Библиографическое описание:

Карелова Г. А. Философский подход в воспитании оптимистического отношения к жизни личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 4-6.

Встатье рассматривается философский подход в воспитании оптимистического отношения к жизни личности. Анализ научных трудов позволяет выявить основные тенденции в понимании сущности понятия «оптимистическое отношение к жизни» в разные эпохи и исторические периоды, знакомит с научными подходами и поисками в этой области.

Ключевые слова: оптимистичное отношение к жизни; старший подросток; духовное развитие; позитивное начало.

Проблема оптимистического отношения человека к жизни является одной из наиболее сложных и дискуссионных как в педагогике и психологии, так и в философии. Первая попытка определить оптимистическое понимание мира, космоса, природы, общества была сделана еще в античные времена. Эта идея изложена в произведениях Сократа, Платона, Эпикура и других античных философов, которые учили искусству самопознания и наслаждения жизнью.

Мотивы оптимистического отношения к жизни находим в трудах Платона «Диалоги», «Государство», «Законы». В суждениях философа позитивное восприятие человеком личных успехов тесно связано с его представлениями о жизненном идеале, смысле и цели жизни, побудительных мотивах деятельности.

В эпоху Средневековья понимание оптимизма органично связывается с жизненной активностью и духовной направленностью человека, поиском путей восхождения к Абсолюту, определенному христианским идеалом. Об этом в своих работах писали философы той эпохи Л.Бруни, Ф.Рабле, Э.Роттердамский, которые связывали радость жизни с общественной активностью. По их мнению, принцип активности является одним из самых актуальных при попытке достичь позитивных результатов в жизни, поскольку именно он обеспечивает успех.

Периодом расцвета идей мировосприятия, оптимистического отношения к жизни стала эпоха Возрождения, когда появились новые взгляды на мир, человека и его существование. Личность стала рассматриваться как цель общественного развития, а не средство для достижения цели общества. Возобновились права человека на жизнь, счастье, веру в собственные возможности, что соответствовало его природе. Распространение идей оптимистического отношения к жизни всесторонней и гармонично развитой личности способствовали росту внимания к развитию ее эмоционально чувственной сферы. Приоритетными заданиями стали поиски формулы человеческого эталона, предела совершенства, гармонии бытия. В то время перспективными считались идеи самооценки, самотворения, самоактуализации личности, усовершенствования ее согласно новым социокультурным ориентирам. Новый тип человека Ренессанса — потенциальный обладатель жизни, который всегда выходит победителем из сложной ситуации, преодолевает препятствия, энергичный, гордый за свои успехи, всегда уверенный в себе.

В эпоху Просветительства латинское слово «оптимізм» (optimus — наилучший) употреблялось для характеристики нашего мира как наилучшего из всех возможных. В те времена считалось, что человек, опираясь на свой ум, не только может, но и должен влиять на общество, делая его более благоприятным в преодолении жизненных проблем, помогая нуждающимся, что подчеркивало активность личности, ее благотворительную направленность.

Дискуссионным является утверждение Р.Декарта в «Размышлениях о методе», «Началах философии» о том, что воля (которую философ отождествлял с желанием) более широка, чем ум, вызывает отклонение человека от правильных основ жизни. Ученый советовал лучше познать причины действия; в случае сомнения — искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами жизнь, и работать над собой.

Природа оптимистического отношения к жизни стала предметом размышлений

Ж.-Ж. Руссо в произведениях «Трактаты», «Эмиль, или о воспитании». Высшей целью существования человека философ называл его счастье, но отмечал необходимость оптимистического видения, проявления мужества и настойчивости для его достижения.

Философия Нового времени раскрыла широкую перспективу человеческого познания и веры в собственные возможности, утверждая оптимистическое видение жизни.

В основе оптимистического отношения к жизни немецкой классической философии лежит обоснованный И.Кантом принцип человеческой активности. Люди, живущие по этому принципу, даже при неблагоприятных условиях всегда найдут умную основу жизни, ведь она как феноменальное явление имеет абсолютную ценность, возникшую в результате испытания человеческой личности препятствиями и страданиями.

По мнению Л. Фейербаха, человек должен чувствовать полноту своей жизни, возвышаться, расти. Совершенный человек обязан иметь силу воли, силу чувств, верить у себя — только тогда он может чего-то достичь, когда верит в свое будущее. Л. Фейербах проанализировал идеи своих предшественников о создании совершенного человека в контексте человеческого самоопределения и самоутверждения, то есть оптимистически настроенного на свое будущее.

Раскрывая сущность человека, М. Хайдеггер писал, что смысл существования принадлежит собственно человеку в той мере, в которой он способен чувствовать бытие, подчеркивая зависимость полноты жизненных восприятий и чувств от самого человека и его смысложизненных выборов.

В соответствии с теорией А. Шопенгауера собственно воля является силой, «волей к воле», то есть к самому выявлению любым способом без ограничений. Воля выявляет себя в первую очередь из-за жизни. Поскольку жизнью двигает волеизъявление, в борьбе за выживание побеждает сильнейший. По утверждению Ф. Ницше, слабым людям не следует ни сочувствовать, ни помогать, потому что, на его взгляд, поддержка слабых ведет к истощению и вырождению жизни. Оптимизм философии Ф. Ницше считаем ограниченным и эгоцентрированным; по сути, это оптимизм сильнейшего за счет подчинения себе более слабых, что противоречит гуманистической морали.

Сущность взглядов Ф. Ницше заключается в том, что снимаются любые ограничения для человека, который должен полагаться на собственную волю, быть непреклонным в исполнении жизненной цели.

Экзистенциальная философия А. Камю из пессимистического абсурдизма переходит в трагический оптимизм. Да, человеку не на что надеяться, однако он может найти в себе силу противостоять абсурду и безнадежности. А. Камю убеждает, что в философии может быть единственный вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть живым? Эту проблему, по мнению известного экзистенциалиста, каждый человек должен решить сам. Взгляды А. Камю, по нашему мнению, являются пессимистическими: человек при любых неблагоприятных жизненных обстоятельствах должен пытаться выжить и победить.

Мнения известных философов тех времен не разделял А. Эйнштейн. Он отмечал, что человек, не имеющий оптимистического взгляда на жизнь, чувствует свою жизнь лишенной смысла, является «несчастливым и нежизнеспособным».

В вопросах оптимистического миросозерцания рационально прагматической западной философии всегда противостояла философия восточная: Лао-цзы («лучший правитель оставляет людей в покое»), Аль-Фараби («Указание пути к счастью»). Если западная философская мысль ценит оптимистическую активность, ориентацию на личный успех, то восточная философия больше проникнута отстраненным жизненным созерцанием, ориентацией преимущественно на избежание личностью неудач.

Особое место в развитии оптимистического восприятия жизни занимает философская мысль, сформировавшаяся на славянской почве.

Поиску смысла жизни, эмоциональности и чувствительности в их позитивном выявлении была посвящена работа украинских мыслителей и религиозных деятелей, в которых наблюдаются первые попытки создания жизненных программ и последовательного осмысления жизненных ситуаций. Например, в «Слове о Законе и Благодати» Киевский митрополит Илларион, опираясь на Библию, отмечал, что на первом этапе Бог наставлял и наказывал людей своей установкой через закон, а на втором, руководствуясь безграничной любовью к человеку, дело жизненного выбора отдал самому человеку, подарив ему ценность жизни, то есть благодать. Следовательно, человек сам способен влиять на свою жизнь, черпая в ней удовольствие и радость.

Созвучные данной мысли идеи находим в «Поучении» Владимира Мономаха, который в наставлениях детям говорит об умении ценить жизнь, радоваться ей, строить ее в согласии с миром, то есть искать пути к гармонии.

Подтверждение того, что философия времен Киевской Руси была преимущественно оптимистической, направленной на неопровержимую веру человека в свои возможности, находим и в других источниках.

Характеризуя человека как Божье творение, Иннокентий Гизель наделял его стремлением к счастью, чувством собственного достоинства и возможностью самосовершенствования. Интерес вызывает утверждение философа о том, что человек сам является творцом собственного счастья (или несчастья).

Путь к счастью, по мнению Г. Сковороды, лежит через «ограничение желаний, отсекание лишнего, обуздание капризной воли, трудолюбивость, выполнение обязанностей, к которым промысел Божий кого приставил, не на страх, а на совість»

[4, с. 20], а источником несчастья для нас является наша беспомощность. «Ищем счастье по краям, по векам, по положениям, а оно везде и всегда с нами» [4, с. 231]. По мнению философа, каждый человек может добиться успеха и научиться радоваться жизни лишь в той деятельности, которая отвечает его внутренней природе, путем самопознания, невероятной работы над собой, поиска истины.

В современных философских исследованиях оптимизм рассматривается как духовное образование, стержень личности, ее гуманистическое направление.

В этом аспекте интерес представляет труд Е. В. Абонисимой «Оптимизм как явление культуры», в котором исследуется гуманистический аспект оптимизма, состоящий в утверждении моральных ценностей и идеалов. Понимание Е. В. Абонисимой оптимизма как позитивного рационально-эмоционального компонента культуры всего человечества позволяет определить его следующим образом: «интегративное явление, затрагивающее все сферы социального и личностного творчества, представляет собой общекультурный феномен, имеющий универсальный мировоззренческий характер, что делает его одним из смысложизненных компонентов, как в культуре прошлых эпох, так и в контексте современной культурной ситуации» [1, с. 4]. По мнению ученого, оптимизм также является важным мотивационным фактором в развитии и становлении личности.

Современное понимание оптимизма основывается на бодром и жизнерадостном мироощущении, вере человека в собственные возможности, в успех, в лучшее будущее. Указанный подход предусматривает уверенность индивида в том, что в мире господствуют справедливость, позитивное начало, добро, и осознание человеком собственных возможностей для духовного развития, морального усовершенствования, творческой самореализации.

Литература:

1.   Абоносимова Е. В. Оптимизм как явление культуры: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук: спец. 24.00.01 «Теория и история культуры» / Е. В. Абоносимова. — Тамбов, 2004. — 21 с.

2.   Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: [науково-методичний посібник] / Іван Дмитрович Бех. — К.: ІЗМН, 1998. — 204 с.

3.   Платон. Собрание сочинений / Платон; в 4 т.; [пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Д. Лосева и др.]. — М.: Мысль, 1990. — Т.1. — 864 с.

4.   Сковорода Г. Пізнай в собі людину / Григорій Савович Сковорода. — Львів: Світ, 1995. — 528 с.

5.   Сычев О. А. Психология оптимизма: учебно-методическое пособие к спецкурсу / Олег Анатольевич Сычев. — Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. — 69 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle