Библиографическое описание:

Сайдалиходжаева Н. Ф. Правовое воспитание учащихся старших классов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 130-132.

Основным методологическим принципом, определяющим положение человека в гражданском обществе, является следующее: человек свободен в реализации своей цели настолько, насколько он не стесняет свободу других людей. И в тоже время каждый гражданин обязан соблюдать законы, строить свое социальное поведение, чтобы не ущемлять свободу других членов общества.

Вопрос о необходимости обучения правам и свободам человека подрастающего поколения получил свое отражение в «Национальной программе повышения уровня правовой культуры общества», принятой Олий Мажлисом республики Узбекистан 29 августа 1997 года на девятой сессии, а также в указе Президента Республики И. А. Каримова, изданного 25 июня того же года «Об улучшении правового воспитания, повышения уровня правовой культуры населения, совершенствовании подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения».

Решение задачи построения демократического правового государства, связано с коренной перестройкой политико-правовой основы государства. Важной составной частью этой работы является повышение уровня правовой культуры человека. Правовому государству свойственна высокая политическая и правовая образованность и активность граждан, способность и готовность противостоять произволу и нарушениям правам, где лучшей защитой от преступности, считает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов «является внутренний иммунитет к правонарушениям и высокая нравственность наших граждан, нравственное воспитание в семье, школе, трудовом коллективе, махалле, сила общественного мнения, средства массовой информации, авторитет духовенства — все должно быть направлено на формирование устойчивой невосприимчивости наших людей к любым действиям, сопряженным с нарушением Закона» [1].

Чтобы правовая культура человека достигла такого уровня, необходима система правового воспитания, сердцевиной которого должно стать правовое воспитание подрастающего поколения.

Известный просветитель конца 19 начала 20 вв. Абдулла Авлони говорил, что счастье каждой нации, мир и благополучие каждого государства зависит от хорошего воспитания молодого поколения.

Эта проблема актуальна еще и потому, что всякое ослабление правовой воспитательной работы способствует повышению влияния на молодежь противоречащих правосознанию нашего общества взглядов и убеждений, увеличению уровня преступности среди несовершеннолетних.

Эффективность правового воспитания молодежи во многом зависит от воспитателя. Но для того чтобы воспитатель мог успешно реализовать свое призвание, ему необходимо овладеть методикой не только общевоспитательной работы, но и правового воспитания.

Обучение подрастающего поколения правам человека призвано, во-первых, дать ему знания о том, что такое права человека, каковы их объем и содержание, как они должны осуществляться и защищаться, во-вторых, сформировать у молодых людей уважительное отношение к правам и свободам человека, понимание их социальной ценности, необходимости их соблюдения и защиты, в — третьих, сформировать навыки и установки, позволяющие молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека, по преобразованиям и построению развитого, демократического, правового государства.

Следует отметить, что за последние годы школьные программы по предмету «Основы государства и права» претерпели определенную эволюцию. По предмету были введены усовершенствованные программы, составленные на основе модернизации действовавших до этого программ. В программы были введены указания по отдельным темам, с целью повышенияправовой культуры и правового воспитания, которые должны приобрести учащиеся в результате изучения этих предметов.

В результате проведенного исследования мы предложили некоторые методики для проведения правового воспитания учащихся старших классов.

1. Методика изучения системы отношений личности к социальному окружению (к «другим») и к себе используется для выявления структуры отношений личности подростка к наиболее значимым представителям социального окружения (родителям, сверстникам, учителям) и к себе. Одной из особенностей данной методики является включение в число таких представителей и сотрудников милиции, что полностью отвечает специфике нашего исследования.

Методика построена на произвольном выборе испытуемым подходящих определений личных качеств для себя представителей социального окружения из списка, состоящего из 40 качеств:

1) авторитетный; 2) агрессивный; 3) аккуратный; 4) бездарный; 5) бездушный; 6) безответственный; 7) несовестливый; 8) благородный; 9) вежливый; 10) ворчливый; 11) властный; 12) двуличный; 13) дисциплинированный; 14) добрый; 15) доверчивый; 16) душевный; 17) жадный; 18) жестокий; 19) жизнерадостный; 20) озлобленный; 21) зловредный; 22) злопамятный; 23) лживый; 24) любознательный; 25) миролюбивый; 26) мудрый; 27) мрачный; 28) недоверчивый; 29) несправедливый; 30) одаренный; 31) остроумный; 32) ответственный; 33) подозрительный; 34) принципиальный; 35) равнодушный; 36) радостный; 37) самокритичный; 38) слабовольный; 39) справедливый; 40) целеустремленный.

Предложения к испытуемым.

-          Ко мне подходят следующие определения…

-          К большинству моих сверстников подходят следующие определения…

-      К большинству взрослых подходят следующие определения…

-      К большинству учителей подходят следующие определения…

-       К большинству сотрудников милиции подходят следующие определения…

-       К моему отцу подходят следующие определения…

-       К моей матери подходят следующие определения…

-       Обработка.

По каждому вопросу рассчитывается коэффициент отношения к субъекту (самоотношение, отношение к учителям, матери, отцу и т.д.)

3. Отношения личности к нормам права,где отобраны наиболее распространенные правовые нормы, представленные в Уголовном кодексе Республики Узбекистана. Методика включает в себя 21 правовую норму для несовершеннолетних от 14 до 18 лет.

1.        Доведение до самоубийства или до попытки самоубийства, путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства.

2.    Умышленное телесное повреждение, не опасное для жизни, но вызвавшее длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату трудоспособности.

3.    Заражение венерической болезнью.

4.      Изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

5.        Похищение человека, совершенное из корыстных побуждений, либо по предварительному сговору группой лиц.

6.        Клевета, то есть распространение заведомо ложных позорящих другое лицо измышлений.

7.        Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

8.   Тайное похищение личного имущества граждан.

9.   Открытое похищение личного имущества граждан.

10.    Нападение с целью завладения личным имуществом граждан, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья граждан.

11.    Мошенничество: завладение личным имуществом граждан или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

12.    Вымогательство: требование передачи личного имущества граждан или права на имущество под угрозой насилия над личностью потерпевшего или его близкими, оглашения позорящих сведений о нем или его близких.

13.    Уклонение от подачи декларации (сведений) о доходах.

14.    Получение взятки.

15.    Дача взятки.

16.    Хулиганство, то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок.

17.    Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.

18.    Изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств.

19.    Склонение (приобщение) к потреблению наркотических средств.

20.    Изготовление или распространение, рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений.

21.    Изготовление, распространение, демонстрация кино видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Важно отметить, что при проведении опроса учащимся не сообщается о том, что предлагаемые им виды правонарушений взяты из Уголовного кодекса. Учащихся просят выразить свое отношение к каждому из представленных правонарушений, пользуясь десятибалльной шкалой от 1 до 10, с шагом — 1.

Далее нами было разработано содержание правового воспитания учащихся старших классов

Учащиеся к 14–15 годам накапливают жизненный опыт и жизненные впечатления. Становятся самостоятельными в определении жизненных планов, в выборе круга друзей, все больше вовлекаются во «взрослую» жизнь (от самостоятельного зарабатывания денег до ранних половых связей), что значительно повышает значение знания норм поведения и умения осознавать свои поступки и отвечать за них. С 14–15 лет расширяются возможности для подростка непосредственно участвовать в правоотношениях — он может работать в свободное от учебы время, с 14 лет он частично дееспособен, является субъектом различных имущественных отношений. В то же время в 13 лет подросток может быть привлечен к уголовной ответственности. Все это делает особенно важным приобретение учащимися системных правовых знаний практической направленности, которые помогли бы подростку ориентироваться в правовых отношениях, действовать правомерно.

Девятый класс завершает учебу в основной (базовой) школе. Где будут учиться дети, окончившие 9 класс, в значительной степени зависит от их родителей. Поэтому приобретение учащимися перед окончанием базового образования системы правовых знаний — необходимое условие обеспечение всеобщей правовой грамотности граждан Узбекистана.

Значительную часть правовых знаний учащиеся получают также в процессе изучения других предметов, в частности, истории, литературы, географии. Информация, которую предоставляют эти дисциплины, служит эмоционально насыщенной иллюстрацией к тем или иным нормам права, что способствует развитию и укреплению правосознания учащихся. Не правы те, кто считает своим делом лишь обучение учащихся передачу им знаний, а воспитание не включают в круг своих обязанностей. Обучение — это не единственное и не самое главное средство правового воспитания школьников. Выражаясь словами Сухомлинского, можно сказать, что правовое обучение -это лишь один из лепестков того цветка, который называется правовым воспитанием. В нем нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В правовом воспитании учащихся главное все — и урок, и развитие правового мышления детей вне урока, и приучение их к правоохранительной деятельности.

Умение старших найти общий язык с молодежью, готовность сделать их досуг интересным, насыщенным полезными делами, создать атмосферу дружелюбия, социальной активности — всё это оказывает на молодежь сильнейшее воспитательное воздействие.

Литература:

1.                 И. А. Каримов Узбекистан на пороге ХХ1 века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т. «Узбекистан», 1997, стр. 91

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle