Библиографическое описание:

Пригожина К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 244-246.

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оптимизации образовательного процесса и обеспечения его непрерывности и преемственности.

Ключевые слова: компетентностный подход, когнитивный подход, компетенция, компетентностное обучение, эмоционально-оценочные умения, когнитивные умения.

Система образования в России сегодня руководствуется положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) нового поколения. Среди основных положений этого документа необходимо отметить уровневую организацию системы образования, отказ от дисциплинарного подхода, модульное построение, а также компетентностный подход к результатам обучения [3].

Остановимся на понятии «компетенция» и сущности компетентностного подхода. Компетенция — совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения дисциплине, а также способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений [5]. Представленная формулировка, на наш взгляд, в полной мере отражает цели и задачи обучения на современном этапе. Система обучения способствует формированию у студентов системы знаний и умений таким образом, чтобы обеспечить условия для развития ряда компетенций, которые стали бы инструментом, обеспечивающим способность к автономному и эффективному практическому применению полученной информации и приобретенных умений.

Решение этих задач призван обеспечить компетентностный подход, заложенный в государственный образовательный стандарт как основополагающий, что неслучайно, поскольку компетентностный подход помогает сформировать знания и умения, развить способности, необходимые не только при решении конкретных учебных задач, формируемые компетенции важны и для дальнейшего образования, самообразования и успешности на работе. Компетентностный подход обеспечивает тем самым непрерывность системы образования, реализуя принцип автономности и образования на протяжении всей жизни. Что касается сопоставимости с образовательными системами других стран, компетентностный подход соответствует пониманию целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (умение учиться), работать и зарабатывать, работать и взаимодействовать.

В чем же отличие компетентностного обучения от некомпетентностного? Результатом обучения при отсутствии компетентностного подхода становятся знания, навыки и умения, оцениваемые как дидактические единицы в рамках учебного процесса. Соответственно наука рассматривается как свод законов, понятий и теорий, необходимых для освоения и запоминания. Методы и формы обучения подчинены предметному содержанию, а усвоение знаний и умений проверяется в учебных ситуациях, не всегда отражающих реалии современной жизни.

Компетентностный подход к процессу обучения предполагает изучение науки как хранилища опыта, накопленного человеком веками для решения проблем. Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства для развития компетенций — способности и готовности студента к осмыслению получаемой информации и моделированию стратегий поведения сообразно конкретной учебной ситуации, аналогичной учебной или опосредованной учебной. В рамках процесса обучения осмысливается опыт решения задач, проводится анализ полученной информации для определения ее практической значимости в работе над проблемой. При этом важным критерием оценки является способность студента эффективно применять накопленный багаж знаний и умений для решения практических задач, то есть сформированность компетенций.

Эффективное формирование необходимого комплекса знаний и умений требует работы над развитием когнитивной компетенции у студентов таким образом, чтобы была задействована совокупность умственных способностей обучающегося. Сформированная в ходе обучения когнитивная компетенция позволяет студентам осуществлять осмысленный выбор стратегий и адаптировать их согласно целям и задачам конкретной учебной или жизненной ситуации.

Когнитивный подход реализует принцип междисциплинарности и комплексности системы образования. С помощью когнитивного подхода происходит трансформация студентов из сторонних наблюдателей и пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса, способных к самостоятельной обработке, анализу, систематизации, критической оценке полученных знаний, а также выработке собственных учебных стратегий для решения задач и моделированию образовательной траектории. Формируется матрица восприятий — пониманий — действий («когнитивность» [4]), что обеспечивает не только понимание студентами изучаемого материала, но и осознание его теоретической и практической значимости, области его применения для достижения определенных целей и решения конкретных задач. Среди преимуществ когнитивного подхода в организации обучения следует отметить следующие:

1)                 комплексность и междисциплинарность;

2)                 двунаправленность формирования знаний:

-       «знания наблюдателя» (знакомство, восприятие и первичный анализ),

-       «знания деятеля» (обработка, анализ, систематизация и критическая оценка в деятельности по практическому применению знаний) [1];

3)                 формирование матрицы восприятий, пониманий и действий:

-       развитие эмоционально-оценочных, когнитивных и оценочно-прагматических умений (знание — понимание — применение).

Таким образом, компетентностно-когнитивный подход в тандеме реализует принцип обучения на протяжении всей жизниипринцип автономности, так как позволяет не только использовать, но и пополнять полученный комплекс знаний. У студентов вырабатывается единый алгоритм анализа и сравнения на основе системы устойчивых правил, интегрирующих прошлый опыт и функционирующих как система эмоционально-оценочных, когнитивных и оценочно-прагматических умений. Когнитивный подход позволяет реализовать основные принципы компетентностного подхода в обучении, а именно: практическую направленность и гибкость благодаря формированию автономности студента, развитию когнитивной и информационной компетенций.

Перечислим умения, которые подлежат формированию у студентов в ходе обучения, основанного на принципах когнитивного и компетентностного подходов (Таблица 1). Приведенные в Таблице 1 умения сгруппированы в два блока согласно последовательности их формирования (восприятие — понимание — действие).

Таблица 1

Умения общей когнитивной ориентации

Умения когнитивного моделирования

-         рефлексировать

-       использовать когнитивные умения систематизации, интерпретации и моделирования

-         проявлять готовность и способность ориентироваться в информационном / учебном пространстве

-       давать обоснованную критическую оценку изучаемому явлению

-         использовать когнитивные умения наблюдения, идентификации / классификации, анализа и сопоставления

-       корректировать фактические и логические ошибки в рассуждениях и выводах

-         проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями / фактами и предположениями

-       создать комплексное представление о возможных вариантах решения учебной задачи

-         выделять логические и предметные виды связей

-       разрабатывать собственную логику и стратегию в оценочных суждениях, обоснованиях и выводах

-         выявлять и разграничивать обоснованные и необоснованные оценочные суждения и выводы

-       использовать когнитивные умения систематизации, интерпретации и моделирования

На этапе ознакомления с учебным материалом происходит ориентирование, задействуется способность к рефлексии, анализу, сопоставлению, классификации изучаемых явлений. Студентам предлагаются задания, направленные на развитие основных когнитивных умений. На дальнейших этапах обучения, наравне и другими компетенциями, формируется когнитивная компетенция, позволяющая студентам самостоятельно давать критическую оценку и интерпретацию полученной информации, разрабатывать стратегию выполнения задач.

Немаловажную роль в этом играет способность к метапознанию, что предполагает осознание цели, наличие готовности к ее достижению, осмысленность в выборе стратегии и способов решения задач в различных ситуациях.

Компетентностно-когнитивный подход основывается на ряде принципов, среди которых можно выделить принцип рационального распределения временного ресурса. Необходимо развивать у студентов способность рассчитывать время, необходимое для выполнения задач, учитывая уровень их сложности, ожидаемый результат, выбор стратегии, особенности собственных когнитивных стилей. При этом важно понимание целей обучения и осознание практической значимости формируемых умений. Этому способствует формирование когнитивной компетенции с помощью проблемного и исследовательского характера заданий.

Организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностно-когнитивного подхода строится в несколько этапов. На первых этапах обучения формируется способность к рефлексии и ориентированию в предоставляемом учебном материале, готовность к его осмысленному восприятию и оценке, осознание целей обучения и практической значимости приобретаемой информации и умений. На дальнейших этапах:

-          развиваются когнитивные умения и умения в составе других формируемых компетенций,

-          формируется способность к анализу, сопоставлению, моделированию стратегий для решения задач,

-          создаются условия для практического применения полученных знаний и умений в ситуациях аналогичных учебной и опосредованных учебной, что требует от студента автономности и гибкости в принятии решений.

При выборе типов заданий необходимо руководствоваться принципом исследовательской мотивации, проблемности, практической направленности.

В заключение хотелось бы отметить, что в рамках системы высшего образования, несомненно, у студентов развиваются умения в составе базовых компетенций, они приобретают необходимые знания. Вместе с тем, чрезвычайно важно, чтобы сами студенты осознавали, какие умения и компетенции формируются у них в ходе обучения. В этом может помочь такой инструмент как самооценка, с помощью которой студенты могут самостоятельно проверить сформированность у них комплекса умений и компетенций.

Литература:

1.3айнуллина, Л. М. Объективация концептов в языке и этапы категоризации // Филология и культура / материалы V междунар. науч. конф. — Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — с. 164–167.

2.Тарева, Е. Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: дис. … д-ра пед. наук. — Иркутск, 2002. — 317 с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, ФГОС ВПО 2010, № 225

4.Филатова, А. А. Концепт как конституирующий элемент культуры (когнитивный подход): дис. … канд. философ. наук. — Ростов н/Д., 2007. — 178 с.

5.Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. — 746 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle