Библиографическое описание:

Молодцова И. А. Использование технических средств в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений для детей с нарушением слуха [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 246-248.

В статье обосновывается необходимость использовать разные виды технических устройств при обучении и воспитании детей с нарушением слуха.

Ключевые слова: звукоусиливающая аппаратура, дети, нарушение слуха, учебно-воспитательный процесс, образовательные учреждения.

В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе страдающих тугоухостью и глухотой. По данным Всемирной организации здравоохранения в индустриально развитых странах количество лиц с нарушениями слуха более 40 дБ на лучше слышащее ухо, различной этиологии, составляет около 300 миллионов человек. В настоящее время на планете проживает 250 миллионов людей, страдающих тугоухостью. По данным Американской академии аудиологии, ежегодно во всем мире рождается более 665 тысяч детей с нарушением слуха. Это количество удваивается к 9 годам. В 2010 году число лиц со сниженным слухом в Российской Федерации превысило 13 миллионов, из них более 1 млн. — дети.

Положение человека со слуховыми нарушениями определяется отношением к нему в обществе. Издавна в России народ жалел людей с расстройствами зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, называя их «убогонькими», «слепенькими», «хроменькими», «каликами перехожими», «блаженненькими» и др. Однако над глухими чаще всего издевались, осыпали их обидными упреками — «глухой чурбан», «для глухого поп два раза обедню не служит», «глух, хоть в ухо ему мочись». Это связано с влиянием имеющегося нарушения на одну из главных способностей человека — речь, так как именно физическое здоровье определяет индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу с разной степенью, характером и временем его понижения, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Заключение об оценке состояния слуха, степени тугоухости, ее типе, характере слухопротезирования делают согласно требованиям Международной аудиологической классификации (МАК). Для рационального построения сети дошкольных и школьных учреждений, отбора детей в эти учреждения, организации коррекционно-педагогической работы используют критерии Медико-педагогической классификации нарушений слуха в детском возрасте (Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, 1961). Эти классификации основаны на использовании для исследования слуха технических устройств — аудиометров. Снижение слуха в 82 % случаев возникает в первые два года жизни малыша, которые особенно важны для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков, всей личности. Раннее выявление тугоухости определяет успех коррекционно-педагогической работы.

В 2011 году в России утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы, целью которой является защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди основных направлений государственной Программы для детей с нарушенным слухом особенно важны обеспечение равного доступа, наравне с другими, к окружению, информации и связи, объектам и услугам, предоставляемым людям с сохранным слухом за счет внедрения новых технологий и моделей технических средств реабилитации, оснащения современной техникой учреждений для проведения реабилитационных мероприятий, обеспечения инвалидов по слуху надлежащими вспомогательными слуховыми устройствами.

В настоящее время в нашем городе функционируют несколько образовательных учреждений для лиц с нарушением слуха. Дошкольное обучение осуществляется в детских садах Центрального, Тракторозаводского и Краснооктябрьского районов. На их базе имеются логопедические группы для детей с нарушением слуха, начальная школа — детский сад, группы круглосуточного пребывания интернатного типа.

Среднее образование глухие и слабослышащие дети получают в Волгоградской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат I и II вида № 7, Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I и II вида и Ленинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат II вида. Школы стали преемницами существующих в довоенные годы образовательных учреждений для неслышащих детей Сталинграда и Царицына.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образование «Профессиональное училище № 12» принимает на обучение выпускников школ с нарушением слух по специальностям: портной, мастер столярно-плотничных и паркетных работ.

Организация коррекционного процесса детей с нарушенным слухом включает комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: выявление слуховых нарушений, слухопротезирование, подбор и использование различной звукоусиливающей аппаратуры. На каждом этапе применяют технические средства, которые условно можно разделить на несколько групп: первая — позволяет выявить тугоухость и глухоту, вторая — проводить коррекцию первичного дефекта (слуха) и вторичного нарушения (речи), третья — облегчает социально-бытовую реабилитацию (рис. 1).

Рис. 1. Технические средства для организации коррекционного процесса у детей с нарушенным слухом

Ранняя диагностика нарушений слуха создает условия для раннего слухопротезирования. В учебно-воспитательном процессе специального образования применяются, как правило, приборы коррекции слуха и речи и вспомогательные устройства, которые рассчитаны на использование сохранившейся в той или иной степени функции слухового анализатора. При организации образовательного процесса наличие звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) является необходимым условием для создания слухоречевой среды, проведения коррекционной работы по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для адаптации в обществе. ЗУА не может полностью заменить утраченную или сниженную функцию слухового анализатора, но позволяет ребенку в определенной степени компенсировать имеющееся нарушение. Их применение обеспечивает детям с нарушением слуха большую полноту и точность информации об изучаемом объекте для формирования базовых знаний и представлений, содействует проявлениям познавательной активности и самостоятельности, благоприятно сказывается на развитии словесной речи. Эта работа осуществляется через разнообразные формы деятельности — фронтальные, групповые, индивидуальные занятия. Поэтому при организации слухоречевой среды применяют технические средства проводные и беспроводные, индивидуального и коллективного пользования. Техническое совершенство аппаратуры, ее использование, индивидуальный подбор с учетом личностных особенностей и остаточного слуха ребенка определяют эффективность педагогических мероприятий.

Все дети с нарушенным слухом обязательно используют индивидуальные звукоусиливающие устройства — слуховые аппараты (СА). В методическом отношении подбор СА представляет сложную задачу, предъявляющую строгие требования к выбору электроакустических параметров, адекватных состоянию и компенсаторным возможностям остаточного слуха пациента. К таким параметрам относят пороги слуховой чувствительности в зоне речевых частот, уровни дискомфортной и комфортной громкости и динамический диапазон в зоне речевых частот. Подбор СА начинается с выбора базовых моделей, у которых характеристика максимального выходного уровня звука и усиления соответствует степени снижения слуха и конфигурации аудиограммы. Настройку СА проводит аудиолог-слухопротезист с помощью триммеров или компьютера. При этом учитывают не только пороги слуха, но и уровень дискомфорта, то есть уровень звукового сигнала, вызывающий у пользователя неприятные ощущения. Ребенок должен заниматься с сурдопедагогом, во время этих занятий подбирают оптимальные режимы настройки, которые корректируют при повторных визитах к аудиологу-слухопротезисту. Этот процесс может занимать несколько недель или месяцев. У детей, особенно раннего возраста, предпочитают бинауральное слухопротезирование, которое обеспечивает возможность локализовать источник звука в пространстве, уменьшить влияние реверберации и шума на восприятие речи, эффект «тени головы», улучшить разборчивость воспринимаемой речи, создает адекватные условия для восприятия звукового пространства. При подборе СА для детей предпочтение отдают заушным, цифровым СА, при этом, является обязательным наличие функции автоматического контроля и регулировки усиления громкости. Однако необходимо учитывать, что применение современных слуховых аппаратов не решает всех проблем ребёнка с нарушенным слухом.

Существует мнение, что работу по развитию слухового восприятия следует начинать с ЗУА коллективного назначения. Объясняется это тем, что данная аппаратура имеет определенное преимущество перед другими видами ЗУА по своим тактико-техническим данным. Смена видов аппаратуры требует строго индивидуального подхода, так как у детей могут возникнуть затруднения в усвоении материала. Необходимо иметь в виду, что включение технических средств в учебные ситуации зависит от возраста обучаемых, содержания учебного предмета, характеристик зрительного восприятия, внимания, работоспособности. В настоящее время в образовательных учреждениях Волгограда имеются разнообразные виды аппаратуры, которые используются в различных условиях — слуховые аппараты, слухоречевые тренажеры «Соло», аудиоклассы «Сонет», «Верботон», «Глобус» и др.

Таким образом, сурдотехнические средства занимают особое место в образовательном процессе лиц с нарушением слуха. Их использование не позволяет полностью преодолеть тугоухость и глухоту, но существенным образом улучшает адаптационные возможности детей с нарушенным слухом, уменьшает их социальную изоляцию и оторванность от слышащего общества.

Литература:

1.         Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. — М.: ДМК Пресс., 2003. — 360с.

2.         Богомильский М. Р. Нарушения слуха и их коррекция у детей. — М., 2008. — 224с.

3.         Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. — М.: Владос, 2001. — 304с.

4.         Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. — Л.: Медицина, 1989. — 224с.

5.         Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. — СПб.: КАРО, 2005. — 288с.

6.         Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. — М.: Академия, 2003. — 224с.

7.         Марушкина Г. И., Марушкин Д. В. Сенсоневральная тугоухость у детей: этиопатогенез, диагностика и методы лечения //Лекарственный вестник, 2007. — № 3. — С.24–28.

8.         Назарова Н. М. Специальная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 519с.

9.         Руленкова Л. И., Смирнова О. И. Аудиология и слухопротезирование. — М.: Академия, 2003. — 208с.

10.     Рязанцев С. В. Среди запахов и звуков. — СПб: Диалог, 2010. — 536с.

11.     Таварткиладзе Г. А., Шматко Н. Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. — М.: Полиграф сервис, 2001. — 159с.

12.     Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции. — М.: АРКТИ, 2003. — 192с.

13.     Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. — М.: Академия, 2003. — 248с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle