Библиографическое описание:

Акешова М. М., Абдуллаева Р. А. К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 217-218.

Информатизация образования является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы казахстанского образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Одним из основных направлений модернизации казахстанского образования является его информатизация образования, которая на современном этапе предполагает оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и обучающихся.

Проблемы информатизации образования — в частности информатизации профессионального образования — в последнее десятилетие являются, пожалуй, наиболее часто и много обсуждаемыми. Одной из таких нерешенных проблем является проблема адекватного определения содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях все более очевидной информатизации общества и образования.

Образовательные технологии сегодня необходимо рассматривать с точки зрения технологий построения учебного процесса, обеспечивающих не только усвоение знаний обучаемыми, но и их профессионально-личностный рост. Такими технологиями, отвечающими всем указанным требованиям и наделенными перечисленными признаками, являются информационные технологии обучения. Термин «информационные технологии» впервые ввел В. М. Глушков [1], понимая под ним «процессы, связанные с переработкой информации».

Под информационной технологией обучения мы понимаем дидактический процесс, включающий комплекс мер по наполнению и модификации содержания образования, а также преобразование педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, направленных на достижение целей образования, соответствующих особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам будущего специалиста.

В образовании можно эффективно использовать следующие важнейшие преимущества информационных технологий [2]:

-          возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения;

-          коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

-          создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

-          эффективная организация познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

-          использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся: возможность организации процесса познания, поддерживающего компетентностный подход к учебному процессу, индивидуализация учебного процесса.

Использование средств информационных технологий в сфере образования позволит качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и повысить качество обучения на всех ступенях образовательной системы, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения.

Необходимым элементом профессиональной подготовки будущего эколога стало внедрение в дидактический процесс инновационных педагогических и информационных технологий, адекватных новой образовательной парадигме, которая ориентирована на развитие творчески мыслящей личности, обладающей высоким уровнем общей и информационной культуры, свободно ориентирующейся в мировом информационном пространстве и использующей его ресурсы для саморазвития и самосовершенствования.

Существует два основных мотива использования информационных технологий в профессиональной подготовке будущих экологов. Первый связан с тем, что их применение в учебном процессе позволит повысить качество усвоения учебного материала, второй — подготовить выпускника к жизни в современном информационном обществе, к будущей профессиональной деятельности. Особенно это важно для выпускников международных вузов, поскольку использование информационных технологий в вузовском курсе экологии послужит основанием для подготовки будущих экологов к применению ими информационных технологий и в профессиональной деятельности. Проблема использования информационных технологий в образовательном процессе современного международного вуза в качестве эффективного средства обучения и формирования коммуникативной и профессиональной компетенции приобретает в настоящее время все большую актуальность [3].

Потенциал информационных технологий в образовании проявляется во многих аспектах учебного процесса. Качество процесса обучения будущих экологов международного вуза может быть обеспечено с помощью компетентностного подхода к использованию информационных технологий на разных этапах обучения. Системное внедрение информационных технологий должно охватывать все компоненты процесса профессионального обучения будущих экологов, а именно: содержание образования, его средства и методы должны быть обращены к субъектам образовательного процесса. Комплексное использование возможностей информационных технологий будет способствовать не только динамичности, интенсификации процесса обучения, его новизне, но и индивидуализации, дифференциации учебной деятельности и, в частности, целенаправленной интеграции различных видов профессиональной деятельности, что позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения.

Технология обучения будущих экологов с использованием информационных технологий направлена на обеспечение эффективной профессиональной деятельности будущих специалистов экологов на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях и экзаменах, при самостоятельной работе обучаемых, других видах познавательной деятельности. Все это происходит за счет изменения организационных форм и методов обучения: создания учебно-методических комплексов на электронных носителях, обеспечения возможности легкого доступа к информационно-методическим ресурсам, разработки компьютерных систем управления качеством обучения [4].

В условиях изменений, происходящих в обществе и в системе высшего образования, цели профессиональной подготовки будущих специалистов связаны с формированием саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному поиску знаний, позволяющих создавать и активно использовать новые информационные технологии, и осуществлять профессиональную деятельность.

Профессиональная готовность требует специального образования, т. е. овладение системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанной с этой профессией, и наличия необходимой профессионально-образовательной системы.

В заключении необходимо отметит, что в условиях все возрастающей информатизации общества и профессиональной деятельности, а также в силу интеграционных процессов в образовании необходима более интенсивная и специально спланированная работа по обеспечению будущих специалистов всех направлений и уровней достаточным уровнем информационной и профессиональной подготовки, обеспечивающим адекватную реализацию профессиональных задач. В противном случае все более явно будет проявляться противоречие между требованием времени и содержанием профессионального образования, что противоречит основным принципам высшей школы, так как не вызывает сомнений необходимость их гармонии.

Литература:

1.      Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.

2.      Панина Г. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т. С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3.      Титова С. В. Интеграция социальных сетей и сервисов Интернета 2.0 в процесс преподавания иностранных языков: необходимость или блажь?/ Вестник Московского университета серия 19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 3.

4.      ТитоваС. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle