Библиографическое описание:

Мальгин В. Е. Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 9-10.

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Ключевые слова: спортивная подготовка, педагогический контроль.

Основным вопросом управления процессом подготовки воспитанников спортивной школы является контроль выполнения нормативных правовых и программных документов. Научные основы контроля включают: общие методы познания контроля как социального явления (методические и естественно-научные основы); данные наук, изучающих закономерности управленческого контроля как целостного компонента системы экономической жизни общества, изучающих человека, его деятельность и среду обитания (субъект и объект контроля); процесс подготовки спортсмена как объект контроля (экономико-управленческие основы контроля); взаимосвязь контроля с функциями, которые наиболее тесно взаимодействуют (планирование, учет, анализ, руководство) [2, с.4]

Правильно организованный контроль дает возможность проведения оценки результатов и получения информации о необходимом в будущем состоянии объекта. Обеспечение информацией о предстоящих событиях — показатель эффективного контроля. Он является шкалой и показателем степени приближения к желаемому результату. Мероприятия по организации педагогического контроля заключаются в определении норм функциональной деятельности, которые, в свою очередь, согласуются с целями обучения. Полученные в результате данные составляют систему информации об объективном состоянии (здесь и сейчас) и позволяют выявить отклонения от желаемого или прогнозируемого результата.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором произойдет улучшение конкретной деятельности, достижение которого возможно через сбор информации, соотношение со стандартами и выявление проблемы. Конечной целью контроля является предотвращение или устранение ошибок. Задача контроля заключается в выявлении фактического состояния, оценке и коррекции.

В сферу задач педагогического контроля входит: разносторонняя оценка деятельности тренерско-педагогического коллектива; вариативность, обоснованность и эффективность применяемых в работе средств и методов тренировки; изучение и оценка уровня подготовленности спортсменов через анализ динамики их спортивных достижений и перспектив в занятиях определенным видом спорта; качественная характеристика воспитательных воздействий и их влияние на формирование личности занимающихся.

Важнейшей функцией контроля является разработка системы наблюдения за состоянием объекта и формированием системы отчетности в количественном и качественном отображении.

Однако, стоит заметить, что в современной спортивной школе наблюдается недостаточная развитость контроля. Педагогический контроль направлен прежде всего на улучшение деятельности по спортивной подготовке и воспитанию занимающихся, но на практике рассматривается как сковывающий инициативу и накладывающий рамки на работу тренера-преподавателя процесс. Огромное влияние на неразвитость контроля в спортивной школе оказывает многогранность культивируемых видов спорта (если говорить о комплексной спортивной школе), различный подход к оценке деятельности тренеров-преподавателей, субъективный характер выводов руководителя и специалистов учреждения. Например, анализируя документацию внутришкольной проверки МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный выявлено, что более целесообразно директору, завучу и инструктору методисту посещать занятия совместно, т. к. важным условием организации контроля является всесторонний анализ учебно-тренировочного процесса, принципиальная требовательность и объективность оценок и выводов.

Для согласования приемов и методов наблюдения и анализа учебно-тренировочных занятий администрации спортивной школы необходимо привлекать и старших тренеров. Различия в преподавании того или иного вида спорта, должны быть учтены при составлении плана контрольной проверки, а администрация вместе с ведущими тренерами определяет круг тем и содержания проверяемого учебно-тренировочного и воспитательного процессов [4, с.28].

К последним относятся:

-                   своевременность и правильность ведения журнала учета групповых занятий;

-                   результаты прохождения занимающимися медицинского осмотра;

-                   объем тренировочной, теоретической и соревновательной подготовки;

-                   комплектование групп и посещаемость занятий;

-                   соответствие учебно-тренировочных занятий поставленным задачам;

-                   уровень знаний, навыков занимающихся в пределах требований программ по видам спорта;

-                   выполнение занимающимися приемных, контрольных, переводных нормативных требований по ОФП, СПФ, технической и теоретической подготовке;

-                   соревновательная деятельность занимающихся и соответствие уровня спортивных результатов минимальным требованиям по спортивной подготовленности.

Эффективность проверки во многом зависит от организационных форм и методов ее проведения, умения наблюдать педагогический процесс, устанавливать причинно-следственные связи, на основе конкретных фактов делать объективные выводы.

В связи с этим необходимо выделить следующие стороны тактики проверки: объективность и принципиальность проверяющих; анализ материалов проверки по единой схеме [1, с. 93].

Чтобы посещение тренировочных занятий оказалось действенным средством повышения качества работы тренеров, проверяющие должны соблюдать определенные методические требования:

1)                 проверка должна проводиться по заранее составленному плану с четко выраженными целями;

2)                 проверяемые факты должны быть тчательно изучены и обобщены, после чего можно делать соответствующие выводы и вносить предложения;

3)                 при проверке должны соблюдаться правила, регламентирующие взаимоотношения проверяющего с тренером и занимающимися; проверка должна проходить в доброжелательной обстановке;

4)                 выполнение указаний и предложений, сделанных тренеру, должны систематически проверяться [2, с.9]

В практике работы спортивных школ используются следующие методы контроля:

-                   анализ и обобщение учетной и отчетной документации;

-                   педагогические наблюдения, связанных с регистрацией отдельных характеристик учебно-тренировочного и воспитательного процесса;

-                   фиксированный метод проверки уровня знаний, умений и навыков спортсменов.

            Особое внимание рекомендуется обратить на наличие условий для организации и плодотворного проведения учебно-тренировочного и воспитательного процесса:

1.                 Учебно-материальные — наличие оборудованных мест занятий, позволяющих реализовать требования учебной программы.

2.                 Школьно-гигиенические — соблюдение норм освещенности, температуры, организации питания, наличие условий для активного отдыха и восстановления.

3.                 Морально-психологические — умение тренера создать благоприятную атмосферу, способствующую плодотворной деятельности.

4.                 Кадровые — обеспеченность тренерскими кадрами, их подбор и расстановка, соблюдение трудового законодательства и установленных правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение закона об охране труда.

5.                 Финансовые — наличие сметы спортивной школы и соответствующих статей, а также фонда заработной платы, позволяющего выполнять предусмотренные объемы тренировочной работы и соревновательной деятельности [1, с.10]

Исследованиями в области педагогического контроля в разное время занимались Бабанский Ю.К., Белорусова В.В., Беспалько В.П., Бордовская Н.В., Прохорова М.В., Решетень И.Н., Сидоров А.А., Сластенин В.А. И другие.

Литература:

1.                 Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М. 1977

2.                 Бауэр В. Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ.- М. Советский спорт, 2003

3.                 Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983

4.                 Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:ФИС, 1980

Основные термины: педагогического контроля, спортивной школе, комплексной спортивной школе, Организация педагогического контроля, спортивной школы, управления спортивной мотивацией, основы контроля, организации педагогического контроля, спортивной подготовленности, объект контроля, задач педагогического контроля, педагогического контроля деятельности, области педагогического контроля, экономико-управленческие основы контроля, Научные основы контроля, методы познания контроля, закономерности управленческого контроля, процессе физического воспитания, Важнейшей функцией контроля, Конечной целью контроля

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle