Библиографическое описание:

Кульбекова А. К. Технологическая концепция обучения студентов национальной хореографии в вузах Республики Казахстан [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 232-235.

Национальный танец является профилирующим курсом подготовки кадров. В статье рассмотрены технологии обучения казахскому танцу в вузах Казахстана и приведены содержательные основы образовательного курса.

Ключевые слова:казахский танец, национальная хореография, технология обучения, фольклор, этнохореография.

В ходе практической и педагогической деятельности, анализа качества подготовки хореографов в вузах Казахстана была разработана технологическая концепция обучения специалистов в области национальной хореографии, суть которой выявляет систему обучения хореографов в вузах. Она выражается в следующих положениях:

1.      Национальный танец не существует вне окружающего его этнокультурного контекста. Восприятие танца требует учета знаний, умений и навыков не только в области хореографического искусства, но и этнохореографии, фольклора, музыки, психологии, философии и других наук.

2.      Необходимо применение единого терминологического аппарата на местах, а также глубокое изучение теории и методики преподавания и исполнения казахского танца. Освоение казахской танцевальной терминологии, образных и художественных названий специфических движений — основа освоения учебного курса. Терминологический аппарат казахского танца является средством воздействия, участвует в формировании ярких образов, способствует глубокому проникновению в образно-эмоциональную специфику этнохореографии.

3.      Казахский танец требует изучения и освоения традиционной художественной культуры общества во всех системных связях с другими видами искусства. Здесь необходимо опираться на:

a)      мифологию, материалы древних сказаний, легенд;

b)      генезис, этапы развития этнохореографии;

c)      память предшественников и создателей — народных и профессиональных исполнителей, специалистов, знатоков казахского танцевального искусства.

4.      Казахский танец является синкретическим видом искусства. Отсюда устойчивость традиций в различных видах творчества, в том числе танцевальном, характеризует культуру казахского общества в целом.

5.      В Казахстане необходимо развитие региональных танцевальных культур с локальными ее разновидностями. Это, с одной стороны укрепит жизнеспособность искусства народного танца, обеспечит преемственность, с другой — отразит многообразие и богатство казахской танцевальной пластики (учет различных социально значимых факторов, географического расположения региона, соседства с другими государствами, климатические условия, накладывающие специфику в исполнении, сценическом костюме и характере танца).

6.      Проведение различных конкурсов, семинаров, фестивалей, мастер- классов, имеющих сегодня большие перспективы и практическую значимость в профессиональной деятельности хореографов. Целью таких мероприятий должно быть выявление талантов, обмен опытом, конкретизация обучения, решение концептуальных задач по совершенствованию методов обучения и его функционированию, а также активизация творческой и профессиональной деятельности специалистов.

В контексте рассматриваемых задач по изучению и освоению курса «Теория и методика преподавания казахского танца» в вузе мы определили содержание данного курса и намерены рассмотреть его основные направления более подробно.

Знакомство студентов с историей развития традиционной национальной хореографии, изучение классификации различных видов казахских танцев, функций народной хореографии, творчества выдающихся деятелей хореографического искусства мы выделяем как первоначальную основу общей программы обучения хореографов в Казахстане и непосредственно пререквизитом всего образовательного процесса в вузах Казахстана.

Принципиально новым в процессе подготовки кадров по казахскому танцу в вузах Казахстана является изучение большинства дисциплин по теории и методике преподавания танцев разных народов по блочному, интенсивному методу. На наш взгляд такое обучение само по себе более продуктивно. Далее, в качестве первостепенной задачи в обучении хореографов в вузах Казахстана на современном этапе мы выдвигаем изучение фольклора и его функционирование в профессиональном искусстве.

Вместе с тем, простое повторение фольклорного танца на профессиональной сцене не всегда достигает своей цели. С точки зрения современной исполнительской техники и многообразия танцевальной лексики в данном вопросе следует подчеркнуть некоторую ограниченность фольклора. В свое время, самобытные исполнители зачастую не обращали внимания на бесконечную продолжительность танца. Кроме того, уровень профессиональной виртуозности и лексики народного танца во многом ограничен, многие приемы бесследно уходили вместе с их создателями.

Сегодня необходимым является решение вопроса о сценической переработке традиционного казахского танца с сохранением характера и эмоциональной специфики национального танца. Отсюда, в учебном процессе по обучению казахского танца определилась задача — сохранять черты, присущие традиционному танцевальному искусству казахов. Вместе с тем следует остерегаться ряда потенциальных ошибок, которые все еще наблюдаются в учебном процессе. С другой стороны, в процессе обучения и привития умений по казахскому танцу у студентов педагог не должен допускать излишнюю, не в меру примененную стилизацию движений и отдельных комбинаций.

Практика показала, что погоня за формальной виртуозностью, небрежное отношение к танцевальной теме, идее, форме неизбежно ведут к неправильному восприятию студентами специфики казахской танцевальной культуры. В этом случае народный танец теряет свою непосредственность, самобытный характер и становится холодной стилизацией, искажающей саму природу народного танца.

Известный исследователь русского танцевального фольклора Г. Ф. Богданов выделил принципы изучения народной хореографии. “Личное наблюдение различных народных обрядов и праздников весны, урожая и т. д.; литературная фиксация старинных обрядов и народных игр; изучение фондов, изобразительного материала; знакомство с произведениями классиков, где описываются обряды или обычаи; знакомство с произведениями изобразительного искусства, где отображены быт и жизнь народа; аналогичное изучение фольклора соседних народов; глубокое изучение народных песен, литературного фольклора (сказки, пословицы)” [1, с.16]. Основные выводы Г. Ф. Богданова могут быть эффективно применены в учебно-творческом процессе подготовки специалистов по казахской хореографии. Преемственность поколений в культуре и искусстве, как показала практика, является главным условием поэтапного развития цивилизованного общества и оказывает определенное значение на процесс формирования знаний, умений и навыков будущих специалистов. Сохранившиеся записи казахских танцев и описания методов обучения Ш. Жиенкуловой, Д. Абирова, О. Всеволодской-Голушкевич могут лишь частично служить ориентиром для обучения. Записи других знатоков казахской национальной хореографии, к сожалению, не систематизированы, не опубликованы, не имеют методическую основу и поэтому не могут быть использованы в образовательном процессе.

Одной из основных задач разработки авторских технологий является описание танцев балетмейстеров Казахстана, которые остались в памяти отдельных профессиональных исполнителей или в лучшем случае, имеются в фондах республиканского телевидения и частных материалов. Эта задача является самой ответственной и трудоемкой.

В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразно сочетать в одной комбинации, как построить занятие в целом — эти и многие другие вопросы стоят сегодня перед начинающими специалистами. Педагогическая практика показывает, что продуктивнее такой принцип организации учебных занятий, когда основной материал программы курса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, а затем в не сложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всевозможными подходами. Они даются в сложных сочетаниях с другими движениями. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения постоянно возрастает. Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Особое внимание следует уделять работе над методикой исполнения движений, художественной выразительностью, музыкальностью, что закрепляет теоретические знания у студентов и позволяет совершенствовать их профессиональное мастерство.

Повышение эффективности и результативности применения тех или иных авторских технологий обучения хореографов связано, во-первых, с построением каждого из его разделов, во-вторых, с умением методически правильно составлять учебные комбинации педагогом. В зависимости от программы курса каждый раздел занятия должен иметь определенные задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не должен быть произвольным. Необходимо выстраивать занятия с учетом профессиональных и физических данных студентов, обдуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию танцевальных движений.

 В этой связи предельно профессионально и точно высказывание выдающегося педагога по классическому танцу С. Н. Головкиной, которая писала: «Есть педагоги, которые увлекаются «балетмейстерством», составляются комбинации, подчас не соответствующие программе данного класса и не выполняют учебную задачу. С другой стороны, примитивно составленная комбинация не развивает танцевальности и выразительности учащихся. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать художественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти» [2, с.10].

Музыкальное сопровождение занятий оказывает определенное влияние на формирование умений и профессиональных навыков хореографов. На занятиях необходимо использовать казахские классические произведения и народную музыку. В связи с этим, в процессе организации учебных занятий большую роль играет работа концертмейстера и творческий контакт с педагогом. Продумывая каждый урок и отдельные комбинации, разучивая со студентами танцы, педагог должен исходить не только из метроритмической стороны мелодии, но и пластически передать ее характер, особенности ее формы и структуры. Только в этом случае станет возможным воспитывать и вырабатывать у студентов умение работать с музыкальным материалом.

Задачами обучения казахскому танцу в вузах Казахстана являются:

-       освоение традиционной танцевальной культуры, идеалов и духовных ценностей казахского общества;

-       формирование у студентов музыкально-эстетической и художественной оценки окружающей действительности и казахского танцевального жанра;

-       выявление связи танца с другими видами традиционного искусства и промыслов, с историей, включение его в широкий контекст, разнообразные «выводы за пределы» этнохореографии, как путь более глубокого его постижения;

-       тематическое осознание и переживание традиционного художественного опыта казахского общества и государства;

-       обучение художественно-образному языку казахского танца посредством формирования знаний, навыков и профессионального мастерства;

-       развитие художественно-творческой активности хореографов, формирование профессиональной логики и памяти при изучении и освоении учебного материала.

Основные направления содержания учебного курса по казахскому танцу в вузах Казахстана:

1.      Учебная программа по дисциплине “Теория и методика преподавания казахского танца” в вузах Республики Казахстан должна представлять собой целостную систему последовательного осознания связей казахской традиционной художественной культуры, в частности, танцевального искусства с жизнью общества. В процессе изучения этих связей (эстетических, нравственных, патриотических) социальная функция народного танца становится ведущим элементом народной художественной культуры.

2.      Единство эмоционального и сознательного начал в работе студентов на занятиях при его общей повышенной эмоциональной содержательности. При этом педагогу необходимо ориентироваться как на воспроизводящий вариант обучения, так и на творческий поиск.

3.      Повсеместное внедрение многоуровневой системы хореографического образования (проект был разработан А. А. Жолтаевой в 1997 году).

4.      Совершенствование системы обучения путем стандартизации для единого образовательного процесса и обеспечение интеграции отечественных достижений в сфере народного танцевального искусства.

Литература:

1.      Богданов Г. Ф. Учиться у народного танца/Журн. Культурно-просветительная работа.- 1980, № 9.

2.      Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах.- М., 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle