Библиографическое описание:

Насиленко Л. А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин юридического факультета (на примере Университета современных знаний) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 239-241.

В статье проанализированы профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин на юридическом факультете Университета современных знаний.

Ключевые слова: профессионально-педагогические компетенции, преподаватель, юрист, специальные дисциплины.

In the article is analyzed the conditions of communicative competence’s formation of the future lawyers in the process of teaching in the universities. It is also considered the features of the research-experimental work in the University of Modern Knowledge in the process of special subjects’ learning.

Keywords: professional and pedagogical competence, the academic, lawyer, the special subjects.

Современный этап образования характеризуется изменениями в его направленности, целях, содержании, которое ориентируется на свободное развитие личности, ее самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность. В условиях повышенной требовательности работодателя к профессиональным качествам и компетенциям выпускника юридических высших учебных заведений возрастает роль передовых педагогических технологий, профессионально-педагогических технологий.

Профессия преподавателя вуза находится на стыке систем “человек — человек”, “человек — наука”, именно поэтому важно насколько гармонично в его деятельности связаны научно-исследовательская, педагогическая и научно-педагогическая деятельности, которые взаимообогащают друг друга.

Актуализировалась проблема профессиональной подготовки с учетом общемировых и региональных тенденций. Личностный подход к организации образовательного процесса требует учета индивидуальных особенностей студентов в ходе их профессионализации и изучения путей становления личности профессионала. Именно поэтому идут активные процессы исследования профессиональной компетентности преподавателя.

Понятие о профессиональной, профессионально-педагогической компетентности является ключевым во многих исследованиях по подготовке педагогов и актуальность их повышения отмечается в работах как украинских, так и русских ученых. Своеобразной концептуальной основой профессиональной подготовки педагогов в высшей школе, формирование их профессиональной компетентности стали работы Г. О. Балла, Е. О. Климова; профессиональной компетентности педагога и педагогического мастерства — И. А. Зязюна, Е. Н. Семеног, В. Н. Кузьминой, А. К. Марковой, И. О. Сластенина; педагогического призвания — Л. М. Ахмедзяновой; профессиональной культуры педагога — И. Ф. Исаева и др.

Однако некоторые аспекты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы остаются открытыми и актуальными.

В связи с этим в пределах статьи на примере Университета современных знаний остановимся на особенностях профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин юридического факультета.

В научной литературе проблема компетентности и компетенций преподавателя рассматривается как “профессиональная компетентность” [1, c.87] или “педагогическая компетентность” [2, c.46], или “профессионально-педагогическая компетентность” [3, c.90].

Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н. В. Кузьминой [3] рассматривается как “свойство личности” и включает 5 видов компетентности:

1)     специальная и профессиональная компетентность в области преподавания дисциплин;

2)     методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

3)     социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4)     дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся;

5)     аутопсихологическая компетентность в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

Учитывая наличие нескольких точек зрения на понимание компетентности, в данной статье компетентность преподавателей специальных дисциплин юридического высшего учебного заведения определяем как знания, умения, опыт, личностные качества, позволяющие осуществлять образовательную деятельность.

Требования к преподавателю высшего учебного заведения обусловлены требованиями к специалисту, который формируется в процессе обучения в высшем учебном заведении. Профессия юриста интегрированная: объединяет виды деятельности ряда профессий, тем самым обуславливаются характерные ее особенности. Юрист — профессия политическая, так как он занимается вопросами законотворчества, входит в многочисленную часть служащих правоохранительных и государственных органов. Деятельность юриста выражается деонтологическим поведением, основу которого представляют духовно-нравственные нормы поведения. Таким образом, учебный процесс в вузе должен осуществляться в таких формах и такими средствами, которые «воссоздают в сознании и повседневных позициях человека интегрированный потенциал нравственности и системного правосознания» [4, с.131].

Университет современных знаний осуществляет подготовку за областью знаний/направлением подготовки Право/Правоведение образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» и специальности «Правоведение» образовательно-квалификационных уровней «специалист», «магистр». Учебными планами и рабочими учебными планами при подготовке специалистов в Университете современных знаний предусмотрено изучение целого ряда учебных специальных дисциплин: «Украинский язык за профессиональным направлением»(108 ч), «Судебная риторика»(81 ч), «Основы современного делопроизводства»(108 ч), «Юридическая деонтология»(81 ч).

Специальные дисциплины согласно с образовательными стандартами подготовки юристов представляют собой цикл дисциплин, содержащих требования к профильной подготовки будущего специалиста, это те дисциплины, которые объединяют в себе знания как профессиональных, гуманитарных и отраслевых дисциплин. Например, изучение вопроса о правовом статусе государственного языка — с конституционным правом Украины; учет элементов почерка, идентификации голоса того или другого человека, — с криминалистикой; особенности создания текстовых процессуальных документов — с криминально-процессуальным правом. К тому же умение подобрать правильное слово или словосочетание, учет многозначительности, свободное владение юридической терминологией, — все это играет важную роль в работе юриста.

Анализ научной литературы [3, 5], опыт работы в Университете современных знаний позволяет отметить ряд профессионально-педагогических компетенций, которыми должен владеть преподаватель специальных дисциплин: психологические, личностные, общекультурные, педагогические, специальные. Наличие этих компетенций подтверждается глубоким знанием предмета; знанием последних мировых достижений по преподаваемой дисциплине; владение основами педагогики; знанием основ общей и возрастной психологии; знанием педагогических технологий и владение ими; умение эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения; умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов; владение различными формами, методами и приемами педагогической деятельности с учетом своих педагогических способностей, специфики преподавания специальных дисциплин.

Во время изучения таких специальных дисциплин, как «Судебная риторика», «Основы современного делопроизводства», «Украинский язык за профессиональным направлением», «Юридическая деонтология», усвоение теоретического материала практикуем с ориентацией на будущую профессиональную деятельность и ее коммуникативную составляющую. Для этого используем презентации будущей специальности, аудио- и видеозаписи выступлений известных правоведов, выдающихся судебных ораторов, опорные конспекты лекций с акцентом на профессиональную лексику, юридическую терминосистему. С целью формирования коммуникативной компетентности будущих юристов нами был разработан сборник мини-кейсов «Судебная риторика» [6], который направлен на углубление знаний из судебной риторики, совершенствование практических навыков будущего юриста к работе с аудиторией. В ходе экспериментальной работы мы разработали и внедряем на занятиях по судебной риторике специально разработанные ситуации судебного процесса. Это помогает студентам активно использовать имеющиеся знания и коммуникативные умения в смоделированных ситуациях профессионального взаимодействия, творчески развиваться, совершенствоваться, улучшать дикцию, обогащать вещание, с уважением относиться к мысли других. Помогает адекватно реагировать на замечание и предложению, которое в той или иной степени отображает реальные особенности профессионального общения будущих юристов, в результате чего учебная деятельность приобретает личностный смысл.

У каждого преподавателя профессиональная компетентность складывается неравномерно и по существу в течении всей профессиональной жизни. Для достижения позитивного результата необходимо работать в динамике по нарастающей. В святи с этим в Университете современных знаний профессорско-преподавательским составом разрабатываются учебно-методический комплексы, электронные курсы лекций, методические рекомендации по выполнению ученого плана для студентов заочной формы обучения, электронные учебники. Ежегодно проводятся семинары, лекции, олимпиады, конференции как для студентов, так и для преподавателей университета, профессорско-преподавательский состав повышает квалификацию как на областном, так и на республиканском уровнях.

Важную роль в развитии профессионально-педагогических компетенций преподавателя играет, помимо перечисленного, эффективное педагогическое самообразование, самосовершенствование, самостоятельная методическая работа по изучению передового педагогического опыта.

Основные показатели профессионально-педагогической компетентности преподавателя высшего юридического университета, по нашему мнению, следующие: умение использовать в практической деятельности профессиональные психолого-педагогические знания в зависимости от педагогической ситуации, целей и задач профессиональной деятельности, владение современными образовательными технологиями, на достаточно высоком уровне владеть культурой педагогического общения.

Литература:

1.                  Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной деятельности учителя / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 82–88.

2.                  Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина.- М.:Флинта, 1998. — 200 с.

3.                  Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.

4.                  Соколов В. О деонтологической подготовке юристов // Высшее образование в России. — 2007. № 5. С. 131–133

5.                  Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. — К., 1987. — 370 с.

6.                  Насиленко Л. А. Судебная риторика: Сборник мини-кейсов. В., 2013. 148 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle