Библиографическое описание:

Дроздов В. С. Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 19-21.

Слово «офицер» пришло к нам из латинского языка и трактуется как лицо командного, начальствующего состава. Офицер — это профессиональный военный. Его повседневное занятие — служба в армии [6].

В первой половине XVII века в России появляется понятие «офицер», они ставились во главе регулярных войск, а их наставниками были приглашенные иностранцы. Главный упор в руководстве армией Петр I сделал на офицеров из русских дворян. Именно они, по его мнению, должны были составить костяк армии. Они и стали возглавлять вновь созданные им полки.

М. Драгомиров сказал: «...велика и почетна роль офицера... и тягость ее не всякому под силу» [7]. И офицерский корпус с гордостью оправдывает это определение, от момента своего зарождения и до сегодняшнего дня. Ярким тому напоминанием — Великая Отечественная война 1941–1945 гг.. За ее годы свыше 10 тысяч офицеров и солдат Красной Армии, Армии — Победительницы, были удостоены звания Героя Советского Союза. Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Основным фактором оказавшим влияние на подготовку офицерских кадров в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.. являлась идеологическая и общественно-политическая ситуация в советской стране.

С переходом страны на военные рельсы незамедлительно были созданы училища по подготовке офицеров для Сухопутных войск, войск Противовоздушной обороны, пулемётно-миномётных подразделений, парашютных частей. Вдвое было увеличено количество пехотных, бронетанковых и летных училищ [3].

Отдельно стоит сказать о курсах «Выстрел», которые были созданы для подготовки командиров рот в боевых частях. Такие курсы были созданы во всех военных округах, направлены они были на комплектование офицерскими кадрами [1]. При штабах армий стали создаваться курсы для подготовки младших лейтенантов — командиров взводов. Срок обучения составлял укороченную программу и ограничивался двумя-четырьмя месяцами.

Сеть военно-учебных заведений СССР дала 1 миллион офицеров в начальный период войны, что составило ровно половину офицерского состава, подготовленного за всю войну. Но уже с 1942 года главными поставщиками офицеров для фронта стали военно-учебные заведения. Основными из них стали военные училища, они стали давать до 60 процентов всех офицеров армии и флота. Военные академии и курсы, которые организовывались при них, давали около 5 процентов. Активно шла работа по обучению офицерского состава действиям на войне. Здесь заметную роль играли офицерские курсы и школы, выпустившие более 16 процентов офицерского состава.

Все военно-учебные заведения за время войны подготовили более миллиона офицеров, в том числе военные академии и курсы более 90 000, военные училища и школы ВВС — около 1,3 млн., курсы младших лейтенантов — более 350 000, курсы усовершенствования свыше 320 000 [3].

Руководство страны вело активную работу в сфере создания резервов офицерского состава для фронта. Приказом НКО номер 294 от 01.09.1941 при запасных частях были созданы нештатные подразделения офицеров армейского резерва. В середине войны при главных управлениях НКО на фронтах создаются штатные дивизии резерва офицерского состава, а в Московском военном округе — отдельная бригада. Большое значение для расширения резервов имело Постановление ГКО от 24.06.1943 «О резерве начальствующего состава». В августе 1943 г. был создан постоянный резерв руководящего командного состава Ставки Верховного Главнокомандования, в который зачислялось по 10–15 офицеров от каждого фронта, а также лучшие офицеры после излечения из госпиталей. А с августа 1943 г. по май 1945 г. в нём находились 348 человек в группе корпусного и дивизионного звена; 538 в группе командиров полков. Из них 88 офицеров были назначены командирами дивизий, 14 — командирами бригад и 410 — командирами полков [3].

К лету 1942 года опыт подготовки офицеров в начальный период был обобщен и по нему были составлены рекомендации к выпускнику училища. К нему предъявлялись высокие требования и итогам обучения становились итоговые экзамены по таким дисциплинам — политическая подготовка, служба войск, топография, тактика, огневая подготовка, строевая подготовка, военно-медицинская подготовка, специальность. Выпускникам училищ присваивалось первичное воинское звание «лейтенант» в случае окончания училища на «хорошо» и «отлично» или «младший лейтенант» при окончании училища с оценкой «удовлетворительно» [2].

Также стоит заметить, что изменение учебной программы было продиктовано запросами войны. Так, основными предметами обучения для пехотных и артиллерийских училищ являлись тактика и огневая подготовка. Позже была введена новая учебная дисциплина—танкоистребительное дело [5].

К началу 1942 года Главное политическое управление Красной Армии утверждает единый план подготовки курсантов военных училищ. В его основу легли два раздела — «Великая отечественная война Советского Союза» и «Воспитательная работа с красноармейцами и младшими командирами». Расчасовка определялась в зависимости сроков обучения. При обучении в 3–4 месяца на политическую подготовку отводилось 40 часов, а при 6–9 месяцев — 60 часов. Армии были необходимы офицеры узкой специализации. Стремились приблизить подготовку к потребностям войсковой жизни. К примеру, в военно-политических училищах увеличился курс военной и военно-технической подготовки, дисциплины перестраивались с учетом практических задач в боевой обстановке, особое внимание уделялось изучению опыта войны. Слушатели и курсанты военно-политических училищ осуществляли пропаганду среди бойцов Красной Армии и в глубоком тылу, среди тружеников тыла. Основным принципом обучения и воспитания во время войны был принцип «учить войска тому, что необходимо на войне» [4]. Его внедряли на практике благодаря новым методам и формам обучения и воспитания личного состава. Главенствующим был принцип — наглядность в обучении и индивидуальный подход к ученикам. Важной характеристикой методики было ее направление на практику, базирующееся на личном показе обучающим действий и приемов. Почти вся учебная программа отрабатывалась на полигонах, в учебных классах проводили минимум времени. Популярны стали методы «кольцевых выходов», на которых курсанты практиковались в боевой выучке недалеко от своих училищ, методы «полевой гимнастики», состоящие из марш-бросков, отражения атак танков, передачу снарядов, прыжки в высоту и стрелковые уроки, где изучалась внешняя и внутренняя баллистика и практическая отработка стрельбы из всех видов оружия.

Курсантами изучался опыт предшествующих войн и конфликтов. При поступлении в военное училище из одним из условий для приемы было написание ими воспоминаний — эпизодов боевых действий.

Преподавательский состав регулярно командировался в действующую армию с целью накопления и систематизации боевого опыта. В учебный план включались специальные лекции, проводились семинары, читались доклады и проводились конференции по проблемам боевых действий. Регулярно заслушивались материалы периодических изданий. Курсантов воспитывали на примерах мужества и героизма советских офицеров и солдат. Кадровые вопросы с профессорско-преподавательским составом стали значительно решаться к 1943 году. Преподавателями в училища назначались люди, имевшие опыт ведения боевых действий, а позже, категорически запретили отравлять без необходимости преподавателя из военно-учебного заведений в действующую армию.

Но нельзя не сказать, что война выявила многие недочеты в советском военном образовании. Почти все они были устранены к середине войны. Наиболее яркие проблемы — это пагубность «сталинской педагогики» и вредность тех мер, которые приводили к личности человека и воина, искоренению духовной составляющей человека и гражданина. Человеку было трудно перестроиться от постоянного подчинения к новому в его жизни, руководству большой группой людей. Он элементарно боялся взять на себя ответственность за жизнь вверенных ему людей, ведь у него были указания Ставки. Также сказывался недостаток в воспитания ненависти к врагу. Наша нация открыта, дружелюбна, хлебосольна. В начальный войны, не понимания всей опасности ситуации, советские люди на поле боя проявляли жалость и мягкость к захватчикам. Все это отрицательно влияло на борьбу с немцами, ведь оборона своей страны и Отечества — громадный мотив к проявлению храбрости, героизма и настойчивости. Изменилось все в 1942 году с приказом НКО № 130 от 1 мая 1942 года. Он гласил, что у красноармейцев «исчезли благодушие и беспечность в отношении врага, которые имели место среди бойцов в первые месяцы Отечественной войны. Зверства, грабежи и насилия, чинимые немецко—фашистскими захватчиками над мирным населением и советскими военнопленными, излечили наших бойцов от этой болезни. Бойцы стали злее и беспощаднее. Они научились по-настоящему ненавидеть немецко-фашистских захватчиков. Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души» [4].

Таким образом, система подготовки офицеров, давая сбои на начальном этапе войны, к 1942 г. восстановилась и окрепла, этому способствовали вышеизложенные мероприятий. И на всем дальнейшем времени вполне удовлетворяла потребности действующей армии.

Высокие профессиональные знания, большой армейский опыт, сильные нравственные традиции — все это вместе и обеспечило особую роль офицерского корпуса для формирования и укрепления действующей армии и Победы.

Литература:

1.     Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в СССР / А. И. Каменев — Новосибирск: НВВПУ, 1991.

2.     Жарский А. П., Хохлов В. С. Государственная политика по подготовке офицерского состава и комплектованию им войск связи в годы Великой Отечественной войны / Жарский А. П., Хохлов В. С. // Власть. — 2010 — февраль.

3.     Память ушедшего века / Сборник, посвящённый началу Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии (1941–1945 гг.): Сб. статей в двух выпусках. Выпуск I. 1-е изд, — М.: ВНО КЦ ВС РФ им. М. В. Фрунзе,2002.

4.     Сборник материалов 2 республиканской военно-научной конференции. Совершенствование системы подготовки военных кадров на военном факультете, — ГрГУ, Гродно, 10.04.2008 г.

5.     Полевой Устав РККА 1939 года.

6.     Подготовка офицеров в годы войны — режим доступа: www.guns.allzip.org/topic/36/841604.html.

7.     Офицер –режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ %CE %F4 %E8 %F6 %E5 %F0.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle