Библиографическое описание:

Мальгин В. Е. Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 9-10.

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Ключевые слова: спортивная подготовка, педагогический контроль.

Основным вопросом управления процессом подготовки воспитанников спортивной школы является контроль выполнения нормативных правовых и программных документов. Научные основы контроля включают: общие методы познания контроля как социального явления (методические и естественно-научные основы); данные наук, изучающих закономерности управленческого контроля как целостного компонента системы экономической жизни общества, изучающих человека, его деятельность и среду обитания (субъект и объект контроля); процесс подготовки спортсмена как объект контроля (экономико-управленческие основы контроля); взаимосвязь контроля с функциями, которые наиболее тесно взаимодействуют (планирование, учет, анализ, руководство) [2, с.4]

Правильно организованный контроль дает возможность проведения оценки результатов и получения информации о необходимом в будущем состоянии объекта. Обеспечение информацией о предстоящих событиях — показатель эффективного контроля. Он является шкалой и показателем степени приближения к желаемому результату. Мероприятия по организации педагогического контроля заключаются в определении норм функциональной деятельности, которые, в свою очередь, согласуются с целями обучения. Полученные в результате данные составляют систему информации об объективном состоянии (здесь и сейчас) и позволяют выявить отклонения от желаемого или прогнозируемого результата.

Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором произойдет улучшение конкретной деятельности, достижение которого возможно через сбор информации, соотношение со стандартами и выявление проблемы. Конечной целью контроля является предотвращение или устранение ошибок. Задача контроля заключается в выявлении фактического состояния, оценке и коррекции.

В сферу задач педагогического контроля входит: разносторонняя оценка деятельности тренерско-педагогического коллектива; вариативность, обоснованность и эффективность применяемых в работе средств и методов тренировки; изучение и оценка уровня подготовленности спортсменов через анализ динамики их спортивных достижений и перспектив в занятиях определенным видом спорта; качественная характеристика воспитательных воздействий и их влияние на формирование личности занимающихся.

Важнейшей функцией контроля является разработка системы наблюдения за состоянием объекта и формированием системы отчетности в количественном и качественном отображении.

Однако, стоит заметить, что в современной спортивной школе наблюдается недостаточная развитость контроля. Педагогический контроль направлен прежде всего на улучшение деятельности по спортивной подготовке и воспитанию занимающихся, но на практике рассматривается как сковывающий инициативу и накладывающий рамки на работу тренера-преподавателя процесс. Огромное влияние на неразвитость контроля в спортивной школе оказывает многогранность культивируемых видов спорта (если говорить о комплексной спортивной школе), различный подход к оценке деятельности тренеров-преподавателей, субъективный характер выводов руководителя и специалистов учреждения. Например, анализируя документацию внутришкольной проверки МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный выявлено, что более целесообразно директору, завучу и инструктору методисту посещать занятия совместно, т. к. важным условием организации контроля является всесторонний анализ учебно-тренировочного процесса, принципиальная требовательность и объективность оценок и выводов.

Для согласования приемов и методов наблюдения и анализа учебно-тренировочных занятий администрации спортивной школы необходимо привлекать и старших тренеров. Различия в преподавании того или иного вида спорта, должны быть учтены при составлении плана контрольной проверки, а администрация вместе с ведущими тренерами определяет круг тем и содержания проверяемого учебно-тренировочного и воспитательного процессов [4, с.28].

К последним относятся:

-                   своевременность и правильность ведения журнала учета групповых занятий;

-                   результаты прохождения занимающимися медицинского осмотра;

-                   объем тренировочной, теоретической и соревновательной подготовки;

-                   комплектование групп и посещаемость занятий;

-                   соответствие учебно-тренировочных занятий поставленным задачам;

-                   уровень знаний, навыков занимающихся в пределах требований программ по видам спорта;

-                   выполнение занимающимися приемных, контрольных, переводных нормативных требований по ОФП, СПФ, технической и теоретической подготовке;

-                   соревновательная деятельность занимающихся и соответствие уровня спортивных результатов минимальным требованиям по спортивной подготовленности.

Эффективность проверки во многом зависит от организационных форм и методов ее проведения, умения наблюдать педагогический процесс, устанавливать причинно-следственные связи, на основе конкретных фактов делать объективные выводы.

В связи с этим необходимо выделить следующие стороны тактики проверки: объективность и принципиальность проверяющих; анализ материалов проверки по единой схеме [1, с. 93].

Чтобы посещение тренировочных занятий оказалось действенным средством повышения качества работы тренеров, проверяющие должны соблюдать определенные методические требования:

1)                 проверка должна проводиться по заранее составленному плану с четко выраженными целями;

2)                 проверяемые факты должны быть тчательно изучены и обобщены, после чего можно делать соответствующие выводы и вносить предложения;

3)                 при проверке должны соблюдаться правила, регламентирующие взаимоотношения проверяющего с тренером и занимающимися; проверка должна проходить в доброжелательной обстановке;

4)                 выполнение указаний и предложений, сделанных тренеру, должны систематически проверяться [2, с.9]

В практике работы спортивных школ используются следующие методы контроля:

-                   анализ и обобщение учетной и отчетной документации;

-                   педагогические наблюдения, связанных с регистрацией отдельных характеристик учебно-тренировочного и воспитательного процесса;

-                   фиксированный метод проверки уровня знаний, умений и навыков спортсменов.

            Особое внимание рекомендуется обратить на наличие условий для организации и плодотворного проведения учебно-тренировочного и воспитательного процесса:

1.                 Учебно-материальные — наличие оборудованных мест занятий, позволяющих реализовать требования учебной программы.

2.                 Школьно-гигиенические — соблюдение норм освещенности, температуры, организации питания, наличие условий для активного отдыха и восстановления.

3.                 Морально-психологические — умение тренера создать благоприятную атмосферу, способствующую плодотворной деятельности.

4.                 Кадровые — обеспеченность тренерскими кадрами, их подбор и расстановка, соблюдение трудового законодательства и установленных правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение закона об охране труда.

5.                 Финансовые — наличие сметы спортивной школы и соответствующих статей, а также фонда заработной платы, позволяющего выполнять предусмотренные объемы тренировочной работы и соревновательной деятельности [1, с.10]

Исследованиями в области педагогического контроля в разное время занимались Бабанский Ю.К., Белорусова В.В., Беспалько В.П., Бордовская Н.В., Прохорова М.В., Решетень И.Н., Сидоров А.А., Сластенин В.А. И другие.

Литература:

1.                 Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М. 1977

2.                 Бауэр В. Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ.- М. Советский спорт, 2003

3.                 Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983

4.                 Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.:ФИС, 1980

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle