Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 35-37.

Посредством мониторинга современной образовательной литературы соответствующей направленности автор выделяет пять основных критериев «эффективности» учебного пособия, обозначает проблемы печатных изданий и формулирует рекомендации по их преодолению.

Abstract. By monitoring the modern educational literature appropriate orientation author identifies five basic criteria of "efficiency" textbook denotes problems prints and formulates recommendations for overcoming them.

Ключевые слова: учебная литература, методическая литература, общеобразовательная школа, обществознание, проблемы системы образования.

Keywords: educational literature, methodological literature, secondary school, social science, education system problems.

Одним из ключевых факторов, влияющих на успех образовательного процесса, является правильно подобранный учебно-методический комплекс (далее – УМК), представляющий собой пособия, которые в совокупности с педагогическим мастерством и «доносят» знания до целевой аудитории. Вследствие этого обстоятельства разработке УМК следует уделять серьезное внимание.

К сожалению, удельный вес «эффективных изданий» сегодня достаточно мал. Об этом свидетельствует мониторинг современных учебных пособий, справочной литературы, дидактических материалов, которыми изобилуют стеллажи книжных магазинов.

Необходимо уточнить: под «эффективностью» автор понимает содержание в учебной литературе тех конкретных критериев, которые способствовали бы решению основных задач, стоящих перед школьниками, учитывая новый государственный образовательный стандарт. К числу таких показателей автор относит:

-                   баланс в отношении объема и содержания учебного пособия;

-                   структурированность подаваемого материала;

-                   сопровождение текста пособия визуализацией: схемы, графики, таблицы и т.д.;

-                   достоверность и актуальность сведений, на которых основывается автор, а также отражение в них результатов современной науки;

-                   тщательный подбор авторского коллектива.

Остановимся на каждом из критериев подробнее.

Нахождение пропорции между объемом учебника и его информационным наполнением – сложная авторская задача. Отсутствие необходимой информации (за счет чего можно было бы сократить издание) повлечет за собой невыполнение обязательной учебной программы, что, в свою очередь, не позволит выпускнику поступить в высшее учебное заведение. В то же время, чрезвычайно объемное количество страниц в книге – не всегда залог его содержательности, кроме того, «массивный труд» с высокой долей вероятности скорее отпугнет учеников, нежели расположит, учитывая «нечитающий характер» современной молодежи [1].

Масштаб издания – одна из основных граней его «успешности». Проблема видится в следующем: например, учебник по обществознанию для 11 классов с профильной подготовкой [3], рекомендованный Российской академией образования (далее – РАО) и Российской академией наук (далее – РАН), содержит материал по социальной, политической и духовной сферам жизни общества и, являясь продолжением учебника за 10 класс (профильный уровень), игнорирует раздел, посвященный экономике, сфера которой не только является одной из четырех основных, но и вызывает постоянные затруднения у обучающихся во время выполнения ими тестирований.

Очевидно, это «отсутствие» обусловлено содержанием в школьной программе отдельного курса по экономике, однако, к сожалению, предмет может вестись не всегда в силу разного рода обстоятельств: декретные отпуска (широко распространенное явление в школах), болезни, отсутствие специалиста и т.д. Все вышеобозначенное влечет за собой угрозу невыполнения задания итоговой аттестации, на которую нацелены выпускники. Кроме того, три основных раздела указанного учебника изложены в 432 страницах, что, как показывает практика, является достаточно объемным показателем.

Справедливо также отметить и отсутствие так называемого «содержательного равновесия»: на социальную и политическую сферы авторы отводят примерно по 140 страниц, а на культурную – всего 67. Подобная практика нередко приводит к «западанию» тем у обучающихся и затруднению или ошибке в ходе сдачи единого государственного экзамена.

 Учебник за 10 класс, тоже ориентированный на профильный уровень, также не содержит ни одного параграфа по экономике. Вместо этого в первых семидесяти страницах издания изложены материалы по философским исканиям античной и средневековой эпохам, которые не требуются для сдачи ЕГЭ [2].            Вторым серьезным вопросом, нашедшим отражение в критериях, является способ подачи материала, от специфики которого, во многом зависит степень восприятия и усвоения информации аудиторией.

Так, абсолютное большинство старшеклассников общеобразовательного учреждения, как показывает педагогическая практика, считают, что информация в учебнике дана в «скомканном» виде. Ученики утверждают, что не видят четкой, прозрачной структуры, которую им было бы значительно проще воспринимать и запоминать.

Описанная проблема тесно связана со следующим критерием – отсутствием визуализации подаваемого материала. В пример, иллюстрирующий актуальность вопроса, можно привести тот же учебник, что и в первом случае: суммируя, две книги, мы имеем 847 страниц текста [2;3], ни на одной из которых не увидим ни схемы, ни графика, ни диаграммы и т.д.

Следующая проблема состоит в том, что сведения, содержащиеся в «свежих» изданиях 2013 года, заимствованы из более чем устаревших источников, что позволяет сомневаться в их актуальности, согласованности с последними достижениями науки.

Применительно к обществознанию эта проблема наиболее остра, так как дисциплина аккумулирует целых четыре научные области: экономику, политологию, социологию и культурологию

Так, например, учебное пособие «Обществознание в схемах и таблицах», рекомендованное автором для «классов с углубленным изучением обществознания», а также для «подготовки к единому государственному экзамену» [4], несмотря на свою сбалансированность (в отношении объема и содержания), содержит всего 38 источников, используемых при написании, 24 из которых имеют срок давности от 10 до 40 лет! Дата выхода оставшихся 14 – варьируется, но также составляет от 7 до 10 лет.            

Не отличается новизной материала и учебное пособие «Обществознание в таблицах и схемах (без репетитора)» [5]. Книга, по убеждению автора, также предназначена для подготовки к ЕГЭ. Однако из имеющихся одиннадцати источников порог давности семи превышает 20 лет (несмотря на то, что по счету издание пособия уже пятое и выпущено в 2013 году).

Подобные примеры дают основания сделать вывод об отсутствии новизны материала, его актуальности, а также соответствии современным научным представлениям.

Последний критерий – реакция на еще одну проблему современной учебной литературы. К сожалению, авторский коллектив, на который возложена ответственность составления пособия, далеко не всегда соответствует необходимым профессиональным требованиям: например, ученые степени, отражающие научную «глубину и ширину» познания автора, есть у единиц. Из рассматриваемых пособий только школьный учебник написан под редакцией доктора педагогических наук (авторы параграфов также являются учеными). Остальные же авторы таковыми, к глубокому сожалению, не оказались.

На наш взгляд, ученая степень чрезвычайно важна для разработки учебного пособия. От компетентности составителя зависит многое: и «глубина» подаваемого материала, и правильно расставленные акценты на темах образовательных программ, и верификация данных, и прочее, и прочее.

Назвать «удачной» ситуацию, при которой автором-составителем учебника является выпускник ВУЗа или, скажем, рядовой учитель школы не представляется возможным. Важно добавить, что существенное значение имеет также и направленность (специальность) ученой степени. «Эффективное» учебное пособие по обществознанию написать ученый в области биохимии не сможет, даже если будет доктором наук.

Таким образом, основываясь на практическом опыте, мониторинге современной учебной литературы, а также новых нормативно-правовых документах (ФГОС и Закон «Об образовании в Российской Федерации») автор формулирует следующие рекомендации в отношении пособия по обществознанию: оптимальный объем учебника должен составлять около трехсот страниц материала, разбитого на четыре равные части («экономика», «политика», «социология» и «культурология»). Сопровождение каждого параграфа схемами, таблицами, графиками, упорядочивающими знания обязательно. Пособие должно быть написано ученым или группой ученых, профиль подготовки которых непосредственно связан хотя бы с одним из четырех разделов обществознания. Сведения , на которые опираются авторы, должны быть максимально «свежими» (не старше 2-3 лет) за исключением классических трудов. Учебные пособия должны быть в большей степени исключены из использования во избежание плагиата, не согласованного с последними достижениями науки (опора предполагается по большей части на научные исследования и нормативно-правовую базу).

Вышеобозначенные рекомендации должны будут способствовать оптимизации системы образования, повлечь за собой повышение качества знаний, что в свою очередь, должно обеспечить положительную динамику в отношении итоговой аттестации школьников.

Литература:

1.      Как вернуть России звание самой читающей страны в мире? // Аргументы и факты. – 2011 – 13 окт.     

2.      Обществознание. 10 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд., доработанное. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. – 415 с.

3.      Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд., доработанное. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011. – 432 с.   

4.      Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.       

5.      Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.

6.      Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 20.01.2014)

7.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle