К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 06.02.2014

Статья просмотрена: 352 раза

Библиографическое описание:

Антонова, Б. В. К вопросу о психологических особенностях формирования личности в младшем школьном возрасте / Б. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4978/ (дата обращения: 19.04.2024).

Вопросы воспитания подрастающего поколения являются актуальной проблемой педагогической науки и практики. В третьем тысячелетии Казахстан входит в мировое сообщество как конкурентоспособное государство для которого основным являются общечеловеческие ценности. Это предъявляет соответствующие требования к образованию, обучению и воспитанию подрастающего поколения. Воспитание всегда рассматривалось в органической взаимосвязи с образованием, которое должно быть воспитывающим, а воспитание — обучающим. В современных условиях вся система образования и воспитания должна быть ориентирована на целостное формирование человека как гармонической личности. В среднем общем образовании будет осуществлён переход на 12-летнее образование, предусматривающее три ступени. Программа начальной школы направлена на формирование личности ребёнка, выявление и развитие его индивидуальных способностей. Образование сегодня выражается в том, что вместо технократического принципа утверждается гуманизация и гуманитаризация обучения. Гуманизация образования — философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестореннее развитие личности. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Исследования психологов показали. Что возраст шесть-семь лет — это период формирования психологических механизмов личности ребёнка Психическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, которое проявляется в самооценке, в способности оценить себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Особенности психического развития ребёнка в определённой степени учитываются в школе и в процессе обучения, и в процессе общения учителя и ученика. При оценке состояния здоровья принято учитывать: уровень достигнутого физического и нервно-психологического развития; уровень функционирования основных систем организма; наличие или отсутствие хронических заболеваний; степень социального благополучия ребёнка, включая семью и школу.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека, это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период. Прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С первых же дней обучения нужно не только дать знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так. Чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребёнка определённых нравственно- этических выводов. «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду. Только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш. А. Амонашвили)

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчает адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего- глазами учителя. Отношение учителя к ребёнку - индикатор отношений к нему и его одноклассников.

Конечно, в классе будут разные дети, но вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния учитель не может и не должен выделять кого-то из них, любым способом подчеркивать их привлекательность, показывать, что кто-то нравится ему больше других, а тем более никак не подчёркивать неприятие какого-то ученика, его отрицательные качества. Нельзя, особенно на первых этапах обучения, сосредотачивать внимание ребят на ошибках, недостатках работы и поведения отдельного ученика. Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, по мнению В. А. Сухомлинского, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся — «это глубокая вера в растущего человека, в его возможности». Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Одна из основных задач, которые ставит перед учеником школа, — это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей. Реальная готовность к школе очень различна. Поэтому у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребёнка, но и новый вид деятельности — учебная деятельность- возникает не сразу. Учение в школе нельзя отожествлять с учебной деятельностью. «Дети, как известно, учатся в самых различных видах деятельности — в игре, в труде, при занятиях спортом и т. д. Учебная же деятельность имеет своё особое содержание и строение, и её необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми как в младшем школьном, так и в других возрастах (например, от игровой, общественно- организационной, трудовой деятельности). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только перечисленные виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников. Формирование их личности в целом». (В. В. Давыдов)

С поступление ребёнка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими его людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. В первых классах дети больше общаются с учителем, проявляя к нему большой интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для него очень высоким. Но уже к 3–4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растёт их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общение происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта-мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во — вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребёнка.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребёнок ещё достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребёнка для оказания на него положительного воздействия. Речь идёт о таких мотивах как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других. Современным детям не хватает опыта собственной жизни и собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач и имеющихся в доме компьютерных игр.

При организации и проживании таких событий важны два обстоятельства: событие должно помочь ребенку выделить и поставить для себя некоторую проблему; при решении этих проблем, и при их постановке взрослый только помогает ребенку, а подлинным субъектом такого обучения является сам младший школьник.

Таким образом, организованное обучение младших школьников позволяет решить еще две задачи. Во-первых, выделяя разные проблемы из событий, ребенок волей-неволей учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать ее по разным основаниям. Другими словами, ребенок в таком обучении овладевает произвольными формами внимания. Помимо этого, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме новый материал.

Постановка младшего школьника в позицию учителя позволит создать условия для развития у них теоретической позиции: ведь, обучая другого, ребенок должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные способы передачи своим ученикам.

Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, должна привести к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное — то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Человек — высшая цель и главная ценность общества. В понятие «гуманизация школы» исследователи вкладывают различный смысл: изменение содержания образования, увеличение в нем удельного веса гуманитарных знаний и ценностей общечеловеческой культуры в целом (по сути, гуманитаризацию), демократизацию педагогического общения, необходимость учёта индивидуальных особенностей школьников, обращение к мотивационно — потребностной сфере ребёнка, создание в каждой школе благоприятного нравственно-психологического климата.

Литература:

1.                  Ш. А. Амонашвили В. И. Загвязинский Паритеты, приоритеты в теории и практике образования // Педагогика 2000 № 2

2.                  М. М. Безруких С. П. Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?» Москва Просвещение 1991

3.                  В. С. Кукушин Современные педагогические технологии в начальной школе Ростов-на-Дону «Феникс» 2003

4.                  Р. С. Немов Психология Москва «Просвещение» «Владос» 1995

5.                  О.А Яшнова Успешность младшего школьника. М: Академический Проект, 2005

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, интеллектуальное развитие, младший школьник, начальная школа, подрастающее поколение.

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.

Психологические особенности развития личности в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников

Психолого-педагогические особенности детей младшего... Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

Развитие познавательной активности младших школьников...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Развитие внимания младших школьников в учебной...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра...

Формирование учебной деятельности младших школьников

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший школьный возраст, задача, самый ученик, младший школьник, правильная организация.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний. Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия.

Возрастные возможности формирования познавательных...

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

ребенок, учебная деятельность, школа, младший школьный возраст, учитель, вид деятельности, начальная школа, младший школьник, интеллектуальное развитие, подрастающее поколение.

Психологические особенности развития личности в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра школьников

Психолого-педагогические особенности детей младшего... Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

Развитие познавательной активности младших школьников...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний.

Развитие внимания младших школьников в учебной...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, школьник, ведущая деятельность, игра...

Формирование учебной деятельности младших школьников

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший школьный возраст, задача, самый ученик, младший школьник, правильная организация.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний. Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная рефлексия.

Возрастные возможности формирования познавательных...

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность.