Библиографическое описание:

Дерксен Л. А., Ермилин В. В., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации, самореализации и саморазвития мальчиков-подростков, занимающихся регби [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 162-165.

Особенности социализации как способа и возможности включения развивающейся личности в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповые отношения интересны в педагогической практике с позиции продуктивной ее составляющей, определяющей данную возможность через продукты идентификации, самоопределения, самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности.

Попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация», «саморазвитие», «социализациямальчиков-подростков, занимающихся регби», «самореализация мальчиков-подростков, занимающихся регби», «саморазвитие мальчиков-подростков, занимающихся регби», «продуктивная социализациямальчиков-подростков, занимающихся регби», «продуктивная самореализация мальчиков-подростков, занимающихся регби», «продуктивное саморазвитие мальчиков-подростков, занимающихся регби», представить данные, свидетельствующие по качеству и возможности продуктивной самореализации в регби.

Под социализаций будем понимать процесс включения развивающейся личности в систему полисубъектных отношений в структуре постановки и решения субъектно-средовых противоречий как форм развития личности и социальных отношений.

Под социализаций мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс включения мальчиков-подростков в систему командной работы, верифицирующей способы и продукты получения результатов в тренировочно-соревновательных периодах подготовки, определяющих возможности и качество личностного и командного становления и самореализации.

Под продуктивной социализаций мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс и результат получения наивысших результатов в игре регби, которые принимаются и высоко оцениваются всем обществом в целом.

Под саморазвитием будем понимать процесс самостоятельного поиска акметраектории становления и развития личности в структуре одного или нескольких направлений ведущей деятельности личности, где включенность в самостоятельный выбор условий и специфики определения и решения субъектно-средовых противоречий представляет возможность поиска оптимума в описываемом процессе.

Под саморазвитием мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс верификации акметраектории становления личности развивающейся личности в регби как одного из направлений ведущей деятельности мальчика-подростка.

Под продуктивным саморазвитием мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать оптимизированный процесс достижения высот в структуре самостоятельно заявленной акметраектории становлении личности, где регби уделяется первостепенное внимание, обеспечивающее дальнейшую его продуктивную самореализации в выбранном виде спорта.

Под самореализаций будем понимать процесс постановки и верификации субъектно-средовых противоречий, определяющих качественное формирование способностей и компетенций, предопределяющих условия и возможности включения личности в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповые отношения, получение и оценку продуктов самостоятельного выполнения того или иного рода задач личностного, социального и профессионального становления, на основе которых и строится самоутверждение личности, получаемое через конкурентоспособность продуктов ведущей деятельности и общения.

Под самореализаций мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс самостоятельного поиска решений субъектно-средовых противоречий, непосредственно касающихся игры регби и ее командной результативности.

Под продуктивной самореализаций мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс достижения поставленных вершин в структуре игры регби, где атрибуты побед являются показателями успешности рассматриваемого процесса.

Определим специфику социализации, самореализации и саморазвития в системе принципов педагогического взаимодействия, фасилитирующей получение наивысших достижений в тренировочно-соревновательном периодах становления личности юного регбиста, заложив в основу теоретико-прикладные особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия, разработанных и опубликованных в ряде научных, печатных источников [2, 4–5], где фасилитатором в моделировании и модификации является конструктор принципов педагогического управления [3].

Система принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и мальчиков-подростков, занимающихся регби:

1.         Принцип научного построения педагогического взаимодействия как основы для формирования социального опыта и предметно-дидактических компетенций овладения науками, искусством и спортом:

-          принцип наглядности, доступности, логичности, последовательности, системности, систематичности, своевременности, культуросообразности и природосообразности в изложении дидактического материала;

-          принцип формирования опыта отношений, моделей социализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования в структуре занятий регби;

-          принцип единства теории и практики в структуре тренировочного и соревновательного периодов подготовки спортсмена-регбиста;

-          принцип сотрудничества тренера и спортсменов-регбистов / подростков, занимающихся регби;

-          принцип единства сознания и деятельности в структуре формирования внутренней мотивации учения, объективной, позитивной самооценки личности спортсмена, необходимого уровня притязаний личности, обеспечивающих построение и реконструкцию акметраектории становления личности;

-          принцип единства требований к спортсменам, занимающихся регби, в коллективе;

-          принцип единства категорий современной педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, просвещение, самодетерминация, самоидентификация, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация и пр.).

2.                  Принцип формирование потребности в спорте, занятиях регби, пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ):

-          принцип преемственности в формировании потребности ЗОЖ, занятий ФК и С, выборе приоритетов, обоснования условий становления личности в регби;

-          принцип циклической подготовки спортсмена в регби;

-          принцип учета индивидуальных особенностей регбиста и специфики нормального распределения способностей личности;

-          принцип формирование потребности в высоких спортивных достижениях.

3.                  Принцип формирования самостоятельности и креативности личности спортсмена, занимающегося регби в контексте его формирования культуры самостоятельной работы.

4.                  Принцип реализации идей гуманизма, продуктивности и конкурентоспособности спортсмена-регбиста, включенного в условия непрерывного профессионального образования:

-          принцип создания социально-профессиональной среды, фасилитирующей подготовку будущих спортсменов-регбистов и их своевременное восстановление;

-          принцип верифицированных приоритетов продуктивности в структуре занятий регби, где способности, склонности, индивидуальные особенности личности, уровень сформированности спортивного мастерства определяют способы и ресурсы решения противоречия «хочу — могу — надо — есть»;

-          принцип аксиологизации и акмеологизации основ пед. взаимодействия;

-          принцип соблюдения профессиональной этики в структуре подготовки спортсмена;

-          принцип своевременного формирования общей и профессиональной культуры в контексте детерминации первой ее ступени профессионального самоопределения подростков, занимающихся регби;

-          принцип включенности личности подростка, занимающегося регби, в условия конкурентоспособных отношений, определяющихся в ресурсах и продуктах самореализации личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.

5.                  Принцип инновативности в организации общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) подростков, занимающихся регби:

-          принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в структуре организации тренировочного процесса;

-          принцип формирование потребности в использовании средств новых информационных технологий у подростка, включенного в систему ОФП и СФП;

-          принцип поощрения коммуникативно-нравственных отношений (дружба, дисциплина, ответственность, порядочность, этичность и пр.) в тренировочном процессе и командной подготовки к соревнованиям;

-          принцип разнообразия методов, форм, средств и условий организации тренировочного процесса с подростками, занимающимися регби;

-          принцип единства видов обучения в структуре подготовки спортсменов-регбистов, определяющих перспективы личностного и командного роста в условиях здоровой конкуренции и борьбы;

-          принцип разъяснения и реализации идей ЗОЖ, определяющих приоритеты рационального питания, профилактики заболеваний, своевременного лечения доступными, эффективными методами и средствами, не определяющимися в допинг-контроле (разрешенные препараты для лечения травм и посттравматических состояний).

6.                  Принцип позитивного эмоционального фона в структуре подготовки к соревнованиям.

7.                  Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.

Система принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и мальчиков-подростков, занимающихся регби, позволяет создавать условия для включения личности и коллектива будущих спортсменов в процесс и систему конкурентной игры в регби и борьбы за наивысшие результаты в игре.

В дальнейшем мы попытаемся уточнить педагогические условия социализации, самореализации и саморазвития мальчиков-подростков, занимающихся регби, в структуре их подготовки и выступлений на соревнованиях, где одно из условий нами уже уточнено — это соблюдение системы принципов педагогического взаимодействия; доказать возможность эффективной подготовки и продуктивной социализации, самореализации, саморазвития подростков, занимающихся регби в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва, сопоставить и систематизировать способы и продукты, получаемые в личной и коллективной деятельности подростков, в структурно-деятельностных положениях самореализации и социализации личности.

Литература:

1.         Шалунов, Н. В. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби / Н. В. Шалунов, В. В. Ермилин, О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С.749–752.

2.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.

3.         Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

4.         Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Проф. образование в России и за рубежом. — 2011. — № 1 (3). — С. 49–62.

5.         Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 1 (5). — С. 27–29.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle