Библиографическое описание:

Алехина И. В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 303-305.

Обеспечение благополучного и защищенного детства продолжает оставаться одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и др.

Пристальное внимание уделяется детям, нуждающимся в особой заботе государства. К данной категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году составило 74,7 тысяч человек [3].

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Данная категория обеспечивается государственной защитой в виде полного государственного обеспечения по месту обучения во время получения очного профессионального образования по нормативам, установленным для содержания детей-сирот.

Проблема сиротства является предметом широкого изучения в науке. Вместе с тем имеются недостаточно изученные проблемы сиротства. Прежде всего, это касается вопроса социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на этапе адаптации к будущей профессии, условиям профессионального учебного заведения и профессионального труда. В качестве самостоятельного предмета исследования социально-профессиональная адаптация представлена в работах А. Л. Женаева, Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой, Е. В. Руденского, Г. Г. Солодовой, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др.

Решением одного из ключевых вопросов современной практики является социализация, создание программ социального сопровождения и поддержки выпускников интернатных учреждений в период профессионального обучения и первичного трудоустройства.

Обратимся к рассмотрению ключевых понятий нашего исследования.

Истоки понятия «профессиональное становление» находятся в понятиях «становление», «становление личности».

В Толковом словаре русского языка «становление» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [5, с.751]. С точки зрения этого определения, процесс становления выступает одной из составляющих процесса развития.

Философское понимание процесса развития означает качественные изменения объектов, появления новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Развитие фиксирует бытие как единство прогресса и регресса. Результативная сторона профессионального развития состоит в достижении определенного уровня и представляет собой совокупный эффект, включающий позитивные и негативные компоненты. В отличие от процесса развития, процесс становления предполагает прогрессивную направленность изменений.

Выделяя в бытии человека сферу профессиональной деятельности, понятие «становление» правомерно соотносить не только с процессом развития личности, но и с развитием отдельных качеств человека, в том числе и профессиональных.

Понятие «профессиональное становление личности» достаточно подробно рассмотрено в работах С. Б. Елканова Т. В. Кудрявцева, Е. А. Климова, Э. Ф. Зеера, В. А. Бодрова, Ю. П. Поваренкова и др.

В своей работе Э. Ф. Зеер обозначает профессиональное становление как формообразование личности, то есть обретение личностью устойчивой формы, формирования образа личности, соответствующей избранной профессиональной деятельности. Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности [1].

Таким образом, ученые обращают внимание на тот факт, что профессиональное становление индивида непосредственно связано с его личностным становлением. Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значимость. Профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации.

Мы придерживаемся мнения, что становление профессионала — один из аспектов развития личности. В целом личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального.

Значительное место в исследованиях (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер и др.) отведено определению стадий процесса профессионального становления личности.

Так, Э. Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления: аморфной оптации, оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной профессионализации, вторичной профессионализация, профессионального мастерства [1,с.88–92].

В рамках нашего исследования рассматривается проблема социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на стадии профессиональной подготовки. Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации является профессиональная адаптация. Длительное пребывание в условиях государственного обеспечения приводит к тому, что молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Следствием этого является отсутствие у выпускников интернатных учреждений потребности в труде и индивидуальной профессиональной самореализации, устроенные на работу, зачастую там не удерживаются.

Прежде чем дать характеристику социального сопровождения выпускников интернатных учреждений на стадии профессионального становления рассмотрим понятие «сопровождение». В толковом словаре русского языка «сопровождение» трактуется как то, что сопровождает какое-нибудь явление, действие [5].

Сопровождать — значит проходить с личностью часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности, возникающих в конкретной ситуации.

В психологии понятие «сопровождение» понимается как система профессиональной помощи субъекту в принятии решения в ситуации жизненного выбора, результатом которой является прогресс в развитии сопровождаемого (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова).

Социальное сопровождение является одной из основных технологий современной социальной работы с представителями «уязвимых» групп населения, нацеленной на решение всего комплекса имеющихся у них социальных проблем. Социальное сопровождение — это процесс, в ходе которого происходит удовлетворение медицинских и социальных потребностей клиентов и оказывается помощь в преодолении трудностей доступа к необходимым услугам. Конечным результатом является улучшение качества жизни клиентов [4].

В своей статье Т. И. Лаврёнова, М. А. Лыгина отмечают, существенную характеристику социального сопровождения — создание условий для перехода личности к самопомощи, открытие перспективы личностного роста, помощь ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна [2].

Социальное сопровождение широко применяется в социальной работе. В отношении выпускников интернатных учреждений во многих регионах распространены следующие формы: наставничество, переписка, телефонные звонки, правовое и профориентационное консультирование, психологическая помощь, материальная помощь, оказание помощи в трудоустройстве, обучении, посещение педагогическими работниками выпускников, создание центров постинтернатной адаптации.

В условиях учреждения профессионального образования социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений осуществляется заместителем руководителя по воспитательной работе и кураторами академических групп. Как правило, в рамках их компетенции находятся вопросы обеспечения материальной поддержки выпускников интернатных учреждений, устройство в студенческое общежитие, контроль успеваемости. Такой ограниченный круг действий не решает большинство проблем выпускников интернатных учреждений.

Заслуживает внимания технология социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, предложенная в методическом пособии для специалистов под редакцией Н. М. Иовчук [6].

С помощью данной технологии возможно разрешение проблемы профессионально-личностного становления выпускников интернатных учреждений через систему сопровождения, которая находит отражение в маршрутах помощи профессиональной адаптации.

Маршрутом помощи профессиональной адаптации (МППА) является индивидуальная программа по созданию социально-психологических условий для профессионального становления и личностного роста воспитанников, которая включает в себя комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов и воспитанников юношеского возраста. Первым этапом осуществляется проведение психолого-педагогической экспертизы «Карты соответствия уровня социальной адаптированности модели выпускника детского дома». Далее разрабатывается индивидуальный маршрут помощи профессиональной адаптации. Предусматривается три основных вида маршрутов помощи в зависимости от уровня социальной адаптированности воспитанника: поддержка, сопровождение, SOS.

Маршрут — поддержка. Составляется на воспитанников с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации (оптимальный уровень социально-профессиональной адаптированности), достаточно готовых к выпуску.

Маршрут — сопровождение. Составляется для воспитанников с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации (допустимый уровень социально-профессиональной адаптированности). Этот вид маршрута подразумевает назначение ответственных по нескольким сферам жизнедеятельности воспитанника, а также педагога — куратора, осуществляющего его сопровождение. Направления работы специалистов сопровождения изменяются в отличие от поддержки: расширяется диагностическое направление, включаются методики определения ресурсов преодоления трудностей профессионально-личностного становления, вводятся действия, побуждающие ребенка к личной деятельности по решению проблем. Подключается круг специалистов, необходимый для преодоления трудностей.

Маршрут — SOS. Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не готовых к выпуску (низкий и критический уровень социально-профессиональной адаптированности) [6].

Реализация данной технологии предполагается в условиях детского дома с участием специалистов профессиональных учебных заведений (психолога, социального педагога, мастера производственного обучения, классного руководителя). Однако, нам видится возможным проецирование данной технологии и на практику профессиональных образовательных учреждений.

Таким образом, социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений понимается нами как комплекс мероприятий по созданию условий по обеспечению коррекции, развития и адресной поддержки личности в интеллектуальной и творческой деятельности, получения ею профессионального образования, профессиональной адаптации и гармоничного вхождения в социум.

На этапе профессиональной подготовки выпускников интернатных учреждений важно создать условия для развития их потенциальных возможностей, формирования интересов и потребностей, мотивировании профессиональных намерений и профессиональной адаптации. Эффективным способом решения проблем профессионального становления выпускников интернатных учреждений выступает социальное сопровождение.

Литература:

1.                  Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 240с.

2.                  Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. — 2011. — № 3. — С.

3.                  Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на Правительственном часе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 9 октября 2013 г. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 28.01.2014).

4.                  Методические рекомендации по организации социального сопровождения ВИЧ-инфицированных женщин с детьми в государственных учреждениях социального обслуживания населения. — Санкт-Петербург, 2009. —112 с.

5.                  Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок 65 000 слов и фразиологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. Проф. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., перераб. И доп. — М.: ООО «Издательство Оникс», «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 736с.

6.                  Семья Г. В., Владимирова Н. В., Зайцева Н. Г. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). — М., 2006. — 104с.

7.                  Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов / Под. ред. Н. М. Иовчук. М.: Издательский центр «Реалтэк», 2003. — 211 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle