Библиографическое описание:

Внукова О. Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 269-271.

В статье рассмотрены особенности профессионального саморазвития педагога высшей школы и роль самообразования в этом процессе. Предложены формы содействия самообразованию преподавателей высших учебных заведений.

Ключевые слова: педагог высшей школы, профессиональное саморазвитие, самообразование.

Модернизация образовательной сферы на современном этапе требует от педагогов не просто понимания и принятия ими целей и содержания этого процесса, а, прежде всего, эффективного саморазвития самих педагогов, которое может обеспечить реальные изменения в педагогической практике. В системе высшего образования особенно необходима актуализация личностного и профессионального потенциала педагогов для качественной подготовки специалистов.

Но в действительности не все педагоги высшей школы проявляют готовность к саморазвитию в профессиональной деятельности и активному самообразованию. Зачастую, некоторые из них выражают недовольство инициативами, которые внедряются администрацией вузов, неохотно осваивают информационные технологии, инновационные методики. Многие педагоги психологически не готовы постоянно пересматривать содержание своих дисциплин, разрабатывать новые курсы. Тем временем, обеспечивать развитие студента, как будущего профессионала, может только педагог, который сам находится в активном саморазвитии. Таким образом, существует противоречие между требованиями к профессиональному саморазвитию педагога высшей школы, и, в частности, к самообразованию, и не достаточной психолого-педагогической обеспеченностью этого процесса.

Анализ исследований и публикаций. Определенные аспекты саморазвития личности отображены в работах Сократа, Демокрита, Ж. Руссо, М. Монтессори, Я. Коменського, И..Песталоцци, К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского и др. Разным проблемам профессионального саморазвития были посвящены научные труды современных исследователей: М. Боритко, Ю. Орлова, М. Сергеева, К. Абульхановой-Славской, П. Харченко, С. Елканова и др.

В последние десятилетия наблюдается усиленный интерес к проблеме саморазвития. В частности, были опубликованы статьи по темам важности механизма саморазвития в профессиональном становлении личности (С. Кузикова), профессионального саморазвития студентов (И Варфоломеева), будущих учителей и учителя (Т. Тихонова, О. Гандабура, И. Середа, И. Демичева), проектирования будущим преподавателем траектории личностно-профессионального саморазвития (Е. Пехота) и др. В диссертациях исследовались педагогические условия профессионального саморазвития будущих педагогов (М. Костенко), учителя информатики (Т. Тихонова), педагога-музыканта (П. Харченко), учителей изобразительного искусства (Т. Стритьевич), будущих преподавателей высшей школы в процессе магистерской подготовки (Р. Цокур). Также по самообразованию педагогов написаны труды А. Айзенберга, Н. Рубакина, А. Арсеньева, А. Громцева, В. Новичкова, В. Шевченко, С. Юдаковой и др. О самообразовании педагогов и будущих учителей были защищены диссертации И. Соколовой, Е. Безниско. Однако недостаточно внимания уделено самообразованию в процессе саморазвития преподавателя вуза. Поэтому в статье мы рассматриваем самообразование как составляющую профессионального саморазвития педагога высшей школы.

Изложение основного материала. Толковый словарь объясняет саморазвитие как умственное или физическое развитие человека, которого он достигает самостоятельными занятиями, упражнениями. Особое значение саморазвитие приобретает в контексте современных научных концепций, в которых данный феномен рассматривается как фундаментальная проблема личностного и профессионального роста человека, предпосылка успешной жизнедеятельности.

Профессиональное саморазвитие трактуется как процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений (Н. Кузьмина, А. Маркова, Л. Рыбалко и др.). Профессиональное саморазвитие имеет в основе сложную систему мотивов и особый источник активности. Этот процесс обусловлен новыми целями и требованиями, которые появляются в соответствии с изменениями идеальных представлений о профессиональной деятельности.

Профессиональное саморазвитие педагогов мы определяем как осознанные действия по совершенствованию своей личности как профессионала, это — целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и собственной программой. Мы исходим из того, что движущей силой и источником профессионального саморазвития педагога высшей школы является его осознанная потребность в этом процессе, вызванная желанием быть лучше, успешнее, иметь признание окружающих, получать удовольствие от процесса и результатов профессиональной деятельности. Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития [2]. Самообразование характеризуется: 1) как особая форма самостоятельной познавательной деятельности, 2) как путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определенным образом организованного самостоятельного познавательного процесса, 3) как компонент системы непрерывного профессионального образования [4, с. 28]. В рамках последнего подхода самообразование рассматривается как стержень целостной системы, пронизывающий эффективность ее функционирования на разных этапах жизнедеятельности человека. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. В педагогических трудах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста. Самообразование более эффективно по сравнению с другими формами обучения, поскольку знания и опыт, полученные самостоятельно путем собственных познаний, открытий, ошибок становятся преобразователем личности на пути к совершенствованию.

Мы рассматриваем самообразование как составную часть саморазвития личности. Под самообразованием преподавателя высшего учебного заведения понимаем добровольную деятельность, направленную на освоение общей культуры, современных педагогических идей и технологий, которая содействует повышению качества и результативности учебно-воспитательного процесса и самосовершенствованию педагога. В качестве основных характеристик самообразования выделяем его осознанность, целенаправленность и систематичность.

В процессе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом и т. п. [3]. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

Поддерживаем мысль А. Айзенберга о том, что «самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: наличии потребности в самообразовании и определенной ситуации для ее удовлетворения» [1, с. 16]. Потребности в самообразовании у каждого педагога свои, специфические, так как на них влияют различные факторы, а именно: структура личности, интересы, научная, психолого-педагогическая и специальная подготовка, общеобразовательный уровень; педагогический опыт, место и результаты работы, уровень развития и др.

В процессе нашего исследования было проведено изучение потребностей самообразования преподавателей разных вузов г. Киева на курсах повышения квалификации Института последипломного образования КНУТД. Оказалось, что для большинства опрошенных преподавателей потребность самообразования связана с освоением современных технологий обучения, приобретения новых знаний по методикепреподавания, но в меньшей степени с самоактуализацией в творческой педагогической деятельности.

На наш взгляд, самообразование педагога будет эффективным, когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. Анкетирование преподавателей показало, что треть из них не имеет четкой программы самообразования, а остальные затрудняются ее охарактеризовать по всем направлениям.

В самообразовании педагога должны быть следующие результаты: повышение качества преподавания предмета, педагогического взаимодействия со студентами, написание пособий, статей, учебников, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. В анкетах преподаватели указывали на выделенные параметры результативности самообразования. В то же время называли причины, по которым затрудняется процесс самообразования: отсутствие времени, нехватка источников информации, материальных ресурсов, отсутствие стимулов и др. Преподаватели отмечали большое значение в процессе самообразования позитивной атмосферы в коллективе, умения менеджеров вуза поддержать творческие инициативы педагогов.

Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия. Такое понимание проблемы позволило нам разработать методику «Самообразование в профессиональном саморазвитии педагога», которая была апробирована на выше названных курсах. Методика включает предоставление теоретического материала (лекции с презентацией) по проблемам профессионального саморазвития и самообразования педагога, а также психолого-педагогический тренинг, цель которого — формирование потребности в самообразовании как составляющей саморазвития в плане актуализации творческого потенциала, обучение самоменеджменту в процессе самообразования. Эта методика получила одобрение слушателей курсов и является, на наш взгляд, одной из форм содействия самообразованию педагогов высшей школы в процессе их профессионального саморазвития.

Выводы. Самообразование становится частью профессионального саморазвития преподавателя вуза в той степени, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий педагога). Чтобы самообразование было основой для эффективного труда и повышения качества образовательно-воспитательного процесса в высшей школе, педагогам необходима поддержка и содействие. Методика «Самообразование в профессиональном саморазвитии педагога» является, на наш взгляд, одной из форм такого содействия, которая может использоваться на курсах повышения квалификации для преподавателей вузов. Дальнейших исследований требуют вопросы совершенствования самообразования педагогов в современных условиях развития информационных технологий.

Литература:

1.         Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб. пособие для вузов / А. Я. Айзенберг. — М.: Высшая школа, 1986. — 128 с.

2.         Клочко А. О. Самоосвітня діяльність вчителя як педагогічна проблема [Електронний ресурс] / А. О. Клочко. — Режим доступа: http://www.narodnaosvita.kiev.ua.

3.         Синявина Л. Ю. Самообразование преподавателя — как фактор повышения качества образовательного процесса. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2011. — 11 января. http://www.eidos.ru/journal/2011/0111–01.htm.

4.         Тарасенко Е. В., Осипова О. П. Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления // Вестник ЮУргУ. — 2010. — № 23. — С. 28–31.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle