Библиографическое описание:

Шварцкопф Е. Ю., Грецкая К. С., Козырева О. А. Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по физической культуре [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 266-268.

Возможности и специфика изучения туризма в структуре подготовки будущих педагогов по ФК описывается в ряде научных источников, определяющих своей целью и задачами продуктивное изучение дидактического материала курса, формирование компетенций и навыков прохождения туристической практики как критерия истинности сформированности умений и навыков курса «Основы туризма», изучаемого будущими педагогами по ФК в структуре специалитета и бакалавриата. Мы свели данное содержание в практико ориентированному изучению в структуре учебно-методического пособия [1]. Возможность разноуровневого изучения основ туризма определяется потребностью учета специфики нормального распределения способностей студентов, а впоследствии и обучающихся, их ценностей, целей, приоритетов, возможностей социализации и самореализации в туризме как виде отдыха и увлечения, как виде спорта и способе самореализации. Практика двухуровневого изучения дидактического материала определяется востребованностью его на теоретическом — репродуктивном уровне, а также на эмпирическом — продуктивном уровне усвоения, в основу изучения основ туризма может быть заложена технология системно-педагогического моделирования или RP-технология педагогического моделирования [2].

Приведем один из вариантов дидактического тестирования, построенного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к моделированию дидактических тестов для студентов-бакалавров.

I. ……………… практико ориентированная часть дисциплины, изучающей основы активного и пассивного отдыха подрастающего поколения и их родителей, системно позволяющая изучить будущим педагогом по ФК формы, методы, принципы, условия, средства, технологии и методики организации досуга молодежи в структуре идей здорового образа жизни и пропаганды различных прикладных видов спорта, позволяющих осуществлять активный поиск организации свободного времени и досуга на природе и в культурно-исторических центрах как колыбели и кладези культуры, искусства и пр.

А. Учебная практика по туризму

В. Учебная практика по спортивному ориентированию

С. Учебная экскурсионная практика

D. Педагогическая практика

II. К функциям туризма не относят следующую функцию ………………………

А. оздоровительно-реабилитационную

В. информационно-коммуникативную

С. теоретико-гносеологическую

D. ситуативно-прогностическую

III. ……………… — нововведение в дисциплинарную область знаний или раздел науки, ее содержание и практику, обеспечивающие качественно-новое изучение основ туризма или другого направления социально-педагогического знания, фасилитирующего сохранение и преумножение ценностей и богатств антропосреды и ноосферы.

А. Реконструкция

В. Инновация

С. Модификация

D. Новация

IV. ……………………… имеет целевую функцию — спортивное совершенствование в преодолении препятствий.

А. Экотуризм

В. Реабилитационный туризм

С. Рекреационный туризм

D. Спортивный туризм

V. ……………………… — вид туризма, предусматривающий спуск туриста в двух шарах (один в другом), спуск осуществляется с гористой местности, можно наливать в один шар немного воды, но чтобы турист не захлебнулся.

А. Вота-баг

В. Зорб

С. Банги-джампинг

D. Фрирайд

VI. К видам скалолазания не относят ………………………

А. Хайкинг

В. Джампинг

С. Мультипитч

D. Боулдеринг

VII. Узлы для связывания веревок, используемые в туризме, были заимствованы из ………………………

А. ткачества

В. рукоделия

С. морского дела

D. рыболовства

VIII. Для создания условий расширения кругозора и интеллектуального потенциала личности обучающегося лучше использовать следующую форму работы — ……

А. тропу выживания

В. экологическую тропу

С. беседу

D. экскурсию

IX. К видам категориальных походов не относят ………………………

А. автомобильные

В. велосипедные

С. горные

D. пешеходные

X. В классификации по возрастному составу участников путешествия нет следующего элемента ………………………

А. туризм пожилых людей

В. социальный туризм

С. туризм лиц среднего возраста

D. молодежный туризм

Часть В.

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

А.

Т-тип

1.

турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, нуждается в калейдоскопе удовольствий и флирта

В.

П-тип

2.

турист — любитель отдыха как средства самообразования и саморазвития

С.

А-тип

3.

турист — любитель приключений, риска и новых ощущений

D.

У-тип

4.

типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт, избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми

Е.

И-тип

5.

отпускник, предпочитающий активный отдых

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т. е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

Укажите последовательность при оказании помощи при повреждении кожи руки при прохождении через терновник.

А. Успокоиться и успокоить пострадавшего и команду. Осмотреть и определить повреждения.

В. Освободить от одежды поврежденный участок тела.

С. Промыть участок кожи, поверженной при прохождении через терновник.

D. Продезинфицировать и наложить повязку.

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

Установите в возрастающей последовательности коэффициенты беговой проходимости от характера местности.

А. Твердая дорога (относительно нее происходит операция сравнения)

В. Луг с низкой травой

С. Редкий молодой сосняк

D. Густой молодой сосняк

XIV. Выберите два и более правильных ответов.

Выделите виды компасов в структуре спортивного ориентирования, которые вы знаете.

А. Андриянова

В. Макарова

С. Спортивный

D. Гирокомпас

XV. Впишите пропущенное слово.

…………… — линия перегиба склона, ниже которой он становится более крутым.

Часть С.

XVI. Предложите форму творческого отчета студента или обучающегося системы СПО, готовящих будущих педагогов по ФК, в системе подготовки и анализа сформированных знаний, умений, навыков, компетенций по изучению курса «Основы туризма». Данную форму представьте в таблитизированной, балльно-рейтинговой системе визуализации и оценки.

Ответы: 1) А; 2) С; 3) В; 4) D; 5) В; 6) А; 7) С; 8) D; 9) А; 10) В; 11) А–4; В–3; С–5; D–1; Е–2, 12) А–1; В–2; С–3; D–4, 13) А–1; В–2; С–3; D–4, 14) А, С; 15) Бровка.

Практика решения заданий группы «С» может быть заменена единственным заданием продуктивного уровня — это индивидуальный творческий отчет по учебной практике по туризму, построенный на основе использования современных информационных технологий, практическом использовании предметно-педагогических презентаций в структуре изучения курсов вузовской подготовки соответствующей специальности, отраженных в источниках [3–5].

Под индивидуальным творческим отчетом по учебной практике по туризму будем понимать предметно-педагогическую презентацию, фасилитирующую визуализацию всех поставленных и решенных (выполненных) заданий учебной практики по туризму, где способы и формы, педагогические средства и условия визуализации, дидактические и гносеологические ресурсы становления личности педагога по ФК объективно отражают и степень активности, и уровень сформированности культуры самостоятельной работы, и возможности креативной постановки и верификации субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных со спортивным туризмом, а качество представляется результатом становления личности педагога по ФК как профессионала, обеспечивающего выполнение всех функций целостного педагогического процесса.

Литература:

1.         Шварцкопф, Е. Ю. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма»: учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 — Педагогическое образование», профиля — «Физическая культура» / Е. Ю. Шварцкопф, А. И. Платоненко, Е. О. Меркушев; под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. — Новокузнецк: КузГПА, 2013. — 51 с. — ISBN 978–5–85117–758–3.

2.         Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография /О. А. Козырева.– Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007.– 385 с. — ISBN 5–85117–239–8.

3.         Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография /О. А. Козырева.– Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008.– 374 с. — ISBN 978–5–85117–411–7.

4.         Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5-7148–0378–9.

5.         Колпаченко, Л. Я. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО: учеб. пособ./Л. Я. Колпаченко, О. А. Козырева.- Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011.– 46 с. [+прил. на DVD]. — ISBN 978–5–85117–554–1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle