Библиографическое описание:

Щербакова Е. В. Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 276-279.

Для современного учителя важно уметь моделировать свой образ, создавать положительный профессиональный имидж и авторитет. Имидж — это образ человека, который складывается среди других людей. Это понятие было введено в начале 60-х годов XX столетия. В середине 90–х гг. XX в. появились первые отечественные разработки по имиджированию. Понятие имидж происходит от латинского слова imago — образ и с лексемой — imitari, т. е. имитировать.

Имидж — это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании.

Имидж — это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки.

Выделяют разные типы имиджа.

Воспринимаемый имидж — это тот образ, который отражает то, как видят нас другие.

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды).

Личностный имидж — это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами.

Профессиональный имидж — образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками.

Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения.

Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение.

Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих:

1.         Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит.

2.         Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д.

3.         Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби.

4.         Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества.

5.         Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой.

6.         Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации.

Деятельность учителя публична, поэтому одним из профессиональных умений должно быть умение самопрезентовать себя. Самопрезентация — это способность показать свои определенные качества той или иной аудитории, в определенной ситуации, с определенной целью. Большое значение самопрезентация имеет при создании первого впечатления.

Создание имиджа педагога — сложный и длительный процесс. Приступая к формированию собственного имиджа, педагогу можно начать с рефлексии, проанализировать сущность педагогической деятельности и собственное восприятие образа учителя. Важно не только выявить качества, необходимые современному учителю, но и определить для себя то качество, которое будет «изюминкой» индивидуального профессионального поведения.

Далее необходимо сформировать свой визуальный образ. Он включает в себя не только внешний вид, но и средства невербального общения (жестикуляцию, мимику и т. д.). Внешний вид педагога является одним из факторов успешности педагогической деятельности. Внешний вид помогает человеку решить задачу привлечения к себе внимания, создать положительный настрой на себя, показать себя симпатичным человеком. Основные требования к внешнему виду: тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе школьников, родителей, своих коллег, поэтому к выбору одежды он должен подходить очень внимательно и придерживаться одного из важнейших правил этикета: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим.

Имидж педагога соотносится с преподаваемым им предметом. Должно быть соответствие образа учебного предмета и индивидуально — личностного стиля профессиональной деятельности учителя. Учитель- словесник должен тщательно следить за своей речью, не допускать стилистических и речевых ошибок, вырабатывать каллиграфический почерк, показывать пример начитанности, правильной работы с книгой, быть знакомым с литературой разных жанров и времен. Учитель физической культуры должен стать примером здорового образа жизни.

Авторитет (от лат. auctoritas) — достоинство, сила, власть, влияние. Авторитет — это добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств. Выражается в способности направлять без принуждения поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Он основан на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте

Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. А. С. Макаренко отмечал, что смыл авторитета педагога состоит в том, что он не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достоинство старшего, как его ценность. Педагог, не имеющий авторитета, не может быть педагогом.

Авторитет учителя — это его профессиональная и личностная позиция, определяющая влияние на учащихся, опирающаяся на высокие личностные и профессиональные качества.

Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека. Авторитет педагога оказывает сильное психолого-педагогическое и эмоциональное воздействие на обучаемых.

К особенностям авторитета педагогаисследователи относят:

-          нравственную сущность личности педагога (открытость, искренность, настойчивость, отсутствие давления);

-          нравственное самосовершенствование (требовательность к себе, принципиальность, идейная позиция, гражданская убежденность);

-          интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;

-          уважение личности воспитанника, создающее благоприятную атмосферу взаимодействия обучающихся и педагога.

Структура авторитета педагога:

-          профессиональный компонент (специальная эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника, технологическое разнообразии и др.);

-          личностный компонент (характерологическая составляющая — черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета: чуткость, отзывчивость, уверенность, привлекательность);

-          ценностный компонент (нравственные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог);

-          культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании и др.);

-          социальный компонент (социальная перцепция, социальная значимость профессии; социальный престиж профессии; социальные (профессиональные) стереотипы и др.);

-          ролевой компонент (занимаемая должность, права и обязанности и др.).

Авторитет учителя определяется его многофункциональностью, поэтому профессиональные требования к учителю представлены и собственной профессиональной эрудицией по преподаваемому предмету, и знанием разнообразных методик обучения, и владением педагогическими технологиями.

В раннем возрасте авторитетом для ребёнка выступают родители. С одной стороны они являются носителями ценностей, которыми должен овладеть дошкольник, с другой — они призваны контролировать процесс овладения этими ценностями.

С поступлением ребёнка в школу происходит расширение круга его общения, появляются новые авторитетные для него лица. Успешность развития личности школьника во многом зависит от того, насколько авторитетными становятся педагоги в его глазах, а также от отношенческих позиций: «ученик — учитель». Возможность влияния педагога на учащихся полностью зависит от его авторитета.

В основе послушания ученика лежат доверие к учителю, убеждённость в его правоте, готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые решения. Высоко ценится учениками высокая предметная компетентность, квалификация, человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость.

Атмосфера, создаваемая авторитетным педагогом, пробуждает стремление к творческой деятельности, самоутверждению, стремлению жить и работать в коллективе.

То, какие чувства ассоциируются у ученика с учителем, имеет первостепенное значение в построении авторитетных отношений. Личные и профессиональные качества учителя могут создавать как позитивные, так и негативные предпосылки, таким образом, либо способствуя формированию его авторитета, либо отягощая ситуацию, и усложняя решение этой проблемы.

Если педагог ориентирован на превосходство своей роли, на авторитарные методы управления, это приводит к потере интереса к учёбе, к безволию и бездумному повиновению ребенка. Власть учителя, не подкреплённая личным авторитетом, оказывает на воспитанников деморализующее влияние.

Существуют ложные формы создания авторитета. Иногда педагоги допускают панибратство в отношениях с учащимися, заискивают перед ними, чем ставят себя в зависимое от них положение. Такие взаимоотношения негативно сказываются на качестве обучения и на авторитете педагога.

Необходимыми качествами педагога являются сила воли, умение до конца довести свои требования, умение владеть своими эмоциями в раздраженном состоянии, уравновешенность, умение избежать высокомерия, многословия, грубых выражений, самовосхваления.

Авторитет отдельного учителя эффективно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива, имеющего свое лицо, единство целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие личности.

Важной составляющей профессионального саморазвития педагога является педагогическая этика. Педагогическая этика — это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. Специфика педагогической этики обусловлена тем, что педагог имеет дело с хрупким, изменяющимся «объектом воздействия» — ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.

Закладывая основы мировоззрения, учитель дает учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому усвоить идеи и ценности высокой морали и стремиться воплощать их в жизнь. Педагогическая этика выявляет особенности проявления педагогической морали, формы реализации принципов нравственности, этических категорий в педагогическом труде.

С этим напрямую связано такое понятие, как педагогическая справедливость — это мера объективности воспитателя, уровня его нравственности, воспитанности, добра, честности, гуманизма. Педагогическая справедливость проявляется в учительской оценке поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности.

Педагогический такт — одна из форм реализации педагогической этики. Педагогический такт — есть проявление чувства меры в деятельности учителя, включающее в себя гуманизм, безусловное уважение личностных достоинств ученика, справедливость, выдержку, умение владеть своими эмоциями и настроением в отношениях с учениками, их родителями, коллегами.

Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику, умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему, деловой тон общения, внимательность, чуткость педагога.

О наличии педагогического такта у учителя говорит:

-          внешний облик учителя;

-          умение грамотно и целесообразно оценивать и решать педагогические задачи, выходить из сложных ситуаций;

-          умение сдерживать собственные чувства и эмоции, не терять самообладания в сложной ситуации;

-          умение сочетать разумную требовательность с чутким отношением к ученикам.

В заключение хочется отметить, что формирование эффективного имиджа и прочного авторитета на основе педагогической этики и такта в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога является на сегодняшний день залогом формирования учительского мастерства.

Литература:

1.         Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. — М.: Академия, 1999. — 160с.

2.         Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. — М.: Владос, 2004.- 224 с.

3.         Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М: Народное образование, 1997.- 320 с.

4.         ЩербаковаТ.Н., Щербакова Е.В Имиджелогия для современного педагога. М.: Перспектива, 2012. — 210 с.

5.         Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы /  «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Часть I): материалы международной заочной научно - практической конференции. (23 ноября 2011 г.) стр.71-83 — Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2011. — 112c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle