Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Корелова Е. В. Сюжетно-ролевая игра как средство проявления качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 80-82.

Усиление интереса к проблеме социализации человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленными в культурно-историческом опыте поколений, возрождение ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами выступают актуальными проблемами, как в житейском опыте человека, так и в научных исследованиях современного общества.

Формирование в мальчике будущего мужчину — одна из главных задач воспитания, которая формирует не просто человека, гражданина, а будущего мужа, отца.

Б. В. Ничипоров считает, что воспитание мальчиков в любой стране — краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, будет зависеть вся судьба нашей страны. Когда будет ответ на вопрос, какую роль в обществе должен играть мужчина и какими качествами он должен обладать, тогда легче будет ответить на вопрос, как воспитывать мальчиков. [7]

В своем исследовании мы опирались на психолого-педагогические исследования по проблеме полоролевой социализации (И. С. Кона, В. Е. Кагана, Л. И. Столярчук, Т. А. Репиной и других); основой явилась теория игры, как ведущей деятельности дошкольников (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Шмакова); теоретические идеи полоролевого воспитания, определившие необходимость учета в воспитании личности полоролевой дифференциации (В. В. Абраменкова, В. Е. Каган); теория полового воспитания детей как составляющего процесса нравственного воспитания (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган); теории нравственного воспитания детей разного пола, раскрывшие принципы, подходы, методы воспитания мальчиков (Т. А. Репина, Н. К. Ледовских).

Мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (И. С. Кон, Н. К. Ледовских, Л. И. Столярчук, Т. А. Репина, В. В. Абраменкова, и другие) и выяснили, что до сих пор остаётся нерешенным вопрос о содержании понятия «мужественность», применительно к дошкольному возрасту, неясна природа и сущность полоролевых ценностей, их место в содержании воспитания.

Т. А. Репина, полагает, что мужественность является собирательной, обобщающей характеристикой личности, это главное качество настоящего мужчины. Мужественность — это фундамент характера мальчика. [8]

В. В. Абраменкова отмечает, что при формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности.

В целом, обобщая изученную психолого-педагогическую литературу, можно выделить следующие черты мужественности: способность защищать, способность принимать решения, способность отвечать за каждое из них. [1]

Основными признаками человека, обладающего мужественностью как чертой характера являются: надежность; последовательность; предсказуемость поступков; постоянство привычек и занятий; приверженность системе, нормам, принципам; объективность оценок, независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий; прямолинейность в высказываниях; бескомпромиссность; реалистичность; практичность; владение ручными навыками; высокая степень выживаемости и приспособляемости; хорошие физические данные: сила, развитость органов чувств; лидерские задатки; уверенность в словах и поступках; склонность к расширению деятельности и контактов.

Д. Б. Колесов полагает, что дошкольный возраст, особенно период 4–5 лет очень важен для воспитания будущего мужчины. В этот период формируется характер мальчика: это будет будущий глава семьи, защитник, опора для близких или же это будет неуверенный, робкий, безответственный человек. Значимое влияние на закрепление мужских стереотипов в поведении оказывает общение со сверстниками. [4]

И. С. Кон определяет, что в возрасте 4–5 лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя определенного пола. В этом периоде должно появляться стойкое представление «Я — мальчик», осознанное понимание норм поведения, поляризация ролей в соответствии с половой принадлежностью в сюжетно-ролевых играх. [5]

Е. О. Смирнова концентрирует внимание на том, что возраст 4–5 лет является расцветом сюжетно-ролевой игры, которая является школой чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка, а игровые переживания оставляют глубокий след в сознании. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. [9]

Т. А. Думитрашку, анализируя психолого-педагогическую литературу, делает вывод, что мальчики пяти лет начинают играть в «войну», «пограничников», «солдат», «космонавтов» и прочие мальчишеские сюжетно-ролевые игры. Когда мальчик подражает пограничникам, он передает в игре свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно выполнено. Такие игры воспитывают, как говорят исследователи «мужественность». [3]

Целью нашего исследования стало изучение особенностей проявления качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.

В ходе исследования использовались методы выявления качеств мужественности у детей дошкольного возраста: метод наблюдения за сюжетно-ролевой игрой в группе (В. А. Дергунская, А. Н. Харчевникова) [2]; наблюдение и беседа в течение игры-ситуации (Т. А. Репина) [8]; тестовое задание «Выбор игрушки» (Т. А. Репина) [8].

Проведя диагностическое исследование в группе мальчиков 4–5 лет, мы определили, что для большинства детей (40 %) характерен средний и (45 %) низкий уровень полоролевой идентичности, (проявлений элементов мужественности в сюжетно-ролевых играх).

Анализ полученных в ходе эксперимента данных позволил сделать вывод о том, что у мальчиков 4–5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры выявляются проблемы в стойком представлении «Я — мальчик», осознанном понимании норм мужского поведения, качеств мужественности, поляризации ролей в соответствии с половой принадлежностью в сюжетно-ролевых играх. Дети испытывающие проблемы в проявлении качеств мужественности, затруднялись в определении мужских игр, игр с элементами мужественности и не могли подобрать соответствующие предметы для игры.

В результате констатирующего эксперимента мы предполагаем, что эффективность процесса формирования основ мужественности у мальчиков среднего возраста определяется созданием следующих психолого-педагогических условий:

-          формирование представлений о полоролевом поведении мальчиков в обществе и семье, культурных эталонах мужественности;

-          обогащение представлений о мужских качествах при знакомстве с мужской профессиональной деятельностью;

-          формирование эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли;

-          подбор игр направленных на формирование качеств мужественности мальчиков дошкольного возраста;

-          обогащение предметно-игровой среды с учетом включения игрового материала, отражающего предпочтение мальчиков в игре;

-          системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей сюжетно-ролевой игры для закрепления позитивных стереотипов мужественности.

О. П. Нагель и О. В. Румянцева утверждают, что для формирования основ мужественности у дошкольников, современным педагогам важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность типа поведения. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Основная роль в этом отводится сюжетно-ролевой игре, как ведущей на этом возрастном этапе. [6]

А. Н. Харчевникова предлагает при педагогическом сопровождении игровой деятельности мальчиков среднего дошкольного возраста учитывать принциы:

1.         Принцип учета детских игровых интересов, детской игровой субкультуры. Воспитатель в условиях педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей должен учитывать интересы, предпочтения мальчиков пятого года жизни, используя современное игровое содержание.

2.         Принцип учета деятельности природы ребенка. Игровое содержание, предлагаемое мальчикам 4–5 лет, позволит им быть творческими преобразователями в разнообразных сферах человеческой деятельности и отношениях с окружающим миром. Данный принцип учитывает свободную, творческую природу самой игры, доставляющую детям естественную радость и удовольствие, а также природную активность ребенка.

3.         Принцип учета полоролевой дифференциации в игровой деятельности детей. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр организуется на основе особенностей игровой деятельности мальчиков, что способствует естественному ее развитию, обогащению игрового опыта и укреплению детских игровых объединений.

4.         Принцип эмоциональной комфортности детей, означающий учет полифункциональной игровой среды для мальчиков.

5.         Принцип педагогической поддержки, направляющий взрослого на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в игровом процессе. [2]

Данные принципы мы будем учитывать в практикооринтированной деятельности нашего исследования.

Согласно В. А. Деркунской, А. Н. Харчевниковой, наше исследование будет включать три этапа:

Первый этап — организационный.

Шаг 1 — определить игровые интересы и предпочтения, игровые умения мальчиков 4–5лет (беседа с ребенком, наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков);

Шаг 2 — Отбор оптимальных игровых сюжетов для формирования качеств мужественности у мальчиков 4–5 лет.

-          Технические и общественные сюжеты: «Солдаты», «Летчики», «Ремонт машин», «Строители», «Спасатели», «Моряки», «Защитники леса» и т. д.

-          Игровые сюжеты, заимствованные из телепередач (мультфильма, кинофильма): «Летучий корабль», «Пираты», «Машина времени», «Поиск сокровищ», «Роботы», «Супергерои» и так далее [9].

Шаг 3 — организация предметно-игровой среды для развития игровой деятельности мальчиков 4–5 года жизни.

Второй этап — совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

Шаг 1 — развитие ролевых связей у мальчиков в игровых ситуациях. Воспитатель как партнер по игре предлагает детям основные роли, а сам берет второстепенную. По ходу игры вводит новые сюжетные события, требующие логичной и необходимой смены его роли, включения новых ролевых связей. Воспитатель через смену мужских ролей, которые он исполняет и вводит дополнительно в игру, развивает у детей способы мужского поведения, умение договариваться, вести ролевой диалог, разрешать конфликты.

Шаг 2 — развитие ролевого взаимодействия детей в разнообразных ситуациях игрового взаимодействия. Воспитатель предлагает различные структуры сюжетов для мальчиков, стимулирующих гибкое ролевое поведение, смену ролей. У мальчиков формирует положительный опыт разрешения конфликтов (умение договориться, уступать и т. д.), умения длительно вести многоперсонажный диалог, использовать разные типы игровых отношений.

Шаг 3 — развитие умений комбинировать сюжеты, импровизационных умений посредством игровых приемов. Воспитатель использует сюжетные импровизации героического характера, приключенческого содержания, отражающие сюжеты современных телепередач, творческие изобретения. Через игровое содержание вызывается интерес и желание к согласованному распределению ролей для совместного построения сюжета игры. Предлагает содержание игры, включающее в себя приключенческие захватывающие события, ситуации успеха, победы, проблемы технического, профессионального характера.

Третий этап — самостоятельная игровая деятельность. Игровую позицию воспитателя характеризуют косвенные приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, при необходимости — включения игрового взаимодействия. [2]

В своей работе мы предполагаем, что заложенные на первых ступенях взросления основы мужественности позволят мальчикам в будущем безболезненно социализироваться в обществе.

Таким образом, дошкольный возраст — период формирования интенсивной полоролевой идентичности, представлений ребёнка о его половой принадлежности, ценностной ориентации.

Педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра дошкольников способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта соответствующего мужского или женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

Литература:

1.                  Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. — М., 2000. — 416 с.

2.                  Деркунская, В.А., Харчевникова, А. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4–5 лет [Текст]: уч.-методическое пособие. / В. А. Деркунская., А. Н. Харчевникова. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

3.                  Думитрашку, Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности [Текст] / Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. — 1991. — № 1. — С. 135–142.

4.                  Колесов, Д. Б. Беседы о половом воспитании [Текст] / Д. Б. Колесов — М., 1986. — 190 с.

5.                  Кон, И. С. Мужчина в меняющемся мире [Текст] / И. С. Кон. — М.: Время, 2009. — 496 с.

6.                  Нагель О. П., Румянцева, О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Текст] / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика.- 2009.-№ 2. — С. 11–16.

7.                  Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника — психолога [Текст] / Б. В. Ничипоров //. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 188 с.

8.                  Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. — Москва — Воронеж, 2004. — 300 с.

9.                  Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. [Текст]: Учебное пособие. / Е. О. Смирнова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle