Библиографическое описание:

Сабирова С. Б., Чадченко А. Н., Васюкова О. Н. Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 70-72.

На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое мы можем показать ту или иную сторону нашей жизни.

К. Д. Ушинский

Мы сами очень любим читать, эту привычку привили нам с детства наши родители, много читали нам и в детском саду. Когда воспитатель брала в руки книгу — мы с таким интересом смотрели на неё, как будто бы должно было произойти чудо. И оно происходило с самой первой страницы. Почему? Можно сказать, что было другое время, были другие дети... Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. У нас возникло желание подарить всю ту радость переживаний от общения книги, которую испытывали когда-то мы и нашим воспитанникам. Вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания. Именно это побудило нас к поиску наиболее интересных форм работы с художественными произведениями.

Проанализировав всё, мы решили выбрать для себя направление педагогической деятельности по формированию социальной компетентности через знакомство с художественными произведениями.

Социальная компетентность ребёнка — это уровень адаптации к социальным предписаниям, которые ему предъявляет общество. Герои книг задают образцы поступков и являются носителями норм и правил, принятых в обществе. Они знакомят детей с назначением различных предметов рукотворного мира и учат ими пользоваться. Поступки главных героев книг учат детей общаться между собой, с взрослыми, что обеспечивает ребенку благоприятные условия для социального развития. А совместная деятельность во время прослушивания, чтения, рассматривания, инсценировки знакомых произведений развивает у детей чувство эмпатии, эмоциональной общности с другими людьми, что является фундаментом, на котором строятся нравственное отношение ребенка к окружающим людям.

Нами был разработан и внедрён в практику работы педагогический проект «Путешествие в страну «Читалию»», цель которого — формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой. Реализация проекта предусматривает взаимодействие педагогов, детей, семейной общественности и сотрудников городской библиотеки.

В ходе реализации этого проекта решались задачи по 4 направлениям деятельности:

1)   По направлению работы с детьми:

-          Расширять представление об окружающем мире через знакомство с художественными произведениями и рассматривание иллюстраций в книгах.

-          Способствовать актуализации полученных знаний, умений и навыков в практическом взаимодействии с окружающими.

-          Расширять возможности для формирования собственного жизненного опыта общения.

2)   По направлению работы с семьёй

-          Привлекать родителей к совместной деятельности по развитию у детей коммуникативных способностей, самостоятельности, творчества,

-          Способствовать участию родителей в возрождении семейных традиций.

-          Создавать условия для приобретения родителями нового опыта конструирования собственного поведения, транслирующего детям свои знания, установки и ценности.

3)   По направлению работы с социальным партнёром:

-          Привлечь городские библиотечные фонды и ресурсы для повышения усвоения социальной информации у детей.

-          Способствовать развитию потребности детей и семей воспитанников в общении с книгой в специально организованной социокультурной среде (библиотеке).

4)   По направлению работы с педагогами

-          Познакомить с формами и методами работы использования художественной литературы для формирования социальной компетентности дошкольника.

-          Совместно с педагогами и специалистами оснастить социально — культурную среду в ДОУ по работе с книгой.

Каждое направление подразумевало определенную систему работы. Перед нами стояла задача — так выстроить свою деятельность, чтобы не упустить ни одну из задач по каждому разделу, чтобы задействовать всех участников проекта.

Поэтому в основу плана по реализации нашего проекта легли следующие принципы:

1)                 Системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности).

2)                 Наглядно–образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг)

3)                 Интегративности.

4)                 Игровой принцип (закрепление информации через игровую деятельность).

5)                 Сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей).

6)                 Принцип «позитивного центризма» (отбора наиболее актуальных для ребенка определенного возраста знаний).

7)                 Принцип позитивного взаимодействия с социальным партнёром — библиотекой.

Для нас было важно, чтобы работа по проекту шла параллельно реализации образовательной программы нашего ДОУ. Именно поэтому мы выбрали такую форму работы как «Путешествие» по тематической карте с остановками: «Книжный океан», «Долина труда», «Звериная полянка», «Остров чудес и превращений», «Мыс безопасности», «Река мужества и здоровья», «Море добра и дружбы», «Озеро смеха», «Страна Лукоморье”. Название остановок соответствует названию месяцев календарно — тематического планирования. Такой подход позволил нам не только закреплять и систематизировать программный материал, но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их получении.

Мы составили план совместной работы с сотрудниками детской библиотеки, и библиотекарь помогала нам в подборе нужной художественной литературы по данной теме. Благодаря такой работе у нас сейчас существует картотека литературных произведений, которой удобно пользоваться и педагогам, и библиотекарю.

Перед тем, как начать новое путешествие, которое длилось у нас 4 недели, всегда оформлялась яркая красочная выставка книг. Выставка объединяла несколько видов тематических книг и пополнялась в течение тематического месяца. Активную роль в насыщении выставки книгами принимали родители (поучаствовать хотелось всем), поэтому выставка получалась объёмная.

Возникла необходимость создания мини — библиотеки. Причем не в групповом помещении, потому что детям хотелось взять понравившуюся им книгу и, устроившись поудобнее, чтобы никто не мешал, спокойно рассмотреть — «перечитать» её. Поделиться впечатлениями с родными: подольше рассмотреть иллюстрации, показать эту книгу маме. Мы согласовали с администрацией и решили организовать мини — библиотеку в одном их функциональных помещений ДОУ — театральной комнате, которая в данный момент выполняет функцию читального зала. Полюбили мы там устраивать встречи со сказочными героями — Карлсоном, Буратино, доктором Айболитом, бабушкой Рассказушкой.

С чего же начиналась работа по проекту «Путешествие в страну Читалия?»

Однажды к нам в гости пожаловала Королева книг, она рассказала об истории появлении книг, о том, что можно узнать из них. Рассказала Королева и о книжкином доме. Ведь многие дети были уверены в том, что все книги живут в магазине. И поэтому мы решили посетить настоящий «Книжкин дом». Видя восторг детей и их родителей, которые сопровождали нас, от посещения библиотеки, было принято решение запланировать систематические экскурсионные мероприятия 1 раз в 2месяца. Сотрудники библиотеки в этом нас полностью поддержали.

Дети, да и родители впервые увидели такое многообразие книг — говорящих, музыкальных, с секретом, мягких, книжек — игрушек. А библиотекарь предложила нам создать свою рукотворную книгу, которая будет особенной и единственной. Мы поддержали эту идею и решили, что каждое путешествие по «Читалии» мы будем отражать в своей книге. Буратино подарил нам волшебный ключ от Страны Читалии и посоветовал искать ответы на все наши вопросы в книгах.

Вот мы и отправились в удивительное путешествие по огромной стране книг — «Читалии». Для начала вместе с детьми мы смастерили карту этой огромной страны, на которой отмечали уже известные нам места.

Всё путешествие условно можно разделить на несколько этапов. Теперь предлагаем совершить путешествие на одну из остановок «Долину труда» и познакомиться с этапами.

1 этап.

Дети обнаруживают в книжном уголке письмо от Королевы книг. А куда, дети должны догадаться по определённому значку, найдя его на карте Страны «Читалия». Мы выясняем, что нас приглашают посетить «Долину Труда». Оказавшись в ней, дети рассматривают орудия труда, называют профессии людей, которым они необходимы (повар, врач, металлург, хлебороб). Но многого не знают. Как решить эту проблему?

Помочь разобраться и познакомиться с трудом взрослых нам помогут книги. Детям предлагается обратиться за помощью к родителям, чтобы они вместе поискали книгу о труде — дома, в библиотеке, у знакомых, в магазине. А затем рассказали о том, где трудятся сами.

Таким образом, 1этап работы основан на постановке своеобразной познавательной проблемы, которую решить детям помогают книги.

2 этап предполагает сотрудничество с семьями воспитанников и сотрудником городской библиотеки. Это такие формы работы как;

-          Заказ книг в библиотеке для выставки.

-          Использование «листовки — молнии» следующего содержания «Уважаемые родители! Мы хотим познакомиться с Вашим трудом и профессиями нашего города. В этом нам поможет ваш личный рассказ, фото мамы и папы на работе и следующие книги: ………………………Ваши любимые дети».

-          Посещение библиотеки родителей с детьми с целью подбора тематических книг и информации для оформления страницы в «Книжкиной истории» о труде (подборка загадок, пословиц, стихов о труде, фото «Мама, папа на работе»)

-          Подборка стихотворений для заучивания «Поучите вместе с нами».

-          Знакомство с художественными произведениями о труде дома.

3 этап включает непосредственную деятельность с детьми педагога группы. Это;

-          Оформление тематической книжной выставки в группе

-          Чтение, беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, предметных картинок по теме «Профессии», сюжетно — ролевые игры

-          Заучивание стихотворений

-          Оформление дерева профессий «Мама и папа на работе»

-          Составление рассказа «Кем я буду, когда вырасту» для включения его в групповую книгу. Пока мы называем её «Книжкина история».

На 4этапе происходит презентация решения познавательной проблемы, полученных детьми знаний и опыта.

После знакомства с профессиями родителей, профессиями сотрудников детского сада у нас была организована творческая мастерская по ремонту книг «Заболела наша книжка». Девизом наших трудовых дел стали следующие слова: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»!

Мы охотно трудились все вместе. Поверьте, равнодушных не было!

На протяжении всей работы в рамках проекта, родители стали нашими союзниками, помощниками и коллегами. Они совместно с детьми подбирали материал для путешествия — пословицы, поговорки, стихи, информацию о книге, сочиняли вместе с детьми рассказы, собирали фантики, помогали в проведение досугов, театрализации произведений, пополнили групповую библиотеку, оформили подписку на детские журналы. А весь собранный материал мы с детьми оформляли в новую страницу «Книжкиной истории». После каждого мероприятия появлялась еще одна страничка, и родители и дети могли видеть свой личный вклад в её рождении.

Каждый педагог нашего дошкольного учреждения помогал оснастить мини — библиотеку, в которой имеются дидактические и настольные игры по сказкам, рукотворные книжки — малышки, альбомы «Кто рисует наши книжки», «Ребята и зверята в книжках», «всё-всё-всё о писателях»

В перспективе мы с педагогами ДОУ планируем организовать музей героев художественных произведений, что еще больше позволит подружить взрослых и детей с книгой.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и городской библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы смогли повысить уровень усвоения социальной информации, что показывает данные диагностики (по 17 показателям), а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.

Литература:

1.                  Дошкольное воспитание, № 1, 2007г. Проектный метод в социукультурном воспитании дошкольника

2.                  Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Незерович. — М., 1986г. Ст. «Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения», Л. В. Стрелкова

3.                  Приобщение детей к художественной литературе В. В. Гербова, М.: «Мозайка — Синтез», 2005г

4.                  Социальные отношения и эмоциональный мир ребёнка Р. М. Чумичва — М.: «Илекса» Ставрополь, «Сервиссшкола», 2001г

5.                  Метод проектирования в детском саду О. Д. Смирнова, М.: «Скрипторий 2003», 2011

6.                  Полная хрестоматия для дошкольников С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У — Фактория, 2007г

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle