Библиографическое описание:

Подольская Е. А., Легкодимова О. В. Взаимодействие участников образовательных отношений в условиях поликультурного воспитания [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 86-87.

Актуальность проблемы взаимодействия педагогов и семьи в группе для детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в том, что позиция педагога и родителя различны. Родители часто считают, что основная работа по коррекции нарушений речи ложится на педагога, им не хватает времени и знаний для занятий с детьми.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

-          формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

-          разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;

-          установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

-          объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

-          создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки друг друга;

-          повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

-          оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

-          обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями.     Одной из таких форм является проектная деятельность. В ее основе лежит идея направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной проблемой.

В качестве средства реализации регионального компонента и обеспечения взаимодействия всех участников образовательного процесса, педагоги подготовительной к школе группы для детей с тяжелым нарушением речи разработали проект «Прибайкалье глазами В. Г. Распутина».

Художественная литература является важным средством воспитания личности. С ранних лет литературные произведения вводят ребенка в огромный мир взрослых, рассказывают о родной стране, людях, труде, природе, культуре народов. Образы литературы благодаря их художественной выразительности способствуют быстрому возникновению у детей ассоциативных связей с реальным миром, содействуют возникновению у них чувств, переживаний. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях окружающей действительности, учится правильно оценивать то, что он узнал из произведения.

Цель данного проекта — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями В. Г. Распутина.

Исходя из этого, проект включает в себя комплекс задач:

-          познакомить детей с творчеством сибирского писателя-прозаика В. Г. Распутина;

-          формировать представление о В. Г. Распутине как выдающемся человеке нашего края;

-          показать жизнь коренных народов Прибайкалья посредством ознакомления с художественными произведениями;

-          воспитывать интерес и любовь к животному и растительному миру Прибайкалья;

-          совершенствовать речь детей, развивать их творческие способности;

-          становление партнерских отношений между участниками образовательного процесса.

На начальном этапе работы были тщательно проанализированы и подобраны произведения В. Распутина, доступные для понимания детьми — дошкольниками и подходящими для реализации поставленных задач. Изучены автобиография, найден портрет, разработаны конспекты занятий, подобраны подвижные, пальчиковые игры, выработан алгоритм работы:

-          знакомство детей с автобиографией, портретом писателя;

-          чтение и обсуждение произведений;

-          отображение в речевой деятельности;

-          закрепление в продуктивной деятельности;

-          самостоятельная деятельность детей;

-          совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Данный проект краткосрочный, рассчитан на две недели. Для его реализации определен декабрь месяц, после прохождения тематического блока «Мой город, мой край, моя страна». К этому времени у старших дошкольников имеются достаточные представления о городе, достопримечательностях, природе нашего края которые способствуют усвоению содержания произведений.

В ходе реализации проекта воспитатель познакомила детей с краткой биографией В. Распутина, прочла отрывки из очерков «Байкал предо мною», «В тайге над Байкалом», рассказ «Мама куда-то ушла».

Далее детей познакомили со сборником «Край возле самого неба», содержащим очерки: «Саяны», «Кабарга», «Соболь», «Ты — тофалар, я — тофалар», «Почему тофалары живут в Саянах», «В оленьем стаде», «Снег», из которых дети узнали о коренной народности сибирского края — тофаларах, их быте, культуре, промыслах.

В совместной взросло-детской (партнёрской) деятельности воспитанники выполняли рисунки на тему: «В тайге над Байкалом», по произведению «Мама куда-то ушла», аппликацию «Байкал предо мною», «Ты — тофалар, я — тофалар», лепили животных: соболь, кабарга, олень, изготовили макет «Тофалария». В рамках проекта слушали музыкальные произведения «Славное море — священный Байкал», «Любимый Иркутск — середина земли», записи «Звуки Байкала», «Голоса животных»; рассматривали фотографии «Саяны», «Чум», «Природа Тофаларии», «Костюмы тофаларов»; разучили подвижную игру народов Севера «Важенка и оленята», пальчиковую гимнастику «Бурундук».

На занятиях с учителем-логопедом дети учились определять характеры и поступки героев, объясняли значения незнакомых слов (жердь, загон, чум), подбирали определения, рифмы к заданным словам, составляли короткие стихи на основе полученных рифм. Образовывали сложные слова путём сложения двух основ: длиннорогий, короткохвостый, отрабатывали интонационную выразительность голоса на основе отработки фраз из произведений «Мама куда-то ушла», «Ты — тофалар, я — тофалар», «Снег», учились понимать и объяснять смысл пословиц народов Тофаларии. Дети выступали в качестве авторов, составляя короткие рассказы из жизни животных нашего края, учились пересказывать очерки близко к тексту, составляли рассказ о Распутине по предложенному плану.

Самые наибольшие впечатления произвели на детей произведения «Мама куда-то ушла», «Соболь», «Саяны», «Ты — тофалар, я — тофалар», что отразилось в самостоятельной деятельности детей через рисунки и игры.

К реализации данного проекта были привлечены родители, им предлагалось узнать у детей, какие произведения В. Распутина ребенок знает, что запомнилось, и почему.

Совместно с детьми выполняли рисунок на тему «Тофалария», изготовили книжки — малышки по произведениям для оформления выставки в группе, учились вместе с детьми подбирать рифмы и сочинять небольшие стихи.

На заключительном этапе между детьми и родителями проведена литературная викторина по произведениям В. Г. Распутина, где использовались интересные факты из жизни автора, кроссворды, пантомимы, народные игры. Оформлена выставка детских работ по изученным произведениям, создана мини-библиотечка из книжек-малышек о животных, растениях, Саянах, издан сборник детских стихов, оформлена газета «Край, в котором мы живем».

Реализация проекта «Прибайкалье глазами Валентина Распутина» способствовало формированию нравственно — патриотических качеств детей- дошкольников, более гуманному отношению к природе, интереса к культуре и жизни людей других национальностей, активизации взаимодействия семьи, педагогов и родителей.

Литература:

1.          Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. — 39 с.

2.          Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle