Библиографическое описание:

Глебова И. Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 52-54.

Речь занимает ведущее место в системе высших психических функций человека и является ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение — развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Речь является основой специфически человеческого высшего вида мышления — абстрактно-логического.

В своих исследованиях Л. С. Выготский [1] пришел к выводу, что вне речи невозможно формирование личности. Она является основным механизмом сознательной деятельности человека.

Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка — одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время установлено, что на становление детской речи большое влияние оказывает развитие мелкой моторики пальцев рук. Формирование речевых зон коры головного мозга совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев рук. В связи с этим специалисты изучают условия, эффективные пути и средства развития мелкой моторики рук в различных видах деятельности. Известно, что развитию мелкой моторики способствует:

-          работа с ножницами (разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, елка...) по контуру и без него);

-          конструирование и работа с мозаикой;

-          лепка из различных пластических материалов;

-          выкладывание фигур из спичек (палочек);

-          освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.);

-          игры с природным материалом: песком, крупами, мелкими камешками и т. д.;

-          упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

В целом ряде исследований и методических разработок (Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. А. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова) показаны различные аспекты развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов изобразительной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи детского творчества (Т. С. Комарова [2], Н. П. Сакулина [3], Н. Б. Халезова [4] и др.) подчеркивают, что изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности для эмоционально-эстетического, интеллектуального и волевого развития детей. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Развитие вышеперечисленных качеств в процессе лепки имеет свои особенности. Н. Б. Халезова отмечает: «…лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действиекоторых ведет к более точной передаче формы» [4,с.22].

Ребёнку хочется, чтобы его «элементарная скульптура» (так специалисты называют продукт детской лепки) была как можно больше похожа на реальный предмет, поэтому он внимательно вглядывается в окружающий мир, анализируя его соразмерность, пропорциональность, объёмность. У ребенка развивается наблюдательность, умение подмечать характерные черты животных и людей, видеть их образы.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и т. д.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста — тестопластика. Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений.

В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук.

Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Он учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.

Соленое тесто легко совмещается с другими материалами. Процесс создания художественных образов из соленого теста с использованием желудей, косточек, различных семян, ракушек, колосков происходит зачастую в форме неожиданного открытия, сюрприза и дает ребенку дополнительные возможности для творчества и способствует развитию речи.

Используя в лепке природный материал, дети узнают, что он несет в себе вполне определенные художественные возможности: пушистые мхи, лишайники, колоски трав хороши для создания бороды, волос человека; гладкие округлые формы удачно передают форму носа, глаз и т. д. Ребенку предлагается лишь открыть эти свойства, найти готовым формам подходящее место в общей пластической композиции.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания дошкольника об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.

С целью развития мелкой моторики рук в процессе тестопластики дошкольникам предлагают выполнить следующие упражнения:

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Комочек теста — «пирог» ребенок украшает фасолью, горохом, скорлупой ореха и т. д.

«Елочка». Зеленому тесту придается форма елочки. Ребенок может украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.

«Рисунок на тесте». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5–1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить любое изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Что оставило этот след?»).«Следы»различных предметов стимулируют поисковый интерес детей.

«Модульная лепка». Модули — шарики, валики, диски, бесформенные комочки. Соединяют их произвольно (гнездышко, кустик, прическа) или насаживают на каркас из проволоки, палочек, трубочек (коралловые рифы, дерево) и т. д.

Л. С. Выготский показал механизмы формирования речи ребенка под влиянием окружающих его взрослых людей. В процессе лепки из соленого теста формируется эмоциональный и речевой контакт детей со взрослым. Назовем некоторые специфические приемы развития и активизации речи детей, которые могут быть использованы в процессе тестопластики:

-          «Возьми стеку, шаблон, формочку и т. п».. Ребенок взглядом находит нужный предмет и затем выполняет указание. С овладением речью ребенок сам начинает давать себе команды, речевые приказы (сначала развернутые — вслух, затем свернутые — «про себя») и подчинять им свое поведение;

-          создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить соленое тесто (стеку, скалку и т. д.), ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме;

-          комментирующая речь педагоганепосредственно в процессе работы детей. Если комментирующая речь педагога звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки;

-          проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух. Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах;

-          «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных для упражнения в подборе определений и образных выражений.

Говоря о специфике взаимодействия педагога и детей, стиля общения и сотрудничества в процессе тестопластики, необходимо раскрыть принципы, на которых они основываются: создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, поощрять интересы, развивать творческое начало; создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности); восхищение каждой идеей детей, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка (позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное).

Можно выделить следующие условия, которые следует соблюдать педагогу в процессе лепки с детьми из соленого теста, создание которых способствует творческому развитию детей:

-          ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;

-          для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также иметь возможность в любую минуту действовать с ними;

-          необходимо поощрять и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;

-          в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются.

Таким образом, говоря словами Л. С. Выготского, воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.

Литература:

                  1.                        Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1994.

                  2.                        Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.

                  3.                        Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 1965.

                  4.                        Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle