Библиографическое описание:

Кузьмина Г. Е., Чиркова Т. М. Синтез деятельности на занятиях фольклорным ансамблем в процессе обучения детей дошкольного возраста в детской школе искусств [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 67-70.

Значения фольклора как важной части воспитания детей в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. «Международный совет народной музыки (IFMC) уже на следующий год после своей организации (1947 год) принимает специальную резолюцию, где записано: «Народная музыка должна использоваться на всех ступенях образования». Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г. С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» [2]. Это те же задачи, которые являются главными и в современной педагогике, — забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка.

Дошкольное детство — уникальный возраст, так как в нём закладывается фундамент личности. А. Н. Леонтьев назвал его периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм. Ребёнок начинает различать добро и зло в человеческих отношениях, «оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить по законам красоты» [4, с. 393]. В развитии детей дошкольного возраста необходимо выделить несколько аспектов, которые важно учитывать в процессе обучения. Именно в этом возрасте активно развивается мышление ребёнка, происходят изменения в познавательной сфере. Для детей данного возраста характерно преобладание осмысленного запоминания над механическим. Внимание в дошкольном возрасте становится более сосредоточенным и устойчивым, которое под влиянием игровой деятельности достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает дошкольнику возможность для обучения.

Роль русского фольклорного творчества, его значение в развитии детей дошкольного возраста, приобщение к русской культуре, развитии речи, памяти, нравственности нельзя не оценить. Поэтому многие педагоги для достижения тех или иных целей на занятиях применяют фольклорный материал — прибаутки, потешки, загадки, народные сказки, песни, игры, поговорки, пословицы. Поэтому считаем необходимым внедрение в учебный план предмета «фольклорный ансамбль» на отделении раннего обще эстетического развития детей в детской школе искусств.

На занятиях мы преследуем несколько приоритетных направлений воспитания и развития детей — эстетическое, нравственное, патриотическое, социальное воспитание, эмоциональное, музыкальное, творческое, речевое, физическое развитие.

Решая данные воспитательные и развивающие задачи, хотелось бы отметить значимость синтеза разнообразных видов деятельности, которые используются на занятиях фольклорным ансамблем детей дошкольного возраста в условиях детской школы искусств.

Народное творчество содержит в себе разнообразные виды искусств. Этот синтез проявляется в обрядах, в которых взаимодействуют танец, литература, музыка, театрализованное действие. На сочетании этих видов искусств и построена деятельность детей на занятиях фольклорным ансамблем, на которых учащиеся поют, танцуют, играют в русские народные игры и забавы, разучивают стихи, загадки, потешки и другие малые формы русского фольклорного творчества, а так же играют на народных шумовых музыкальных инструментах. Помимо синтеза деятельности, необходимо отметить несколько других принципов воспитательно-образовательной работы, без которых невозможно развитие учащихся:

-                   тщательный отбор материала, соответствующий возможностям детей дошкольного возраста;

-                   индивидуальный подход к учащемуся, при котором учитываются не только его психологические, физиологические способности и уровень развития, но и пожелания и интересы, касающиеся выбора исполнения песни либо музыкального инструмента;

-                   привлечение родителей в совместную деятельность в разучивании материала, в организации и проведении праздников, концертных мероприятий.

Одной из самых актуальных педагогических задач является развитие коммуникативных умений, обогащение словарного запаса детей. В осуществлении этих задач огромную роль играет детский фольклор, который очень близок детям дошкольного возраста. Это особенная область народного творчества, которая включает в себя систему поэтических, музыкальных жанров (потешки, пестушки, считалки, прибаутки, загадки, заклички, небылицы, игры). На занятиях мы часто обращаем внимание на разучивание и исполнение поэтических текстов, загадок, считалок, которые помогают перейти от одной деятельности к другой. Например, перед игрой, когда необходимо выбрать ведущего, разучиваем новые и вспоминаем ранее выученные считалки. Очень часто при подготовке к народному празднику учим заклички, которые не предполагают музыкального сопровождения или мелодии. Благодаря им, дети учатся бережно относиться к природе, животным, насекомым. Некоторые русские народные игры содержат в себе загадки, как например игра «Золотые ворота». В ней дети задают друг другу вопросы, тем самым общаются друг с другом и развивают свои коммуникативные качества. Следует отметить, что разучивание и исполнение устных жанров детского фольклора вызывает у детей огромный интерес, они используют в своей речи пословицы, поговорки, считалки, загадки, заклички в общении со сверстниками и родственниками. Таким образом, показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в жанрах детского фольклора, способствует формированию у детей интереса к русскому народному творчеству.

Решая задачи по развитию певческого голоса, на занятиях используется пение народных песен, которые можно разделить на две группы: песни с музыкальным сопровождением (под баян, гармошку, фортепиано, балалайку, жалейку и другие музыкальные инструменты), без сопровождения (a’capella). Эти две группы в свою очередь делятся на несколько подгрупп песен, которые мы разучиваем с детьми:

С сопровождением:

-                   песни куплетного строения с припевом (это могут быть обрядовые, игровые, плясовые, хороводные песи);

-                   диалоговые песни (как правило с несколькими персонажами);

-                   частушки;

-                   Без сопровождения:

-                   песенки-миниатюры (заклички, прибаутки, потешки);

-                   песня в игре

Этот песенный материал помогает воспитать такие важные певческие навыки, как выработка легкого, льющегося звука, правильного дыхания и чистоты интонирования. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению детьми. Песни могут исполняться хором, сольно, сопровождаться хороводом, переплясом, могут быть использованы в игре, театрализации, а в музыкальное сопровождение может включаться игра на народных музыкальных инструментах. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации делают их доступными для понимания и исполнения детьми дошкольного возраста.

Учитывая традиции звучания народной песни, одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками наиболее целесообразным является обучение детей пению без музыкального сопровождения. Это является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы без предварительного повторения звуков вслух.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у детей музыкально-ритмических навыков, влияет на чистоту интонирования, а так же на укрепление дыхания, выработку навыков согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у детей воображение, активизировать их творческие способности. Наиболее часто на занятиях применяется самый распространённый вокально-хореографический жанр народного творчества — хоровод. Таким образом, у детей формируется ориентация в пространстве, координация, внимание, умение контролировать свои действия

Поскольку игра является главным видом деятельности детей дошкольного возраста, её целесообразно включать в каждое занятие фольклорным ансамблем, а так же в различные праздничные и концертные мероприятия. Прежде всего, игра является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры — взаимоотношениях между людьми. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности. Любая игра подчиняется каким-то правилам, поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться определённых правил.

Один из наиболее любимых видов деятельности детей дошкольного возраста на занятиях фольклорным ансамблем — игра на народных музыкальных инструментах. Учащиеся не только разучивают ритмические фигуры, повторяя за педагогом, но и сами придумывают сопровождение к песням, танцам или играм, т. е. приобретают навык импровизации. Тем самым, благодаря этому виду деятельности, у детей развивается чувство ритма, тембровый и интонационный слух. С каждым занятием учащиеся узнают всё больше о музыкальных инструментах таких, как деревянные ложки, свистулька, бубен, коробочка, бубенцы, гусли, трещотка, рубель, жалейка.

Следующее направление деятельности на занятиях фольклорным ансамблем является участие детей в народных праздниках, в таких как «Осенины», «Васильев день», «Масленица», «Красная горка». Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, развитию творческой активности детей, происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, танце, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. К участию в народных праздниках привлекаются взрослые — родители, бабушки, дедушки, преподаватели школы. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется представление о русском народе, понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Таким образом, синтез разнообразных видов деятельности на занятиях фольклорным ансамблем у детей дошкольного возраста очень значим в развитии и воспитании учащихся. Он не только обеспечивает качественное усвоение знаний, умений, навыков в области музыкального искусства, но и развивает ребёнка как личность, а так же способствует формированию интереса к русскому народному творчеству, тем самым играет важную роль в патриотическом воспитании детей.

Литература:

1.      Гафарова, Л. М. Обращение к детскому фольклору в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ и стратегия повышения качества профессиональной подготовки. Материалы Международной научно-практической конференции 13–14 февраля 2007 г. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2007 г. — С. 260–264.

2.      Значение фольклора. URL: http://kolonoros.com/page/page32.html (дата обращения 29.01.2014)

3.      Круглов, Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. Пособие. — М.: высш. Школа, 1982. — 272 с.

4.      Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. 4-е изд./ Б. Т. Лихачев. — М., 2001 г. — 607с.

5.      Ребковец, Р. Г. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/rol-folklora-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 28.01.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle