Библиографическое описание:

Жданова Л. У. Игра в воспитании и обучении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 109-111.

Применение игры в воспитании и обучении является одним из древнейших методов обучения, поэтому такой метод обучения является актуальной и сейчас. Игра является предметом многих исследований, т. к. ее используют в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения детей, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью остается еще игровая деятельность.

Ребенок, играя, моделирует внешний взрослый мир, его взаимоотношения, благодаря чему он вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. «Игра есть потребность растущего детского организма, развиваются физические силы ребенка, развивается его сообразительность, находчивость, инициатива, развиваются организационные навыки, выдержка и пр». — писала Н. К. Крупская.

В процессе активной игры дети так же познают окружающие предметы, приспосабливая их к своим потребностям, вследствие чего у них развивается воображение, творческие возможности. Именно игра дает ребенку через себя понимать другого и, наоборот, через другого — понимать себя [1].

«Для дитяти игра — действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание»- писал великий педагог К. Д. Ушинский, т. к. он считал, что игра для ребенка является серьезным занятием.

С точки зрения педагога и психолога игра — это деятельность ребенка, направленная на познание, освоение и преобразование действительности, а так же средство воспитания в педагогическом процессе.

Раннему детству характерны простые игры, по П. Ф. Каптереву они называются забавами, потешками. Ребенок взрослеет «взрослеют» и игры, т. е. он усложняются. П. Ф. Каптерев считает, игра-забава переходит в развлечения, которые оказывают действие не только внешнее состояние ребенка, но и на память, мышление, в таких играх дети больше испытывают переживания. У детей развивается мышление и воображение, например, при рассматривании картин с изображением предметов, сюжетных картин, манипулировании с игрушками моделями, что вызывает у них эмоции к знакомым предметам, явлениям и событиям [3].

Игры-развлечения П. Ф. Каптерев делит на следующие группы:

1)                 игры, развивающие память(просмотр картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

2)                 игры, развивающие мышление(просмотр сюжетных картинок, сравнение предметов);

3)                 игры, направленные на возбуждение чувств (просмотр картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями).

В процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, в начальной школе, а так же в воспитании в семье в первую очередь преследуется цель о повышении физических и интеллектуальных нагрузок, что характеризуется в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений, это проявляется покупкой большого количества игрушек, картинок и книжек. Иметь надо в виду, что такие разнообразные развлечения вряд ли будут иметь воспитательную ценность. Ребенку более увлекательно играть с простыми игрушками, с легко трансформирующимися материалами: вата, пластилин, бумага и т. д. лишь в школьном возрасте наблюдается стремление к более сложным игрушкам [4].

В старшем дошкольном возрасте начинаются ролевыеисюжетно-ролевые игры. Они более сложные, в основе игры лежит какой-нибудь сюжет, который развивается в ходе игры и завершается каким-либо результатом. Например, игра в больницу, полет в другую планету и т. п. Такого рода игры требуют от детей больше знаний и воображения, благодаря чему развиваются познавательные способности и творческие силы. Ролевые и сюжетно-ролевые игры должны применяться в воспитании и обучении систематично с постепенным их усложнением. Для детей игры должны быть подобраны таким образом, чтоб они были разными и содержательными, которые обеспечивали детское наблюдение, и они ненавязчиво научились воспроизводить полученные впечатления, знания, тем самым набирать жизненный опыт. Индивидуальность и развитие личности ребенка происходит тогда, когда он «опробывает» себя в игре в различных ролях, т. к. разнообразные роли позволяют детей найти то, что ему интересно и посильно.

Детских игр много и они разнообразны, но среди такого многообразия особое место должны занимать строительно-конструкторские игры. Ведь любой ребенок любят строить, создавать из простого что-то более сложное. Такие игры развивают моторику, развивают творчество и мышление, воспитывают самостоятельность, настойчивость. Мальчикам больше нравятся строительство, механика, а девочкам — конструирование одежды, приготовление пищи и т. п. Здесь надо подчеркнуть, что разделение игр на «женские» и «мужские» не имеют принципиальных отличий по отношению к формированию и развитию инициативы и творчества. Педагогические условия, которые имеют большую воспитательную сторону — это пробуждение интереса детей к играм, совет к подбору материалов в строительстве и конструировании, участие самих взрослых в игре, постоянное поощрение детей взрослыми.

Немаловажную роль в воспитании и обучении играют дидактические игры, т. к. с помощью таких игр решается основная цель воспитателя: развитие детей, усвоение некоторых знаний, формирование умений и навыков.

Применять игры в обучении? Существуют различные мнения. Подготовка детей к жизни — вот главная задача обучения. Но в период обучения, особенно в младшей школе, дети лишь играя могут получить возможность познания окружающего мира в соответствии со своими представлениями, желаниями. Игра для детей этого возраста является источником вдохновения, удовольствия, что способствует к адаптации ребенка к условиям социальной жизни в будущем [2].

На любом уроке, уже с постановки задач урока учитель может начать с игровыми элементами, например, обратиться к детям от имени сказочных героев: Буратино, Незнайка и т. п.

Дидактические игры широко используются при проверке знаний. Например, на уроке математике класс можно разделить на несколько команд Команды соревнуются, выполняя те или иные задания: математический диктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой» на доске и т. д. Для детей будет интересно, если командам дать названия сказочных или фантастических героев, назначить жюри, контролирующих и т. д.

Ю. З. Гильбух уроки, с игровыми элементами характеризует только с положительной стороны: высокая мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода, высокая развивающая и воспитательная результативность. Он разделяет игры на учебно-ролевыеисоревновательные. Учебно-ролевые игры делятся на несколько видов:

1)                 с принятием учащимися определенных ролевых функций масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);

2)                 с использованием сказочного сюжета (чаще всего в младших классах — «Волшебник мягкий знак», «Части речи», «Гласные и согласные»);

3)                 с фантазированием (например, на уроке-зачете по математике в игре «Мы — альпинисты» нужно взять «эту» высоту);

4)                 деловые игры — основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности, например, в начальных классах на уроке русского языка может быть проведена игра «Редакция».

При использовании игр в учебном процессе надо учитывать структуру организации игры, которая включает четыре этапа:

1.         Учитель знакомит с темой, дает характеристику и правила игры.

2.         Ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению.

3.         Проведение самой игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

4.         Обсуждение игры

Наряду с положительными сторонами применения игр на уроках и занятиях надо отметить, что их использование связано с некоторыми проблемами: по сравнению с обычной учебной деятельностью обучающий эффект игры меньше; в школах не всегда хватает оборудования и материалов для игр; постоянно надо обеспечивать дисциплину, т. к. дети очень эмоциональные и оживленные в ходе игры. Если глубоко продумать учебную цель, правильно отобрать содержание учебного материала, обеспечивать включенности всех детей в игру, конечно же, позволять преодолеть все эти проблемы и добиться высокого результата от проведенной игры.

В современном развивающемся мире на первое место выходят компьютерные технологии, в связи с этим в школьную практику внедряются компьютерные игры. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровыми элементами.

Какие же требования должен учитывать учитель или воспитатель при организации игры? Игры можно проводить как на уроках, так и во внеурочное время и при этом педагог должен придерживаться следующих требований:

-          педагог не должен навязывать игру детям, а включать детей в игру не принуждая, пробудить желание;

-          каждый ребенок должен хорошо понять суть и содержание игры, ее правила, смысл каждой роли;

-          по окончании игры, даже проигравший не должен себя чувствовать униженным;

-          любая игра должна развивать эмоционально-волевую, интеллектуальную и рационально-физическую сфер ее участников;

-          игру надо организовывать и направлять, таким образом, чтоб каждый участник игры мог проявить инициативу;

-          если необходимо, то сдерживать игру, а не подавлять;

-          в играх не должно быть много информации, содержание не должно быть очень объемным;

-          не следует организовать излишне азартных игр, в игры на деньги и вещи, опасные для здоровья и жизни.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста обучаются, играя, что игра остается ведущим методом воспитания и обучения.

Литература:

1.                  Маклаков А. Г. «Общая психология». Питер, 2002.

2.                  Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.

3.                  Мухина B. C. «Возрастная психология». — М., 2000.

4.                  Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle