Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 151-153.

Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Ключевые слова: начальное образование, общеобразовательная школа, сказка, литературное чтение.

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ученики легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям сказки: добрым феям, храбрым принцам и т. д.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению в начальной школе. Одним из путей решения этой проблемы, является создание условий, способствующих формированию полноценного восприятия литературной сказки младшими школьниками. Так как мир литературных сказок прекрасен и увлекателен не только по содержанию, включающему необычность сюжета, героев, явлений, отражающих как мир прошлого, так и современные явления действительности с одной стороны, но и по форме, с другой стороны, используя вес богатый арсенал изобразительно-выразительных средств, что дает писателю возможность выразить собственную авторскую позицию.

В данном направлении работали такие ученые, как Н. С. Бибко, М. П. Воюшина, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Е. М. Мелетинский, Н. Д. Молдавская, М. М. Рубинштейн, М. А. Рыбникова, Л. Е. Стрельцова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

В настоящее время не все педагоги владеют специальной подготовкой и не могут на достаточно высоком уровне осуществлять обучение школьников по современным программам литературного чтения. Для решения этой задачи учителю необходимо создавать специальные условия для формирования полноценного восприятия произведения. В данной статья выделены основные условия работы со сказкой на уроках в начальной школе.        Определяя способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки:

1.                 Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д.

2.                 Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;

3.                 В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.

Учитывая вышеперечисленные пункты, можно сформулировать первое условие работы со сказкой: прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки.

Процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Картина осознания одного и того же произведения учениками будет неоднородной. Восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится читатель. Рассмотрим, каковы особенности понимания сказки младшими школьниками в зависимости от их уровня восприятия литературного произведения.

Находясь на фрагментарном уровне (соответствует учащимся 1 класса), младший школьник может испытывать определенные чувства к сказке, например, понравилась она или нет. Дети не могут найти вымысел, не могут воссоздать внешний образ и качества характера героев, а высказывают лишь впечатления по отношению к герою (жалость, переживание, волнение).      Переходя на констатирующий уровень (соответствует учащимся 2 класса), восприятие литературной сказки приобретает некую целостность. Ребенок может пересказать основное содержание сказки, воссоздать портреты основных героев сказки (их внешность, характер, действия), запоминаются повторяющиеся конструкции сказки. Дети уже могут выявить элемент чуда в сказке.           На уровне героя (соответствует учащимся 3 класса), восприятие литературной сказки становится более целостным. Ребенок не только запоминает образы и действия героев, их психологические портреты, но и обращает внимание на отдельные детали, которые меняются на протяжении сказки. Дети начинают анализировать поступки героев, стараются предугадать их, выявляет какие условия (перемещения, волшебные предметы, действия других персонажей сказки) повлияли на совершение того или иного поступка героем. Появляется оценка героя.       Завершающим в восприятии является уровень идеи (соответствует учащимся 4 класса). На этом этапе можно сказать о полноценном восприятии ребенком литературной сказки. Так как читатель способен не только правильно проанализировать сказку, но и обратить внимание на ее художественную форму, т. е. понять, почему автор наделил героев определенными способностями, для чего и какую роль несут в себе испытания героев, помощников и т. д. Юные читатели обращают внимание на особенности трехступенчатого строения сюжета. На данном уровне могут выявить идею литературной сказки, проанализировав композицию, речевой стиль автора сказки и раскрыть авторскую позицию с помощью учителя.

Учитывая вышеизложенные особенности восприятия литературного произведения детьми, можно сформулировать второе условие при работе со сказкой: педагогу необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами.

Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.

Большинство сказок изучается в начальной школе. Сказка — один из любимых жанров детей. На примере этих литературных произведений педагогу открываются возможности не только познакомить учащихся с литературоведческими понятиями и особенностями, но и воспитывать в детях нравственные качества на примерах литературных героев. В данной статье выделены условия, выполнение которых позволит сделать урок чтения сказки продуктивнее.

Литература:

1.                 Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник 2-е изд. / Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. — М. — «Академия», Высшая школа, 2001–280 с.

2.                 Аарне-Томсон. Сравнительный указатель восточнославянской сказки / Аарне-Томсон — Л., 1979–890 с.

3.                 Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста / Белянин В. П. — М. Издательство МГУ, 1988–120с.

4.                 Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. — СПб: СМИО Пресс, 2008–72 с.

5.                 Волков Р. М. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки, т.1 / Волков Р. М. — Одесса — 376 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle