Библиографическое описание:

Акешова М. М., Абдуллаева Р. А. К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 217-218.

Информатизация образования является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы казахстанского образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Одним из основных направлений модернизации казахстанского образования является его информатизация образования, которая на современном этапе предполагает оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и обучающихся.

Проблемы информатизации образования — в частности информатизации профессионального образования — в последнее десятилетие являются, пожалуй, наиболее часто и много обсуждаемыми. Одной из таких нерешенных проблем является проблема адекватного определения содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях все более очевидной информатизации общества и образования.

Образовательные технологии сегодня необходимо рассматривать с точки зрения технологий построения учебного процесса, обеспечивающих не только усвоение знаний обучаемыми, но и их профессионально-личностный рост. Такими технологиями, отвечающими всем указанным требованиям и наделенными перечисленными признаками, являются информационные технологии обучения. Термин «информационные технологии» впервые ввел В. М. Глушков [1], понимая под ним «процессы, связанные с переработкой информации».

Под информационной технологией обучения мы понимаем дидактический процесс, включающий комплекс мер по наполнению и модификации содержания образования, а также преобразование педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, направленных на достижение целей образования, соответствующих особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам будущего специалиста.

В образовании можно эффективно использовать следующие важнейшие преимущества информационных технологий [2]:

-          возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения;

-          коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

-          создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

-          эффективная организация познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

-          использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся: возможность организации процесса познания, поддерживающего компетентностный подход к учебному процессу, индивидуализация учебного процесса.

Использование средств информационных технологий в сфере образования позволит качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и повысить качество обучения на всех ступенях образовательной системы, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения.

Необходимым элементом профессиональной подготовки будущего эколога стало внедрение в дидактический процесс инновационных педагогических и информационных технологий, адекватных новой образовательной парадигме, которая ориентирована на развитие творчески мыслящей личности, обладающей высоким уровнем общей и информационной культуры, свободно ориентирующейся в мировом информационном пространстве и использующей его ресурсы для саморазвития и самосовершенствования.

Существует два основных мотива использования информационных технологий в профессиональной подготовке будущих экологов. Первый связан с тем, что их применение в учебном процессе позволит повысить качество усвоения учебного материала, второй — подготовить выпускника к жизни в современном информационном обществе, к будущей профессиональной деятельности. Особенно это важно для выпускников международных вузов, поскольку использование информационных технологий в вузовском курсе экологии послужит основанием для подготовки будущих экологов к применению ими информационных технологий и в профессиональной деятельности. Проблема использования информационных технологий в образовательном процессе современного международного вуза в качестве эффективного средства обучения и формирования коммуникативной и профессиональной компетенции приобретает в настоящее время все большую актуальность [3].

Потенциал информационных технологий в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. Качество процесса обучения будущих экологов международного вуза может быть обеспечено с помощью компетентностного подхода к использованию информационных технологий на разных этапах обучения. Системное внедрение информационных технологий должно охватывать все компоненты процесса профессионального обучения будущих экологов, а именно: содержание образования, его средства и методы должны быть обращены к субъектам образовательного процесса. Комплексное использование возможностей информационных технологий будет способствовать не только динамичности, интенсификации процесса обучения, его новизне, но и индивидуализации, дифференциации учебной деятельности и, в частности, целенаправленной интеграции различных видов профессиональной деятельности, что позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.

Технология обучения будущих экологов с использованием информационных технологий направлена на обеспечение эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов экологов на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях и экзаменах, при самостоятельной работе обучаемых, других видах познавательной деятельности. Все это происходит за счет изменения организационных форм и методов обучения: создания учебно-методических комплексов на электронных носителях, обеспечения возможности легкого доступа к информационно-методическим ресурсам, разработки компьютерных систем управления качеством обучения [4].

В условиях изменений, происходящих в обществе и в системе высшего образования, цели профессиональной подготовки будущих специалистов связаны с формированием саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному поиску знаний, позволяющих создавать и активно использовать новые информационные технологии, и осуществлять профессиональную деятельность.

Профессиональная готовность требует специального образования, т. е. овладение системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанной с этой профессией, и наличия необходимой профессионально-образовательной системы.

В заключении необходимо отметит, что в условиях все возрастающей информатизации общества и профессиональной деятельности, а также в силу интеграционных процессов в образовании необходима более интенсивная и специально спланированная работа по обеспечению будущих специалистов всех направлений и уровней достаточным уровнем информационной и профессиональной подготовки, обеспечивающим адекватную реализацию профессиональных задач. В противном случае все более явно будет проявляться противоречие между требованием времени и содержанием профессионального образования, что противоречит основным принципам высшей школы, так как не вызывает сомнений необходимость их гармонии.

Литература:

1.      Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.

2.      Панина Г. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т. С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3.      Титова С. В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь?/ Вестник Московского университета серия 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 3.

4.      ТитоваС. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, будущих экологов, будущих специалистов, обучения будущих экологов, профессиональной деятельности, профессиональной подготовки будущих, подготовки будущих специалистов, использования информационных технологий, условиях информатизации, условиях информатизации образования, процесса обучения будущих, подготовке будущих, будущих специалистов экологов, условиях информатизации обучения, подготовки будущих экологов, подготовке будущих экологов, информатизации общества, компетентности будущих экологов, будущих экологов с использованием, профессиональной подготовке будущих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle