБ, мы исходили из практической необходимости обеспечения учебной и научно-исследовательской базы данных по блоку дисциплин, читаемых по кафедре, а также учитывая актуальные направления современной лингвистики. В каталог электронной библиотеки кафедры вошли учебные пособия, словари и монографии по следующим направлениям: фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, историческая грамматика риторика, социолингвистика, семантика, нейролингвистика и др. Форматы, используемые в ЭБ: формат PDF, FB2; формат WinDjView; форматы DOC, TXT; гипертекстовый язык разметки HTML.

В целях дальнейшего повышения эффективности и оптимизации учебного процесса в перспективе намечены следующие пути развития ЭБ: создание банка выпускных квалификационных работ студентов, диссертационных работ магистрантов, аспирантов, докторантов на факультете(это позволит создать электронный банк данных научно-исследовательских работ по специализированному профилю выпускающей кафедры университета); а также создание банка студенческих проектов. Самостоятельная работа — проект как вид учебной и научно-исследовательской деятельности студентов имеет свои задачи и отличается определенной спецификой от учебной деятельности, осуществляемой под непосредственным руководством преподавателя. Основной ее задачей является развитие у студентов умения приобретать научные знания путем личных поисков и активного интереса и творческого подхода к своей учебной, научной и практической работе.

Создание электронной библиотеки имеет ряд преимуществ:

-          экономия времени на поиске;

-          экономия денег (затраты на интернет-время — не просто найти нужную информацию, не каждый специализированный сайд имеет необходимую информацию, не говоря об ограничениях на скачивание файлов);

-          качественный и количественный отбор литературы (преподаватель выполняет роль селекционера);

-          оперативность получения информации (по первому требованию можно получить всю библиотеку кафедры);

-          в перспективе — это доступ к электронной библиотеке из сайта университета, а не переадресация на другие источники.

Наш опыт работы показал, что электронная библиотека является одним из востребованных электронных продуктов, ориентированных на развитие творческого мышления обучающихся, повышающих эффективность самостоятельной научно-исследовательской работы студентов.

Литература:

1.         Андриянова В. И. и др. Концептуальная модель обучения на основе развития когнитивно-творческих способностей учащихся как условия подготовки подрастающего поколения к вызовам ХХI века. Ташкент, 2010. — С.81.

2.         Джураев Р. Х. Электронные учебные ресурсы и их применение // Формирование личности обучающего в условиях инновационных технологий: Учебное пособие для преподавателей и воспитателей. Ташкент, 2009. — С.65.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle