Библиографическое описание:

Арсланалиев А. К. Условия оптимизации правовое образование в практике современной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 107-109.

В статье на основе анализа специальной литературы рассматриваться сущность и структура правового образования, возможности личности в формирование личности с социальными и профессиональными свойствами, характеризующими правовую культуру современной школе.

Ключевые слова: школьник, правовое образование, педагогические условия, профессиональная подготовка, профессиональное образование.

В учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы до сегодняшнего дня не создана база, которая призвана формировать правосознание и право поведение учащихся, вследствие чего усугубляются проблема правового образования школьников. При этом в курсе правоведения перечень государственно-правовых вопросов, а администрации школ, предоставлено право самостоятельно решать какими путями, и в каком объеме школьники будут изучать курс «Право». Однако научные основы конструирования содержания правового образования находятся в настоящее время в стадии разработки, поэтому школы испытывают объективные трудности в составлении учебных планов правового образования школьников.

Проблема формирования правовой образования школьника актуализирует вопросы с установлением причин, факторов и условий, детерминирующих не правовое поведение применительно к новым процессам и изменениям, происходящим в обществе. При этом под причинной связью понимается общественная связь между явлениями, где одна из причин порождает другое. Причинами, то есть следствие, преступности принято понимать негативные социальные процессы и явления, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступления как свое закономерное следствие, где выделяются причинные связи: временная, пространственная, состояния, функциональная, корреляционная.

Наряду с гражданственностью и усиливается значимость правого образования личности, выступающей организационной основой государственной целостности, поскольку построение правового общества выступающей основой социального развития, требующая создания системы гражданско-правовое образование в образовательных учреждениях.

Проблемы правового образования исследованы в работах Е. В. Аграновской, П. П. Баранова, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, В. И. Поймана, Н. Л. Гранат, В. П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова, Б. А. Кистяковского, В. Н. Кудрявева, Э. В. Кузнецова, Е. А. Лукащевой, Н. И. Матузова, А.В, Мицкевича, B. C. Нерсесянца, В.В, Оксамытного, М. Ф. Орзих, Т. Н. Радько, И. Ф. Рябко, Е. М. Трубецкого, В. А. Шегорцева и других.

На совершенном этапе важное знание приобретает правовое пространстве школы компонентамикоторойвыступают содержание, формы и методы правового образования, правовой уклад школы как особая среда, традиции и нормы субъектно-субъектного взаимодействия, открытость школы внешнему социуму. При этом формы, приемы и методы призваны включать школьников в специально разработанные модульные ситуации на материале права (использования аналитических, управленческих, исполнительных проблемных ситуаций), в рамках которых формируется способность проецировать норму на конкретную ситуацию.

Школьники, открывая смысл и значение правовых отношений в школе, получают представления о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения, изучат правовые документы (Всеобщая Декларация прав человека ОНН, Декларация о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, программы политических партий и т. д.) для чего используются технологии обучения, «школы — правовые клиники», посещение судебных заседаний, применение интернет-технологий; интеллектуальные дидактические игры, а также факультативные занятия и различные формы внеурочной и внешкольной работы способствующие повышению правовой культуры школьника.

Характерное для большинства школьников критичное отношение. На наш взгляд, в значительной мере результат деятельности средств массовой информации, представляющих факты повсеместного на современном этапе нарушения закона в обществе преступается повсеместно. Показателем неблагополучия в области правового воспитания и правовой культуры самих педагогов можно назвать полученные данные о том, что многие школьники (41,5 %) испытывают крайнюю неудовлетворенность тем, как соблюдаются их права и в школе, и дома.

Необходимо обратить внимание на то, что в школе не создаются условие для формирования правовой культуры школьников, несмотря на большое количество в школьных отчетах, данных о проведенных мероприятиях правовой направленности, о встречах с представителями органов внутренних дел и юристами, классных часах с правовой тематикой и т. д.

На современном этапе деятельность по формированию правовой культуры должен носить интенсивный, масштабный и систематический характер, включать оригинальные организационные формы, которые характеризуются информативной насыщенностью, интенсивностью, регулярностью, разнообразием методов и т. д., обеспечивать создание групп по правовому образованию, в состав которой помимо ответственных педагогов-организаторов входили бы сотрудники управления внутренних дел, отделом по предупреждению правонарушений, врачи-наркологи и психологи, которые в течение недели освещали актуальные вопросы правового образования, рассказывали о последствиях алкогольной и наркотической зависимости с учетом возрастного подхода. Интенсивная пропаганда правовых знаний, осуществляемая компетентными специалистами, создаст атмосферу повышенного интереса к вопросам права, способствует обдумыванию поступков, в результате чего возрастет действенность применения комплекса правовых игр, сформируется активная правовая позиция.

Программа по «Основам правоведения» должна отражать интегративное содержание (внутрипредметное, межпредметное) предполагающие интеграцию правовых знаний со знаниями по другим учебным дисциплинам (история, экономика, география). Программа рассчитана на 24 часа, из которых 20 часов — на основной материал и 4 часа — резервное время, рекомендуемое для практико-ориентированной деятельности (встречи с сотрудниками правоохранительных органов, представителями различных общественных организаций, посещение судебных заседаний и т. д.) способствующего закреплению практических умений. Кроме того, важное место занимает организация разнообразных, коллективных творческих дел, деятельность по изучению правовых норм, решению правовых задач и т. д.

Знакомство основными правами, формирование их внутренней и внешней правовой культуры и основных нравственных качествах (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) должны стать неотъемлемой частью правового образования, в связи, с чем основу программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка и т. д. Отличительной особенностью организации воспитательно-образовательного процесса курса выступает обращение учителя к жизненному опыту старшеклассников, объяснение учебного материала через диалог, беседы, игры, работу малых группах. При этом формой контроля знаний и умений становится использование кроссвордов, ребусов, путешествий, игр, где в занимательной форме проверяется уровень знаний. Программа курса составлена с учетом возрастных особенностей, содержит адаптированные тексты Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка. При этом содержание образования развертывается по схеме от человека к обществу, от учета личных качеств к развитию имеющего навыков и норм поведения, на основе накопленного жизненного опыта.

Обобщая вышеизложенное в качестве социально-педагогических условий правового образования студентов следует рассматривать:

·           соответствие содержания общим потребностям реформирования образования, целям становления и развития правового общества, учет быстро изменяющихся образовательных парадигм и концепций, в содержании, формах и методах, обучения, а так же их адекватность;

·                    разработка соответствующей нормативно-правовой базы правового образования студента;

·                    подготовка научно-методической базы правового образования, разработка правовых образовательных программ;

·                    учет особенностей региона, специфики культурно-исторической среды, традиций и перспектив развития;

·                    внедрение современных продуктивных педагогических технологий, и обеспечение психолого-педагогического обеспечения правового образования;

·                    создание правового пространства образовательного учреждения;

·                    формирование профессиональной, социально-трудовой, общественно-правовой компетентности преподавателей через повышение квалификации переподготовку кадров;

·                    проектирование образовательных программ подготовки;

·                    материально-техническое обеспечение функционирования и развития системы непрерывного правового образования.

Литература:

1.      Суколенов И. В. «Современные проблемы гражданского образования и воспитания учащейся молодежи» — М.: РИЦ Альфа. 2000, — 126с.

2.      Социальный педагог школы. Теория и практика работы с трудновоспитуемыми учащимися /Н. Ф. Шинкаренко, В. В. Кудинов, Н. Г. Шинкаренко. — Ставрополь: СКИПКРО, 2002, — 92 с

3.      Сироткин Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. Пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов /Самарский гос. пединститут, Самара, 1991,-243 с

4.      Нариманов Р. Н. Развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков: Автореф. дис... канд. пед. наук.- Казань, 2003,-25 с.

5.      Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков. М., 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle