Библиографическое описание:

Прохорова Л. С. Дополнительная предпрофессиональная программа-комплекс по предмету «музыкальная литература» в ДШИ 4-8 классы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 171-174.

В учебном процессе детских школ искусств содержание курса музыкальной литературы связано, главным образом, с академической, классической музыкой. Предмет «Музыкальная литература» изучает биографии ведущих композиторов России и зарубежья, анализирует их основные музыкальные произведения.

Цели и задачи курса состоят: в изучении лучших образцов классической музыки, в осознании подлинных музыкальных ценностей классического наследия и в воспитании людей, способных критически оценивать явления художественной культуры и свои музыкальные потребности. При этом реализуется важнейшая педагогическая задача: правильно сформировать личность учащегося, его кругозор и музыкальный вкус.

Экспериментальная программа-комплекс с поурочными планами посвящена содержательному обновлению традиционного курса музыкальной литературы а ДШИ и имеет отличную от его программы структуры, тематику и, отчасти, цели.

Программа предусматривает проведение уроков предмета «Музыкальная литература на протяжении 5-и лет в количестве 1 часа в неделю, группы формируются в составе 10–12 человек (восьмилетнее обучение) и 7–9 человек (шестилетнее обучение).

В основе программы лежит цель — развить оригинальное мышление учащихся, привить любовь как к музыке, так и к другим видам искусства. В работе предпринята попытка внедрения интенсивных методов обучения, таких, например, как «творческие задания для учащихся», и методов педагогики искусств (перевод художественного образа произведения искусств на другие языки).

В программе нетрадиционен подбор материала для изучения и его последовательность. Материал обширен — от народной песни до мюзикла, что неизменно должно привести к решению главной задачи курса — учащийся, вооруженный большим количеством разнообразной музыкальной информации, должен прийти к самостоятельной ориентации и оценке музыкальной культуры прошлого и современности. Ни монографический, ни жанровый принцип расположения изучаемого материала, принятый в традиционных курсах музыкальной литературы для школы и училища, в авторской программе не соблюдается. Произведения изучаются в соответствии с другими видами искусств: первый год — музыка и литература, второй-третий — музыка и изобразительное искусство, третий-четвертый — музыка современности (легкая музыка), пятый — формирование лекторских навыков у учащихся.

Таким образом, программа направлена на непрерывность образования, на привитие лекторских навыков у детей, выработку устойчивого слушательского интереса. Курс, организованный по предлагаемой программе не дает базовых знаний, но расширяет кругозор учеников, способствует активизации детской креативности. Для организации обучения музыке на общеэстетическом уровне такая программа подходит как вариант. Она может быть использована на уроках музыки в ДШИ как общеэстетический, факультативный дополнительный вариант музыкальной литературы, или как основной курс предмета для детей в случае получения в ДШИ второго образования, а также в общеобразовательной школе на уроках музыки 4–8 классов.

Сама идея организации материала и принципов построения занятий представляется автору оригинальной и перспективной.

Учебный материал подается педагогом в форме сообщений, рассказов о музыке, бесед с учащимися, сопровождаемых разнообразным музыкальным материалом, конкретно указанным в поурочных планах. Формы опроса учащихся разработаны также конкретно в «Творческих заданиях» к каждой теме предмета.

Данная работа представляет обобщение собственного педагогического опыта. Эксперимент проводился на протяжении 12-ти лет и дал положительные результаты: пробуждение огромного интереса к музыке, жизни композиторов, их произведениям, к предмету «Музыкальная литература», любовь к музыкальному и другим видам искусства, желание пропагандировать лучшие «классические» образцы музыкального искусства, более глубокое их понимание.

Программа универсальна. Обилие музыкального материала, который в известных, конечно, пределах может варьироваться в зависимости от местных условий — одно из свидетельств такой универсальности, а с другой стороны — показатель расширенного (по сравнению с традицией) спектра произведений и авторских имен.

Программа составлена с учетом требований дидактики, а также в соответствии с возрастными психологическими особенностями и, что особенно важно, с учетом психологии современного ребенка — жителя ХХI века. Отсюда убедительным выглядит характерный для всего курса принцип ретроспективного расположения материала: от интонаций, близких мироощущению нашего современника — к интонациям ХIХ- и затем ХVIII веков.

Автор связывает музыку с литературой, изобразительным и сценическим искусством, и связь эта — конкретно-практического характера, что позволяет развернуть перед учащимися широкую панораму жизни в ее многочисленных художественных проявлениях и конкретно — исторических связях, предлагая стать как бы участником изучаемых событий.

Метод сравнений и ассоциаций способствует развитию мышления учащихся, поддерживает постоянный интерес к познанию. По мере освоения курса у детей вырабатывается убеждение в серьезном назначении искусства, а в итоге — воспитывается потребность в просветительской деятельности.

Данная программа-комплекс подкреплена фонохрестоматией на нескольких дисках, учебными пособиями автора, среди них:

1.              «Альбом-справочник «Страницы жизни великих композиторов», который включает иллюстрации, портреты композиторов, знакомство с которыми позволяет учащимся более полно и глубоко понять, прочувствовать и осознать музыкальные и художественные ценности непреходящего значения, подаренные человечеству музыкальной классикой (см. приложение 1).

2.              Альбом — «Портреты в эстрадно-джазовом искусстве» предназначен для учащихся ДШИ и преподавателей. Его цель — дополнить авторскую программу по предмету «Музыкальная литература» (см. приложение 2).

3.              Альбом «Художественные иллюстрации к разделу «Музыка и живопись» (см. приложение 3).

Основные разделы программы:

                   I.                        Музыка и литература.

Стремление объединить музыку с ее «родной сестрой» — поэзией — существует столько же, сколько живут музыка и поэзия. Музыкальный багаж учащихся уже настолько объемен, что они могут глубоко и интересно анализировать произведения двух разных видов искусства, сравнивая, сопоставляя не только сюжет, форму, но и идею произведения. Кроме того, им доступно уже глубинное постижение идеи одного сложного музыкально-поэтического или музыкально-живописного произведения, будь то романс, опера, музыкальная драма, музыкальный рассказ, балет или другой жанр.

Творческая активность ребят в этом возрасте необычайно продуктивна, они могут и анализировать, и оценивать, самостоятельно сочинять, зарисовывать впечатления и даже импровизировать на заданную тему. Они уже достаточно много знают, не осторожничают, смело высказывают свое мнение — они готовы к самостоятельной творческой работе.

Поэтому объектом рассмотрения этого года становится сложная и чрезвычайно интересная тема «Музыка и литература» («музыка и поэзия»). На примере произведений советских, русских, зарубежных писателей и поэтов прослеживается путь объединения двух видов искусства в прекрасное единое целое. В течение этого года предстоит ученикам найти ответ на увлекательный вопрос, как композиторы «искали союза» с поэзией, что в ней их интересовало в разные эпохи. Дополнительно эта тема дает возможности для стилистического сравнения (стили разных композиторов, их творческий почерк; стили разных эпох на примере одной страны; стиль разных стран, но в одно и то же время и т. д.).

Очень важны в каждом разделе разработанные автором «Творческие задания для самостоятельной работы»:

1.                  Письменная работа — анализ прослушанного неоднократно романса по плану:

а) что было до событий в романсе (предыстория),

б) о чем говорится в тексте (содержание),

в) что выражает музыка, какой отрывок текста характеризует наиболее полно. Почему именно эту сторону текста выбрал композитор?

г) предложить, что будет после событий, отраженных в романсе,

д) описать свое отношение к поэтическому первоисточнику и музыке романса.

2.                  Самостоятельное сочинение песни (романса) на стихи любимого поэта.

Примерный план работы:

а) Работа над неоднократным прочтением стиха

б) Подготовит к уроку несколько вариантов понимания смысла. Назвать самый близкий, объяснить, почему.

в) Сочинение мелодии

г) Подбор аккомпанемента к ней

д) Грамотная запись романса и оформление работы

3.                  Сочинение от имени любого персонажа об отношении писателя (Л.Толстого) к музыке (это могут быть письма- воспоминания кухарки, В.Ландовской, Ф.Шаляпина и т. д.). Написано оно должно быть от имени и в стиле персонажа.

4.                  Самостоятельно найти, в каких произведениях Л.Толстого (С.Есенина, А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Блока, В.Шекспира, Н.Гоголя) звучит музыка. Строки выписать в тетрадь. Выразительно их прочитать.

5.                  Написать сочинение «Музыка на страницах произведений Л.Толстого (Есенина, Гоголя, Пушкина и т. д.)

6.                  Самостоятельно составить конспект, выделив главное и наиболее интересное в прослушанной литературно-музыкальной композиции «Толстой и музыка» (или какой-либо другой). Ответить на вопрос, какова роль музыки в жизни писателя?

7.                  Сочинить две мелодии на один поэтический текст — разного характера (например, «издевательскую» и «влюбленную»).

8.                  Проследить на примере одного сюжета степень выразительности 2-х жанров (оперы и балета). Какой из них лучше раскрывает данный сюжет?

9.                  Проследить на примере одного сюжета особенности стиля разных композиторов (например, «Отелло» Верди и Свиридова).

10.              Подобрать литературу, слайды, иллюстрации, помогающие лучше узнать и понять обстановку, в которой жил и творил поэт (писатель).

                II.                        Музыка и живопись.

Необходимость объединения музыки с живописью, причем не внешней — хронологической или сюжетной близостью, а внутренней, творческой связью, назрела уже давно. Связь эта должна быть найдена на уровне внутреннего содержания, смысла произведений.

Содержание темы «Музыка и живопись» представляется достаточно сложным и, к сожалению, мало разработанным. В нем сделана попытка вскрыть внутреннюю связь между двумя видами искусств. В каждом разделе рассматриваются определенные стороны этой связи:

1.                   Музыка и музыканты языком живописи.

2.                   Картины — языком музыки.

3.                   Портреты композиторов языком живописи.

4.                   Портреты художников языком музыки.

5.                   Живопись и музыка в театре и кино.

6.                   Живопись и музыка у К.Чюрлениса.

7.                   Соединение музыки и света.

8.                   Музыка и скульптура.

Очень важны творческие задания:

1.                  Описать музыкальную картинку (или часть музыкального произведения) как единое «живописное» мгновение.

2.                  «Превратить» живописное полотно в рассказ, включающий события до данного, отраженного в картине мгновения и после него.

3.                  Разобрать и сопоставить звуковую и цветовую палитру произведений, написанных на один сюжет.

4.                  Найти в литературе, живописи и музыке произведения, соединяющие в себе два вида искусства, рассказать о них.

5.                  Объяснить, нет ли аналога живописным краскам в музыке. Что это может быть? И т. д.

             III.                        Популярная музыка.

Данный раздел, направлен на ознакомление учащихся ДШИ с краткой историей джаза и популярной музыки.

В учебном процессе детских школ искусств популярная музыка, активно влияющая сегодня на её этическое воспитание юношества в курсе ДШИ не рассматривается.

Цель раздела — дать достаточно полное представление об истории, музыкальных особенностях джаза и основных видах современной популярной музыки.

Задачи раздела состоят: в знакомстве с современной музыкой и джазом, в осознании подлинных музыкальных ценностей классического наследия и в воспитании людей, способных критически оценивать явления художественной культуры. Основным источником художественных впечатлений на уроке должны быть лучшие примеры из «золотого фонда» джаза и популярной музыки. При этом реализуется важнейшая педагогическая задача: правильно сформировать личность учащегося, его кругозор и музыкальный вкус. Для этого прилагаются творческие задания:

1.                  Составить «паспорт» исполнителей песен, прослушанных на уроке по плану:

а) содержание песни,

б) название,

в) особенности музыки,

г) состав оркестра,

д) тембр голоса,

е) исполнительская манера,

ж) артистичность пения,

з) популярность, ее причины

2.                  Составить краткую рецензию на выступление «ВИА» по плану (можно составить «паспорт» ансамбля):

а) имя (почему так назван)

б) где появился

в) когда появился

г) состав ансамбля

д) исполнительская манера

е) репертуар

ж) стиль

з) география гастролей

и) мое отношение к ансамблю, значение его выступления для развития эстрадной песни (есть ли у ансамбля последователи).

3.                  Письменный анализ песни или пьесы по плану:

а) название

б) содержание текста

в) какой главный образ рисует музыка

г) какими средствами музыкальной выразительности

д) мое отношение к замыслу авторов

4.                  Сравнительный анализ 2 песен или 2 ансамблей.

5.                  Сочинение на тему: «Какие черты джазовой музыки можно услышать в современных эстрадных песнях (с примерами)?»

6.                  Выявить признаки джазовой музыки в прослушанном на уроке произведении: размер, ритм, характер мелодической линии, приемы исполнения, состав оркестра, общий эмоциональный настрой музыки.

7.                  Составить характеристику главного (главных) героев оперетты.

8.                  Составить сравнительную музыкальную характеристику двух героев спектакля (рок-оперы, мюзикла, оперетты).

План раздела:

1.                  Американский джаз: истоки, выразительные средства. «Корифеи» джаза: Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси и т. д. Основные течения, стили, направления. Джордж Гершвин.

2.                  Особенности джазовой музыки в других странах: Англия, Франция, Россия. Имена: ансамбль «Биттлз», Ф. Лей, П. Мория, Э. Пиаф, М. Матье, Ш. Азнавур, Цфасман, Варламов, Скоморовский, Л. Утесов, Дунаевский, Гаринян, А. Ганелли, И. Бриль, Л. Чижик. Музыкальные фестивали.

3.                  Особенности популярной музыки. Основные виды и жанры. Оперетта, мюзикл, рок опера, рок симфонии.

             IV.                        Лекторская практика.

Подготовка и разбор самостоятельно подготовленных сообщений о музыке в различных жанрах:

1.               Рассказ о музыке с музыкальной иллюстрацией.

2.               Вступительное слово перед концертом.

3.               Составление программы концерта с развернутым комментарием каждого номера.

4.               Лекция о музыке.

5.               Критическая статья на музыкальный спектакль, фильм или концерт.

Думается, что предлагаемая программа вполне соответствует задачам перестройки дела школьного образования. Она может быть рекомендована для изучения и практического применения педагогами-музыкантами.

Методическая литература

1.         Артеменкова Т. А. Технология разработки образовательных программ.

2.         Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе, М., 1982 г.

3.         Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». (Для ДШИ и ДМШ) М., 2002 г.

4.         Программа для ДМШ (эстрадная специализация). Составитель Айзикович Т. Л., 1986 г.

5.         Прохорова Л. С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Слушания музыки» («Музыкальной литературы»). Сб.: Новые технологии в музыкальном образовании (Материалы Всероссийской научно-практической конференции), Омск, 2002 г.

6.         Прохорова Л. С. Разработка и апробация учебно-методических пособий на основе использования современных технологий в музыкальном воспитании детей. Сб.: Современные технологии в муз образов (Материалы Второй международной научно-практической конференции), Омск, март 2003 г.

7.         Прохорова Л. С. Мультимедиа материалы в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДШИ. Сб.: Художественное образование в культурном пространстве омского региона (Материалы Второй открытой научно-практической конференции), Омск, 2010 г.

8.         Прохорова Л. С. К проблеме разработки учебных и методических пособий для курса «Слушания музыки» в ДШИ. Сб.: Музыка как художественное познание мира (Материалы Международной научно-практической конференции), Омск, апрель 2003 г.

9.         Прохорова Л. С. К проблемам дифференцированного подхода в развитии и становлении творческой личности в разных возрастных группах на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДШИ Сб.: Художественное образование в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы (Материалы Открытой городской научно-практической конференции), «Мир музыки», Омск 2007 г

10.     Прохорова Л. С. К проблеме развития творческого потенциала личности ребенка методами полихудожественного образов в ДШИ. Сб.: Полихудожественное образование как фактор творческого развития детей и юношества (Материалы Открытой региональной научно-практической конференции), «Мир музыки» Омск 2009 г.

11.     Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Слушания музыки» («Музыкальной литературы»). Методические рекомендации и программа для преподавателей ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школ, дворцов пионеров. Составитель — Прохорова Л. С. Омск 1988 г.

Ресурсы Internet, использованные в работе.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://images.yandex.ru/

http://www.muz-urok.ru/fortepiano.htm

http://russo.com.ua/entsiklopediya_kolera/page/truba.6460

http://dunaevskiy-ekb.ru/library/musical-instruments/

http://www.lira-salon.ru/a.php?p=11&typea=3

http://dynatone.ru/info9104317

http://notoboz.ru/instrumets/160-kobza.html

http://www.qton.ru/54.html

http://marinni.livejournal.com/352578.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle