Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Профессиональное послевузовское образование в системе кадровой политики общеобразовательной школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33-35.

Встатье поднимается один из самых сложных вопросов современного образования — кадровый. Автором видится его решение посредством профессионального послевузовского образования.

Ключевые слова: Общеобразовательная школа, ВУЗ, аспирантура, профессиональное послевузовское образование.

Современный этап развития российского общества принято считать технократическим и опыт столицы это, безусловно, подтверждает. Образовательные учреждения Москвы безудержно снабжаются самыми «свежими» информационными устройствами, постепенно вытесняющими привычную для нас атмосферу прошлого столетия.

Направленность этих «девайсов» (от англ. device — устройство — И.С.) самая разная: от интерактивных досок и apple-ноутбуков, применяемых в учебном процессе непосредственно, до установления системы «проход и питание», принципиально меняющих порядок входа/выхода в образовательное учреждение (далее — ОУ) и условия питания школьников.

Однако модернизация на этом не заканчивается: изменению подвергаются и образовательные стандарты. Так, ФГОС нового поколения, реализуемый во всех ОУ, полностью переиначил представления о школе [4].

Будучи невероятно амбициозным, новый стандарт предъявляет к выпускнику одиннадцатого класса совершенно уникальные требования: личность, являющаяся частью гражданского общества, имеющая собственную твердую позицию, основанную на всестороннем развитии. Предполагается, что выпускник займет свое место в инновационной экономике и станет достойной частью информационного общества.

Одним из категорических условий любого начинания является системность. Применяя этот принцип к модернизации образования, важно отметить: гарантией получения желаемого результата, заложенного во ФГОС, может стать исключительно комплексный характер перемен. В конкретном случае речь идет не только об изменениях инфраструктуры, но и о качественно ином подходе к формированию кадрового состава.

О квалификационных требованиях, адресованных основным штатным единицам школ — учителям, заговорили с некоторым запозданием: новые стандарты внедряются уже не первый год, а контингент педагогов по-прежнему остался без изменений. Курсы повышения квалификации (далее — КПК), которые имеют сегодня широкое распространение, не дают значительного эффекта в силу своей ограниченности (и по времени, и по направленности).

Таким образом, перед Министерством образования стоит серьезная задача — масштабное обновление кадров, сопровождающееся их постепенным «омоложением».

Некоторые критерии (будут по убеждению Министра вводиться в 2015 г.) уже сформулированы. В частности каждый педагог должен будет свободно владеть иностранным языком [3]. Однако следует отметить, что комплексной программой, определяющей процесс подготовки новых кадров, на сегодняшний день Министерство не располагает.

По мнению автора, решительную роль в этом вопросе могло бы сыграть профессиональное послевузовское образование: аспирантура, докторантура.

В отличие от диплома о высшем образовании, удостоверение ученой степени обладает рядом неоспоримых преимуществ, и дело не только в высоте образовательного уровня.

Огромное количество коммерческих ВУЗов дает возможность всем, у кого есть желание и необходимая сумма денежных средств иметь высшее образование. Процедура получения «корочки» проходит исключительно в «стенах одного здания», «закадровые» сцены которого, навсегда останутся в тени. Компетентность любого выпускника коммерческого ВУЗа, таким образом, можно легко поставить под сомнение, кроме того, лицо, поступившее в коммерческий ВУЗ, рассматривается не столько как студент, сколько как клиент, а это совершенно иная роль с совершенно иной формой отношений.

То же отчасти относится и к государственным ВУЗам: процесс обучения студентов может сопровождаться чем угодно (личные взаимоотношения, коррупция и т. д.), что в конке концов приводит к получению диплома и отсутствию при этом нужной квалификации.

Другим образом обстоят дела с соискателями, что обусловлено совершенно иной структурой учебного процесса. Во-первых, требования, предъявляемые при поступлении в аспирантуру, безусловно, выше тех, которые необходимы абитуриентам для ВУЗа. Значительно тяжелее сдать кандидатские минимумы (итоговые квалификационные экзамены в аспирантуре), чем так называемые ГОСы.

Сама учеба в аспирантуре существенно отличается от ВУЗовской. Аспирант имеет подробный план своей деятельности, которого обязан придерживаться в течение всего учебного процесса. Каждый год сопровождается подробным отчетом о выполнении плана перед начальником управления докторантуры/аспирантуры. Невыполнение плана может стать реальным поводом для отчисления.

 Второй год обучения для аспирантов-очников содержит обязательную практику, без прохождения которой план не будет считаться выполненным.

Еще одним обязательством является наличие публикаций в научных журналах (в том числе рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ), а также выступления на научно-практических конференциях (без них результаты исследования не могут считаться апробированными).

Ключевым отличием служит и характер квалификационной работы: диссертация — серьезное, фундаментальное исследование с конкретными научными выводами, новизной и т. д. Дипломная работа — не более, чем объемное реферирование.

Процедура предзащиты и защиты — отдельный разговор. Соискатель проходит ее перед кафедрой и диссертационным советом, состоящими из 20 человек (кандидаты и доктора наук из различных ВУЗов, НИИ и пр.), а рецензенты, оппоненты и ведущая организация играют роль «прокурора» в отношении диссертанта. Все вышеобозначенное происходит в условиях видеосъёмки.

Положительное решение Совета — еще не гарантия получения степени. Ее «оформление» возлагается на ВАК при Минобрнауки РФ. Нередки случаи, когда члены комиссии «заворачивают» документы, не давая, вопреки решению Совета, ученую степень.

Последние «пертурбации», касающиеся порядка присуждения ученых степеней, усложнили процесс ее получения в разы. Принцип гласности практически полностью исключает возможность решать вопрос посредством взяток [3].

Личный опыт автора говорит и о том, что процесс обучения в аспирантуре сопровождается значительными изменениями в отношении мировосприятия. Накладывая серьезный отпечаток на сознание и подсознание исследователя, послевузовское образование в корне меняет представление обо всем, что его окружает: не получится игнорировать процессы, происходящие вокруг, невозможно исключить научных подход из средств оценки действительности и т. д.

Глубина в конкретной области знаний, полученная в результате окончания учебы, несопоставима ни с одним образовательным учреждением.

Практика работы аспирантов и кандидатов наук в образовательном учреждении школьного уровня показывает, что степень их восприятие детьми значительно выше, чем у обыкновенных специалистов. Имея обширный словарный запас и богатые знания, ученые без труда ориентируются в учебной программе и способны дать намного больше чем она предполагает.

Профессиональные и научные интересы подобных педагогов, как показывает опыт, обычно выходят за рамки учебы в аспирантуре, что позволяет ученым прививать школьникам определенный интерес, воспитывать в них гражданскую позицию и правильно ориентировать будущем (что и предполагает ФГОС).

Дискредитация системы профессионального послевузовского образования, получившая широкую огласку в СМИ, встретила решительную реакцию премьер-министра, в результате чего, с января 2014 года вступит в силу новое положение о порядке присуждения учёных степеней. Оно, судя по содержанию проекта, существенно усложнит процесс защиты диссертации и получение искомой степени [1].

Таким образом, справедливо считать, что центральным место профессионального послевузовского образования в системе школьного образования. Необходимо создать все условия для привлечения специалистов такого рода в общеобразовательные учреждения.

Реализация ФГОС в полном объёме, по мнению автора, невозможна без настоящих специалистов в своем деле.

Литература:

1.      Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 г. Москва «О порядке присуждения ученых степеней» // Российская газета. — 2013. — 1 октября.

2.      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета. — 2010. — 20 октября.

3.      Учителям выдвинули повышенные требования. Для педагогов разработан новый профессиональный стандарт // Коммерсант. — 2013. — 07 дек.

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650 (дата обращения: 22.11.2013 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle