Библиографическое описание:

Токарева Н. Г., Петров Р. А. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 139-141.

Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено ставит развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе.

Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Придя в школу, ребенок включается в освоение сразу двух программ обучения — официальной и неофициальной. Официальная программа представлена предметными знаниями, умениями и навыками, а неофициальная включает навыки социального взаимодействия, так называемую манеру поведения в обществе, способы реагирования на общественные требования, варианты поведения в той или иной ситуации. Как правило, в школе основное внимание уделяется реализации первой — официальной программы.

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньшее, и даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе.

В выборе путей реализации данного направления, мы исходим из анализа составляющих социальной компетентности. Социальная компетентность — понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку.

Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.

Социальная компетенция — социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях, о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетенции считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии, поведения в них. Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т. д.

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности.

Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому эффективным средством в формировании социальной компетентности считаем важным выделить метод проектов. Именно этот метод предполагает включение младших школьников в практическое социальное взаимодействие на основе целенаправленного обучения способам такого взаимодействия при оказании им педагогической помощи со стороны учителя.

Первыми в России к исследованию проблемы компетентностного подхода в образовании обратились В. И. Байденко, И. Г. Галямина, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Ищенко, В. А. Кальней, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, И. В. Челпанов, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишов и др.

Наиболее полно проблема новой парадигмы образования исследована в работах И. А. Зимней. Анализируя понятие парадигмы в меняющейся сфере образования, И. А. Зимняя подчеркивает ее многомерность, где, наряду с трактовкой парадигмы образования как целостного явления, необходимо говорить и о парадигмах его составляющих, таких как цели, содержание, результат. В качестве результата определяется понятие «компетенция/компетентность» как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен в совокупности с мотивационно-ценностными и когнитивными составляющими.

Интересен концептуальный подход к определению компетентности А. И. Савенкова, в основе которого он выделяет формальную, реальную и латеральную компетентность. Формальная компетентность связана с кругом полномочий человека, его определенным общественным статусом. Реальную компетентность составляют знания и опыт в конкретной области. Латеральная компетентность выступает подвидом реальной компетентности и проявляется в случаях, когда эффективность специалиста оказывается наиболее высокой в силу того, что он разбирается не только в проблемах, которые ему предстоит решать, но и в проблемах, находящихся близко к рассматриваемой сфере. Латеральная компетентность позволяет использовать дополнительные преимущества в возможности «мыслить около». А. И. Савенков ссылается на точку зрения ряда современных психологов (Де Боно Э., Клюге К. и др.), в отношении латерального мышления как наиболее эффективного способа решения творческих задач.

Наиболее методологически важным для нашего исследования является понимание личности как определенного уровня развития человека, где детерминантами его поступков являются не только внешние обстоятельства, но ведущим оказывается опосредование внутренними условиями: мировоззрением, целевыми стратегическими установками, всем строем мотивационно-потребностной сферы (В. А. Сластенин). На этом уровне развития поступки человека надситуативны, что позволяет ему сознательно и планомерно самосовершенствоваться, саморазвиваться как личность.

Таким образом, в начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Целью и результатом образования и воспитания является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике («Я знаю, умею, создаю, стремлюсь»).

Литература:

1.                  Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А. Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е. Я. Когана. — Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. — 224 с.

2.                  Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии/ П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М.: РПА, 2006.

3.                  Романова Е. С. Психодиагностика: Уч. пособие/ Е. С. Романова. — СПб: Питер, 2006. — 400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle