Библиографическое описание:

Прохорова Л. С. Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» в ДШИ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 167-171.

Важнейшими задачами современного дополнительного образования являются: повышение профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей, формирование информационной культуры учителя и ученика, необходимость актуализировать внедрение проблемных и эвристических комплексных образовательных программ и технологий обучения. Одной из таких программ является «Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание музыки» в ДШИ» с фонохрестоматией, поурочными планами и учебными пособиями для детей в каждом классе для работы на уроке. Программа предусматривает проведение уроков предмета «Слушание музыки» на протяжении 3-х лет (1–3 классы) в количестве 1 часа в неделю. Учебный материал подается педагогом в форме сообщений, рассказов о музыке, бесед с учащимися, сопровождаемых разнообразным музыкальным материалом, конкретно указанном в поурочных планах. Формы опроса учащихся разработаны также конкретно в «Творческих заданиях» к каждой теме предмета.

Учебный план программы включает в себя следующие темы: инструменты симфонического оркестра, старинные инструменты, народные инструменты, опера, оперетта, мюзикл, балет, симфония, средства музыкальной выразительности, инструментальные жанры, крупная форма, программная музыка, вокально-хоровые жанры. Сбалансированное сочетание теоретических и исторических тем программы дает учащимся представление о выразительных возможностях и звучании музыкальных инструментов, жанровых особенностях сценических произведений, основы знаний о форме малых и крупных инструментальных жанров. В процессе изучения предмета раскрывается взаимосвязь музыки с другими видами искусства (живопись, литературой, театральным искусством), реализуются межпредметные связи путем изучения жанровых особенностей танцев XVI — XIX веков исполняемых учащимися по специальности.

Активное использование мультимедиа-технологий на занятиях (иллюстраций, диафильмов, аудио и видеозаписей) содействует прочному усвоению материала, создает комфортные условия на уроке, формирует целостное представление о музыке у учащихся. Была проведена большая работа по составлению фонохрестоматии, охватывающей весь звуковой материал курса. Четыре диска хрестоматии соответствуют разделам программы: музыкальные инструменты, музыкально-сценические жанры, инструментальные жанры, вокально-хоровые жанры. Обширный музыкальный материал дисков включает в себя лучшие образцы русской и зарубежной классики, а также разделы, посвященные русским народным и старинным инструментам, изобилует примерами из музыки XX века.

В создании своей программы автор нашел опору на идеях следующих педагогических технологий, используемых в музыкальной практике:

1.         личностно-ориентированная

2.         гуманистическая

3.         развивающая

4.         игровая

5.         педагогического сотрудничества

Из технологий, используемых в музыкальной педагогике и предлагаемых наукой и практикой:

1.         диалог культур

2.         технология проблемного обучения

Модель обучения по данной программе:

1.         Тип альтернативного школьного образования — дополнительное музыкальное

2.         Образец опыта и его переосмысления — предмет «Слушание музыки»

3.         Систематизированная форма инновационного эксперимента — образовательная программа

4.         Вариант данной образовательной технологии — четвертая редакция программы

5.         Концептуальное обоснование проблемы — игровая

6.         Организационная система — система групповых уроков

7.         Способ организация — учебные поурочные планы

При создании программы использованы следующие компоненты музыкальных педтехнологий:

1.         Психический (душевный комфорт, посильная учебная нагрузка, рациональность учебного процесса, особенности памяти, мышления, активности, создание удобного «климата» и условий для разнообразной деятельности)

2.         Нравственный (ценности, мотивы поведения)

3.         Эстетический (красота музыки)

4.         Культуросообразный (приспосабливаемость к изменениям в мире)

В своей программе главным ее содержанием автор считает воспитание личностного способа отношения, как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе.

Альбом «Музыкальные инструменты» предназначен для учащихся ДШИ, их родителей и преподавателей. Его цель — дополнить авторскую программу по предмету «Слушание музыки» в 1-ом классе мультимедийным справочником. Альбом включает разнообразные иллюстрации, позволяющие ярко и выразительно представить детям различные музыкальные инструменты в сочетании с их звучанием в авторской фонохрестоматии к указанной программе.

Иллюстрации расположены по разделам:

-          Древние музыкальные инструменты

-          Старинные музыкальные инструменты

-          Инструменты симфонического оркестра

-          Инструменты русского народного оркестра

В приложении даны в сокращении музыкальные сказки об инструментах, хранящиеся в Государственном центральном музее культуры им. Глинки.

Задания по данному альбому могут быть различными:

1.         Рассмотреть данные инструменты. Срисовать его.

2.         Рассказать об особенностях его строения.

3.         Ответить на вопрос: что напоминает нам о старинном (древнем) происхождении данного инструмента?

4.         Какие ассоциации сегодняшнего дня будит внешний вид инструмента?

5.         Каков «характер» инструмента?

6.         Каков его «голос»?

7.         На чей «голос» он похож?

И т. д.

Использование на уроке заданий с мультимедийными пособиями делает урок более ярким, эмоциональным, способствует заинтересованности ребенка, развитию его памяти, интеллекта, креативности, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Пособие «Музыкально-сценические жанры» является своеобразным учебником-справочником для детей 2-го класса для работы на уроке. С его помощью ученики могут познакомиться с основными музыкально-сценическими жанрами: оперой, опереттой, мюзиклом, балетом, их основными номерами, с различными вокальными голосами солистов, и, что немаловажно, с интерпретацией лучших известных сказок русских и зарубежных писателей, изложенных в либретто. Знакомство с краткими справками о жизни и творчестве композиторов, по мнению автора, очень полезно и учащимся, и преподавателям. К сожалению, в процессе работы с детьми, автор убедился, что многие учащиеся младших классов не знают ни лучших сказок, ни российских и зарубежных писателей, ни народных русских сказок, на основе которых написаны многие музыкально-сценические произведения. Таким образом, учебник-справочник как бы выполняет указанные пробелы в образовании и воспитании детей.

Задания по данному пособию могут быть различными:

1.         прочитать и пересказать содержание либретто;

2.         сравнить содержание либретто музыкального произведения с литературным первоисточником (прочитанным по заданию педагога дома);

3.         назвать новых героев или события, введенных авторским композиторским замыслом;

4.         ответить на вопрос: чему учит нас эта сказка;

5.         как средствами музыки композитор раскрывает нам ее основной смысл (данное задание включает разбор средств музыкальной выразительности — мелодии, темпа, тембра, ритма, динамики и т. д.);

6.         соответствует ли на твой взгляд комплекс музыкальных средств композитора данному персонажу и т. д.

А так как именно в музыкально-сценических жанрах музыка неразрывно связана с другими видами искусств — живописью, хореографией, литературой — это способствует формированию особой заинтересованности учащихся к музыке. На уроках используются рисунки, диафильмы, DVD-видео, способствующие созданию комфортной ситуации, развитию различных видов памяти, переключению внимания, развтию самостоятельности. А это, в свою очередь, незаметно приучает ребенка к длительному прослушиванию различных по стилю, по жанрам музыкальных произведений при всего лишь первичном знакомстве с ними. Особое внимание уделяется произведениям русских писателей и композиторов, что способствует развитию чувства патриотизма у детей. Данное пособие поможет решать актуальные проблемы обучения: повышение заинтересованности детей, развитие способности мыслить, психологически глубоко понимать музыку, и желание серьезно изучать ее и в дальнейшем.

Учебник-справочник для 3-го класса включает разнообразные музыкально-теоретические термины-сведения о музыкальных жанрах, стилях, формах, средствах выразительности в музыке. Он содержит более восьмидесяти терминов, наиболее употребительных в теории и истории музыки. Учебник-справочник посвящен, в основном, инструментальным музыкальным произведениям, но для более подвинутых групп предлагается дополнение — приложение для знакомства с некоторыми вокально-хоровыми жанрами, к сожалению не изучаемых в курсе ДШИ.

Задания по данному пособию могут быть различными:

1.         «Своими словами» объяснить значение термина.

2.         Исполнить на музыкальном инструменте пьесу и рассказать о ней.

3.         Разобрать форму в пьесе, исполняемой в классе по специальности.

4.         Отметить в музыкальном произведении черты «жанровости».

5.         Что такое «крупная форма?»

Нужно отметить, что инструментальные пьесы всегда несут в себе черты песенности, танцевальности, маршевости, а некоторые жанры подразумевают определенную форму, поэтому эти понятия могут соединятся (крупная форма — это жанр). Богатства музыки нужны людям. Музыка должна стать необходимой частью их жизни. Основа музыкальной культуры каждого народа — музыкальный фольклор, народные песни и танцы и произведения композиторов разных эпох доставляют высочайшее эстетическое наслаждение, понимание ее красоты и формируют важнейшие нравственные критерии человека, развивают любознательность, следствием чего становится потребность постоянного слушания музыки.

Выбор изучаемых форм и жанров обусловлен программами 3-го класса по музыкальному инструменту, что помогает решать важнейшую задачу — обеспечение межпредметных связей.

В результате экспериментального введения в курс обучения детей предмета «Слушание музыки» по данной программе удалось добиться следующих результатов:

1.         Чрезвычайной заинтересованности детей в дальнейшем музыкальном развитии, комфортности на уроке, где каждый ребенок имеет возможность «раскрыть себя самого».

2.         Развития музыкальной эрудиции за счет знакомства с первого года обучения с именами выдающихся композиторов, жанрами музыкальных произведений, названиями самых известных из них, с «вечными темами» в искусстве, спектаклями, живописными полотнами, связанными с музыкой.

3.         Воспитания тонкого музыкального вкуса, чему способствовало прослушивание выдающихся мастеров-музыкантов и лучших музыкальных произведений. А это, в свою очередь — прямой путь к самостоятельной исполнительской творческой интерпретации различных пьес в старших классах.

4.         Увеличение «слухового багажа» детей на детском музыкальном материале, что становится подспорьем в классе по специальности и способствует не натаскиванию, а самостоятельной работе ученика над пьесой.

5.         Серьезной подготовки детей к детальному изучению музыки: жанров, форм, стилей на уроках музыкальной литературы.

6.         Формирование «в массе» пропагандистов — любителей музыки в своем кругу, что относится к большему числу выпускников ДМШ и ДШИ.

7.         Интереса к развитию у наиболее одаренных детей до профессиональной ориентации высокого уровня и становлению личности музыканта — профессионала.

Методическая литература

1.         Артеменкова Т. А. Технология разработки образовательных программ.

2.         Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе, М., 1982 г.

3.         Кабалевский Дм. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Дм. Кабалевский. Воспитание ума и сердца. М., 1984 г.

4.         Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература». (Для ДШИ и ДМШ) М., 2002 г.

5.         Прохорова Л. С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Слушания музыки» («Музыкальной литературы»). Сб.: Новые технологии в музыкальном образовании (Материалы Всероссийской научно-практической конференции), Омск, 2002 г.

6.         Прохорова Л. С. Разработка и апробация учебно-методических пособий на основе использования современных технологий в музыкальном воспитании детей. Сб.: Современные технологии в муз образов (Материалы Второй международной научно-практической конференции), Омск, март 2003 г.

7.         Прохорова Л. С. Мультимедиа материалы в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДШИ. Сб.: Художественное образование в культурном пространстве омского региона (Материалы Второй открытой научно-практической конференции), Омск, 2010 г.

8.         Прохорова Л. С. К проблеме разработки учебных и методических пособий для курса «Слушания музыки» в ДШИ. Сб.: Музыка как художественное познание мира (Материалы Международной научно-практической конференции), Омск, апрель 2003 г.

9.         Прохорова Л. С. К проблемам дифференцированного подхода в развитии и становлении творческой личности в разных возрастных группах на уроках «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» в ДШИ Сб.: Художественное образование в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы (Материалы Открытой городской научно-практической конференции), «Мир музыки», Омск 2007 г

10.     Прохорова Л. С. К проблеме развития творческого потенциала личности ребенка методами полихудожественного образов в ДШИ. Сб.: Полихудожественное образование как фактор творческого развития детей и юношества (Материалы Открытой региональной научно-практической конференции), «Мир музыки» Омск 2009 г.

11.     Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Слушания музыки» («Музыкальной литературы»). Методические рекомендации и программа для преподавателей ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школ, дворцов пионеров. Составитель — Прохорова Л. С. Омск 1988 г.

Ресурсы Internet, использованные в работе.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://images.yandex.ru/

http://www.muz-urok.ru/fortepiano.htm

http://russo.com.ua/entsiklopediya_kolera/page/truba.6460

http://dunaevskiy-ekb.ru/library/musical-instruments/

http://www.lira-salon.ru/a.php?p=11&typea=3

http://dynatone.ru/info9104317

http://notoboz.ru/instrumets/160-kobza.html

http://www.qton.ru/54.html

http://marinni.livejournal.com/352578.html

Литература:

1.         Азархин Р., Конрабас. М.: Музыка, 1978.

2.         Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. — СПб., — 1971 г.

3.         Ауэрбах Л.Рассказы о вальсе. М.: Советский писатель, 1980

4.         Барсова М. А. Книга об оркестре. М.: Музыка, 1978

5.         Бражников М. Фортепиано. М.: Музыка, 1982

6.         Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. М.: Музыка. 1974

7.         Володин А. Электромузыкальные инструменты. М.: Музыка, 1979

8.         Вольман Б. Гитара. М.: Музыка, 1980

9.         Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. М.:, 1973

10.     Зильберквит А. Рождение фортепиано. М.: Детская литература, 1984

11.     Зильберквит М. «Мир музыки». М., «Детская литература», 1988 г.

12.     Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1977

13.     Кабалевский Д. Про трех «китов» и многое другое. М.: Детская литература, 1974

14.     Кабалевский Д. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. –Выпуск 1, М.: Музыка, 1981

15.     Кленов А. «Почему» в концертом зале. М.: Музыка, 1981

16.     Кленов А. Симфония с сюрпризом. Л.: Советский композитор, 1975

17.     Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., «Музыка», 1968 г.д

18.     Лазько А. Виолончель. М.: Музыка, 1981

19.     Ландсберис В. Творчество Чюрлениса. Л., 1975

20.     Левин С. Фагот. М.: музыка, 1983

21.     Майлер Ф. Иоганн Штраус. М.:Музыка,1980

22.     Мирек А. … И звучит гармоника. М.: Советский композитор, 1979

23.     Музыка и ты. М.: Советский композитор. Вып. 1–4, 1978

24.     Музыкальный калейдоскоп. М.: Советский композитор. Вып. 2, 1974 г.

25.     Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990 г.

26.     Музыкальная энциклопедия. т. 1–6, М., «Советская энциклопедия», 1973, 1974, 1976, 1978, 1981, 1982гг.

27.     Мусатов. Имре Кальман. Л.: Музыка, 1978 г.

28.     Оперные либретто. т. I. — «Русская опера и опера народов СССР». М., «Музыка», 1978 г.

29.     Оперные либретто. т. II. — «Зарубежная опера». М., «Музыка», 1979 г.

30.     Панакотов С. Ударные инструменты в современном оркестре. М.: Советский композитор, 1973

31.     Пожидаев Г. Кабалевский Д. Б. М.: Музыка, 1970, 1987

32.     Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры. М.: Музыка, 1979

33.     Соллертинский И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973

34.     100 балетных либретто. М., «Музыка», 1966 г.

35.     Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика

36.     Творческие портреты композиторов. (Популярный справочник). М., «Музыка», 1990 г.

37.     Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1983

38.     Цераши Х. Виолончель, контрабас и др. музыкальные инструменты. Лейпциг, 1974. М., 1976

39.     Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1959 г.

40.     Энциклопедический словарь юного музыканта. М., «Педагогика», 1986 г.

41.     Эткинд М. Мир как большая симфония, книга художника. Л.: Искусство, 1978

42.     Янковский М. Искусство оперетты. М.: Советский композитор, 1982

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle