Библиографическое описание:

Гладышева Е. Н. Результативность мультимедийного обучения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 290-293.

Владение мультимедийной технологией подачи материала — необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе. В данной работе я акцентирую внимание на прикладных программах, массовое использование которых присутствует на всех ступенях российского образования. Мой многолетний опыт работы с данной категорией педагогических средств подсказывает, что пора подводить итоги применения программных продуктов в учебном процессе.

Презентации

Компьютерные презентации — один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным. Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области. Возможности анимации позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, обеспечение занимательности, ориентация на конкретную профессиональную деятельность, формирование интереса к производству и технологиям возможны при включении студентов в работу по составлению презентации на темы профессионального цикла.

Когда каждый студент сознательно использует в своей учебной деятельности принципы информационного взаимодействия, тогда использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет расширить возможности его эффективности, делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

Возможные варианты использования презентаций в работе со студентами:

-           визуализация учебного материала;

-           наглядная демонстрация процесса;

-           презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов, при защите диплома и сдаче экзамена;

-           самостоятельное изучение информационных источников и материалов;

-           корректировка и тестирование знаний (обратная связь);

-           занимательное сопровождение конкурсов, внеклассных мероприятий, внеурочной дистанционной деятельности студентов.

Эффективность презентаций

Урок становится наглядным, повышается качество восприятия информации, появляется возможность для интенсификации образовательного процесса; использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные студентам для фиксации их внимания на каких-либо иллюстрациях, цифровых данных, определениях, формулах, позволяют лаконично изложить объемный и трудный материал на этапе закрепления, систематизации, актуализации знаний. Дополнительная интересная информация в презентациях может помочь удерживать интерес студентов в подлинной обучающей среде, то есть мотивирует развитие и образование обучающихся. Среди информационных технологий создание презентаций в MS PowerPoint, как и в других программах этого класса, позволяет раскрыться творческому потенциалу студентов, систематизирует знания по графическому и цифровому дизайну, учит представлению информации с учётом целей и потребностей аудитории, дает основы релевантного подхода к информации. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно хранить и при необходимости дополнять новой информацией.

Недостатки использования презентаций

При подготовке иллюстративного материала требуют больших затрат времени: на отбор и переработку данных, полученных из Интернета, на объяснение студентам требований цифрового дизайна и структурирование информации, особенно при выполнении конкурсных презентаций, проектных работ. При обучении студенты привыкают к такому способу подачи материала, идёт отвлечение от текстологических методов, мыслительная деятельность упрощена, т. е. при быстром накоплении материала имеем заниженный уровень интеллекта в данной возрастной категории. Возникают сложности при оценивании презентации, как и любой творческой работы.

Контроль качества знаний студентов в области грамотного изложения мультимедийного материала я оформила в таблицу с учётом требований к оформлению презентаций.

Критерии

Таблица 1

Категория

«3»

«4»

«5»

Презентация

Презентация включает незначительное количество информации о целях, концепции и требованиях проекта

Презентация включает информацию о целях, концепциях и требованиях проекта

В презентации представлена полная и точная информация о целях, концепциях и требованиях проекта

Использование инструментов

Обучающийся часто спрашивает, какой инструмент следует использовать для создания необходимых элементов и эффектов. Самостоятельно не использует доступную информацию об инструментах. Неэффективно использует инструменты

Обучающийся обычно знает, какой инструмент следует использовать для создания необходимых элементов и эффектов, но иногда ему приходится напоминать о необходимости применения доступной информации об инструментах. Эффективно использует большинство инструментов

Обучающийся знает, какой инструмент следует использовать для создания необходимых элементов и эффектов, или эффективно и самостоятельно использует доступные ресурсы, чтобы получить необходимую информацию. Эффективно использует инструменты

Дизайн

Цвета дисгармонируют и почти не соответствуют теме дизайна. Цвет фона сливается с текстом и изображениями. Шрифты и текстовые эффекты искажают дизайн и делают текст менее читабельным. Не используются свободное пространство, симметрия и фокус. Неудачная композиция изображений и текста.

Цвета отчасти поддерживают тему дизайна. Цвет фона соответствует дизайну текста и изображений. Цвета не делают текст менее разборчивым. Шрифты и текстовые эффекты соответствуют дизайну и позволяют легко прочитать текст. Свободное пространство вокруг текста делает его более разборчивым. Объекты на слайде дополняют друг друга, вписываются в границы и соответствуют теме презентации

Цвета идеально сочетаются и усиливают идею дизайна. Цвет фона улучшает дизайн текста и изображений. Цвета усиливают читабельность текста. Шрифты и текстовые эффекты создают необходимое настроение и тон. Эффективно используются свободное пространство, симметрия и фокус. Элементы на слайде хорошо вписываются в границы

Технические навыки

Анимационные эффекты перегружают презентацию, используются не по назначению. Не все переходы работают. Навигация не позволяет перейти на основные слайды презентации и не является интуитивной. Некоторые слайды загружаются долго.

Обучающийся по назначению использует анимационные эффекты. Навигация используется на всех слайдах презентации, все переходы работают. Некоторые слайды загружаются долго, но многие задержки оправданы. Студент умеет дополнить презентацию звуком и фильмом.

Обучающийся эффективно использует анимационные эффекты, не отвлекая ими внимание аудитории. Логичная навигация используется на всех слайдах презентации, все ссылки работают. Навигация позволяет перейти на все основные слайды презентации и является интуитивной. Вставляемые звуки и видео соответствуют теме презентации.

Принципы мультимедийного обучения:

-       Принцип пространственной связи

«Студенты обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены на странице или экране рядом, а не далеко друг от друга».

-       Принцип временной связи

«Студенты обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены синхронно, а не последовательно».

-       Принцип согласованности

«Студенты обучаются лучше, когда посторонний материал исключён, а не включён».

-       Принцип индивидуальных отличий

«Целевые эффекты сильнее на слабо эрудированных студентах, чем на высоко эрудированных».

-       Принцип модальности

При обучении посредством мультимедиа мозг должен одновременно кодировать два различных вида информации: визуальную и звуковую. Можно предположить, что эти конкурирующие источники информации будут стремиться подавить или «загрузить» студента. Тем не менее, психологические исследования показали, что вербальная информация на самом деле лучше запоминается, когда сопровождается визуальной картинкой. Впервые теорию двойного кодирования предложил Аллан Паивио. Ричард Мейер показал, что студенты лучше передают знания, полученные ими в процессе смешанного (многомодульного) обучения. Он объясняет эффект модальности как следствие обработки информации или загрузки базы знаний.

-       Принцип избыточности

«Студенты обучаются лучше посредством анимации и повествования, чем анимации, повествования и «текста с экрана». Это особый случай эффекта рассеянного внимания Sweller(-а) и Чандлера.

Оптимальное обучение происходит только в том случае, если визуальный изучаемый материал и вербальный представлены синхронно.

Использование мультимедийных презентаций наиболее востребовано в настоящее время в образовании в качестве иллюстративного материала к урокам. Безусловно, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала. Показ объекта в трехмерном измерении, воспроизведение развёртывания во времени процесса функционирования объекта, демонстрация динамики технологических процессов модели, акцентирование внимания студентов на высокотехнологичных производственных установках и автоматическом оборудовании, краткосрочное использование занимательности и тестового контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний студентов — это целесообразное использование данных прикладных программ, учитывающих особенности восприятия каждого обучаемого.

Оптимизация учебного материала для презентации позволяет нам создать массив формализованной информации. При дополнении его комментариями преподавателя он является опорой урока, усиливая обучающий и воспитывающий эффект представленной информации. При своеобразной подаче материала мультимедийный проект, благодаря чёткой структуре, экономит время на информационных процессах приобретаемых сведений. Но без сопровождения учителя, та же самая презентация не удерживается в памяти достаточно хорошо из-за отсутствия полноты информации. Поэтому для самообразования с помощью мультимедийных технологий необходимо в презентации представлять больше данных и побуждать студента к творческому поиску, активизируя его интеллектуальный потенциал.

Помимо этого при создании мультимедийного проекта необходимо учитывать соблюдение некоторых требований к предъявлению наглядности, печатного текста, последовательности графических или анимационных объектов, цветовой гамме и видео, звуку.

Мультимедийные ресурсы урока стали привычными, насыщенными и колоритными включениями в образовательный процесс, а вот внимание к ним стало со временем распылённым. Почему? Иногда педагог стремится к максимально глубокому усвоению всех знаний по изучаемой дисциплине. Это не всегда оправданно и ведёт к перегрузке студентов, к психическим срывам, к снижению мотивации обучения. Кроме уровней усвоения при формировании знаний необходимо помнить и об уровнях их системности.

Возможно, причины связаны с пониманием материала:

-          слабое владение языком, на котором излагается учебный материал;

-          речь данного преподавателя не соответствует семантическому полю обучающегося;

-          у студента доминирует зрительная образная сфера, а материал даётся с преобладанием на слуховую сферу;

-          нет понимания специальных терминов.

Самым затратным по времени для преподавателя и студентов является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретной аудитории; для некоторых, не обладающих художественным вкусом, возникают проблемы из-за отсутствия знаний по дизайну: их мультимедийные продукты оставляют желать лучшего.

Показатели качества мультимедийных продуктов:

-          качество и достоверность излагаемого материала;

-          качество графического материала;

-          качество звукового сопровождения;

-          наличие видеоматериалов и их качество;

-          интерактивные возможности;

-          дружественный интерфейс.

При индивидуализации процесса обучения студент приобретает и развивает:

-          способность выбора;

-          активный способ обучения;

-          умение сотрудничать;

-          реализацию собственных идей;

-          стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;

-          умение оценить свою работу;

-          чувство ответственности;

-          знания по теме;

-          самостоятельный опыт учебной деятельности,

-          навыки публичного выступления с помощью презентации.

Офисные приложения стали неотъемлемой частью деятельности современных руководителей учебного процесса. Подсветка объяснения, дополнение активности в иллюстративный материал, мультимедийный охват потоков информации, которая обрушивается на студента, связывание различных частей урока — это всего лишь незначительные возможности, которые предлагают компьютерные презентации. В мире мультимедиа любой студент, который научился работать через визуальные или кинестетические каналы, может иметь больше шансов в новых развивающихся областях науки и техники, чем обучающиеся, слишком ограниченные языковыми или линейными видами мышления.

Эволюция системы образования, масштабная трансформация технологий, взаимная интеграция социальных сетей, включение в обучение сервисов и ресурсов Интернета, проектная деятельность — этапы, которые определяют процессы в российском образовании, не связанные ни с государственной политикой, ни с волевыми решениями отдельных личностей… Эти процессы определило время!

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle