Автор: Пиджакова Анна Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Библиографическое описание:

Пиджакова А. В. Роль образовательного мониторинга в процессе оценивания правовых знаний обучающихся по дисциплинам общепрофессионального цикла в профессиональных образовательных организациях [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 217-220.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования диктуют нам необходимость ухода от традиционной формы организации учебного занятия посредством применения различных педагогических технологий, методов и приемов обучения. Но как среди всего разнообразия подобрать наиболее подходящие, результативные? Как преподавателю оценить эффективность того или иного применяемого инструментария при организации образовательного процесса на учебном занятии?

Опыт педагогической деятельности показывает, что эффективность использования методов и приемов обучения зависит от различных факторов: внешних и внутренних. К внешним мы относим большое количество нормативно — правовой документации, гендерологические особенности, интеллектуальные способности обучающихся, к внутренним — различную сложность тематики занятий, качество контрольно-оценочных средств. Данные факторы позволяют сделать вывод — для того чтобы выявить наиболее эффективные приемы и методы обучения для своей учебной дисциплины, необходимо проводить систематический сбор, хранение и анализ результатов обучения. Иными словами, мониторинг.

Анализ педагогической литературы и диссертационных исследований позволяет сделать вывод о многообразии трактовок определения образовательного мониторинга. Мы принимаем идеи Н. О. Вербитской, которая, объединяя различные определения мониторинга, представляет его как наблюдение с целью контроля, оценки и последующего прогноза; систему получения данных для принятия решений; независимую экспертизу состояния образовательного процесса; функцию управления, обеспечивающую получение обратной связи; информационную базу управления качеством образовательного процесса [2, с. 116].

А также нам близко определение А. С. Белкина, трактующего мониторинг, как процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения [1, с.22].

Из этих определений следует, что мониторинг предполагает:

–        постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

–        изучение объекта по одним и тем же критериям с цельювыявления динамики изменений;

–        компактность, минимальность измерительных процедур и ихвключенность в педагогический процесс.

Структура мониторинга включает в себя несколько этапов, которые представлены на рисунке 1:

Рис. 1. Структура мониторинга

Вообще, говоря, о мониторинге, первое, что приходит в голову — анализ результатов обучения, но углубившись в тему, становится очевидным, что это более масштабное исследование. Приведем сравнительную характеристику двух видов мониторинга, представленных в таблице 1. Сравнительная характеристика видов мониторинга.

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов мониторинга

Вид мониторинга

Характеристика

Мониторинг результатов обучения

Объектом является деятельность обучающихся  : уровень и качество знаний, умений сформированность общих и профессиональных компетенций обучающихся [2, с.116]

Образовательный мониторинг

Объектомявляется деятельность (функционирование) всех субъектов образовательной системы;

содержание образования;

уровень и качество знаний, умений, сформированность общих и профессиональных компетенций обучающихся;

результаты учебно-воспитательного процесса;

средства, которые используются для достижения образовательных целей;

другие аспекты деятельности образовательной организации [2, с.116]

Анализ данных таблицы 1 показывает, что понятие «Образовательный мониторинг» значительно шире понятия «Мониторинг результатов обучения», и включает в себя не только сбор, хранение и анализ результатов освоения учебной дисциплины обучающимися, но и анализ работы самого преподавателя.

Необходимость образовательного мониторинга, для преподавателя, на наш взгляд, прослеживается в следующих формах работы: (помимо анализа результатов обучения):

1.                  Разработка и внедрение контрольно-оценочных средств — результаты мониторинга позволяют выявить недостатки, пересмотреть критерии оценивания, сформулировать вопросы исходя не из своих знаний, а из предполагаемых знаний обучающихся;

2.                  Применение на учебных занятиях различных педагогических технологий, приемов и методов обучения — с помощью мониторинга постепенно сформируется учебно-методический комплект, с учетом разнообразных тем учебной дисциплины.

3.                  Сбор и анализ результатов выполнения практических и самостоятельных работ позволяет отобрать темы и формы, отличающиеся наибольшей результативностью.

Данная тема очень объемна, работа по ее изучению только начата. На данный момент мы можем представить некоторые сравнительные результаты педагогического исследования проведения мониторинга по отношению к различным объектам:

В трех группах (№ 1, 2, 3) обучающихся по программам СПО третьего курса было проведено учебное занятие по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности на тему: «Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности», с применением различных технологий, приемов и методов обучения.

В группе № 1 — занятие проходило с использованием элементов технологии критического мышления (заполнение таблицы), элементов технологии проблемного обучения (самостоятельный поиск информации, формулирование темы, целей и задач занятия), работа в группах.

В группе № 2 — применялась технология интерактивного обучения: использование электронного учебного модуля по данной теме.

В группе № 3 занятие прошло в традиционном стиле: лекция с элементами беседы.

После изучения теоретического материала, был проведен текущий контроль по данной теме, результаты которого приведены в таблице 2. Результаты текущего контроля.

Таблица 2

Результаты текущего контроля

Группа

Кол-во обучающихся

Успевают

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

Успеваемость

Средний балл

Уровень обученности

абс

кач

№ 1

27

27

6

19

2

-

100

92

4.1

0,82

№ 2

24

24

6

11

7

-

100

70

3,9

0,79

№ 3

28

28

7

2

19

-

100

32

3,6

0,71

Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать вывод: применение современных методов обучения ведет к увеличению показателей качественной успеваемости.

Таким же образом с помощью мониторинга можно выявить наиболее подходящие методы и средства обучения, различных тем, в разных по составу (по половому признаку) группах, определить эффективность контрольно-оценочных средств.

Литература:

1.                      Белкин А. С. и др. Основы педагогических технологий: (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. С.22.

2.                      Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. С. 116.

3.                      Вербицкая Н. О., Жаворонков В. Д. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы. Екатеринбург, 2000. С.42–43.

4.                      Коротаева Е. В., Назарова Л. Д. Некоторые характеристики педагогического мониторинга. // Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. / Под ред. А. С. Белкина. Екатеринбург, 1999. С.19–20.

5.                      Педагогическая библиотека. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru;

6.                      Информационно-образовательный ресурс. — Режим доступа: http://www.profile-edu.ru.

Похожие статьи

К вопросу формирования профессиональных компетенций посредством организации деловых игр в образовательных организациях среднего профессионального образования

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Компетентностно-ориентированные оценочные средства диагностики индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу формирования профессиональных компетенций посредством организации деловых игр в образовательных организациях среднего профессионального образования

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Компетентностно-ориентированные оценочные средства диагностики индивидуальных образовательных прогрессов обучающихся по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях