Библиографическое описание:

Мишарина В. Г. Качественное самообразование педагогов — залог самореализации личности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 271-272.

Древняя мудрость гласит: Кто стоит на месте, тот отстает.

А кто не хочет отставать, должен двигаться вперед, и не останавливаться, достигнув вершины, а подниматься выше. В этом и заключается основная миссия современного педагога. Уже недостаточно быть на уроке и вне него актером, режиссером, делопроизводителем, дирижером, дипломатом, психологом, новатором и компетентным специалистом. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске.

Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Ожегов дает такое определение: «самообразование — это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

-           необходимость поиска и анализа новой информации;

-           желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);

-           соответствие современным требованиям;

-           конкуренция;

-           общественное мнение;

-           интерес к делу.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1)                 специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2)                 повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

-           в рамках курсовой подготовки в ИПКРО

-           с использованием дистанционных технологий

3)                 групповая самообразовательная работа:

-           работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

-           проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4)                 индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

-           средств массовой информации, библиотек, музеев,

-           вычислительной и оргтехники,

-           исследований, экспериментов,

-           осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

-           формирование портфолио (участите в конкурсах, мастер-классах, и т. д.)

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

-           разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

-           разработка новых форм, методов и приемов обучения;

-           разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

-           выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

-           доклады, выступления; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

-           создание комплектов педагогических разработок;

-           проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

-           повышение качества преподавания предмета.

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Литература:

1.     Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994.

2.     Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

3.     Эверт Н. А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. — Красноярск, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle