Оценка эффективности мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора по улучшению состояния здоровья населения
Автор: Сучков Вячеслав Владимирович
Рубрика: 8. Гигиена и эпидемиология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Новые задачи современной медицины» (Санкт-Петербург, май 2013)
Статья просмотрена: 311 раз
Библиографическое описание:
Сучков, В. В. Оценка эффективности мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора по улучшению состояния здоровья населения / В. В. Сучков. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/86/3783/ (дата обращения: 28.03.2024).
Разработан алгоритм оценки эффективности деятельности органов Роспотребнадзора. Обоснованы показатели, которыми характеризуется работа органов и организаций Роспотребнадзора. Разработана стратегия планомерного улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.
Ключевые слова:органы Роспотребнадзора, оценка качества, социально-гигиенический мониторинг.
В настоящее время органы Роспотребнадзора проводят плановые проверки поднадзорных объектов не чаще 1 раза за 3 года [2]. И, как правило, при проведении планового контроля выявляются единичные нарушения. При этом создаются длительные интервалы времени, в течение которых состояние тех предприятий, которые прошли проверку, может измениться кардинальным образом. Всё это создаёт предпосылки для проверки деятельности самого Роспотребнадзора с гарантией того, что в последующие три года на объектах, прошедших плановую проверку, риск здоровью людей от возникновения возможной внештатной ситуации оставался минимальным. С этой целью необходимо разработать и внедрить в систему социально-гигиенического мониторинга методику оценки эффективности деятельности Роспотребнадзора.
Зайцевой Н. В. и соавт. (2009) разработана модель для определения вклада действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания методом нелинейного матричного прогнозирования [1]. Авторы предлагают сложный алгоритм расчёта вклада органов Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания, требующий разработки соответствующей программы для ЭВМ. В первоначальном виде его очень сложно внедрить в практику социально-гигиенического мониторинга.
Нами разработан простой алгоритм оценки эффективности деятельности органов Роспотребнадзора, включающий в себя не только определение вклада в управление качеством среды обитания, но и стратегию планомерного улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.
Для того чтобы оценить эффективность работы органов Роспотребнадзора на j-ой территории, необходимо выбрать показатели, характеризующие деятельность Роспотребнадзора. В перечень показателей входят:
1) количество принятых управленческих решений в i-ом году (за вычетом тех, которые отменены по решению суда) (xi);
2) количество случаев заболеваний в i-ом году, возникших по вине бездействия органов Роспотребнадзора (yi);
3) количество предотвращённых случаев заболеваний в i-ом году (zi);
4) количество внеплановых проверок в i-ом году (ti);
5) процент выполнения государственного задания в i-ом году (pi).
Для проведения расчётов необходимы дополнительные показатели:
1) общее количество проверок в i-ом году (ai);
2) общее количество выявленных нарушений в i-ом году (с учётом тех, по которым управленческие решения отменены по решению суда) (bi);
3) общее количество людей на всех поднадзорных объектах в i-ом году (ci).
Теперь необходимо привести все показатели к единой шкале измерений. Для этого нужно выбрать саму числовую шкалу, определить её минимальное и максимальное значения. В нашем случае шкалой является числовой полуинтервал с минимальным значением, стремящимся к нулю, и максимальным значением равным 1 (100 %).
На следующем шаге вычисляется валовый показатель за i-ый год (ВПi) по формуле 1:
. (1)
Затем рассчитываются ВП за временной период n(n ≥ 5 лет) и находится ВПср. по формуле 2:
. (2)
Зная ВПi и ВПср., находим плановый уровень за i-ый год (ПУi) по формуле 3:
(3)
Плановый уровень всегда больше валового показателя, он стремится к 1 (100 %). Динамика изменения валового показателя с шагом 0,01 и соответствующего изменения планового уровня показана на рис. 1.
Рис. 1. Динамика изменения валового показателя с шагом 0,01 и соответствующего изменения планового уровня
ПУiможет выступать в качестве прогнозного значения плана, к которому надо стремиться, чтобы улучшить качество работы органов Роспотребнадзора на ближайшее время. Через ПУi можно рассчитать необходимое количество лет (k), через которое ВПi достигнет 1 (100 %). Для этого по формуле 3 последовательно рассчитывают ПУi+1, ПУi+2, …, ПУi+k, подставляя вместо валового показателя за i-ый год ПУi, ПУi+1, …, ПУi+k-1 соответственно и каждый раз пересчитывая ВПср., до тех пор, пока ПУi+k не станет равным 1 (100 %). Это стратегия планомерного улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.
Для сравнения эффективности деятельности органов Роспотребнадзора с прошлым годом (i–1) вычисляют Ki и Ki–1 по формулам 4 и 5.
(4)
(5)
Сравнивая Ki и Ki–1, получаем, если Ki ≤ Ki–1, ситуация улучшилась на процентов.
Если Ki = Ki–1, ситуация не изменилась.
Если Ki ≥ Ki–1, ситуация ухудшилась на процентов или в раз.
Применяемая методология оценки эффективности деятельности органов Роспотребнадзора позволит оперативно реагировать на изменение ситуации на поднадзорных объектах, выбирать стратегию улучшения здоровья населения и качества среды обитания, а также разрабатывать комплекс профилактических мероприятий для улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.
Литература:
1. Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения [Текст] / Н. В. Зайцева, П. З. Шyp, Е. В. Бабушкина, А. Л. Гусев // Здоровье населения и среда обитания: ежемес. информ. бюллетень. ? 2010. ? № 11 (212). ? С. 11–13.
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ: [ред. от 12 дек. 2012 г.] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: Интернет-версия. ? 2013. ? Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137706.
Похожие статьи
Оценка социально-экономического положения населения...
Индикаторы состояния социальной сферы региона основываются на значениях и темпах изменения уровня развития территории, которые, безусловно, зависят от общих трендов социально-экономического положения в стране.
Гигиенический мониторинг питьевой воды | Статья в журнале...
Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и...
Управление качеством образования в образовательном...
Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на
Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика.
Понятие, задачи и виды мониторинга земель | Статья в журнале...
Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды
локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных
Состояние и динамика развития земельного фонда РФ.
Методы оценки качества государственного управления
Анализ показал низкий уровень качества государственного управления в России, это говорит о том, что решение данной задачи в настоящее время является
Необходимо, рассматривать социально-экономический аспект, через показатели уровня качества населения.
Сущность и необходимость управленческого мониторинга...
Этими этапами являются: диагностика текущего состояния, непосредственное управление
В настоящее время мониторинг социально – экономического развития регионов должен
с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями
Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни...
Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, устойчивое развитие территорий, мониторинг социально-экономического развития. Обоснование решения многих проблем, начиная от аналитических инструментов государственной...
Основные подходы к оценке качества жизни населения
показатель, уровень жизни, свободное время, оценка уровня жизни, условие труда, Социальное обеспечение, индекс, окружающая среда, качество жизни...
Оценка социально-экономического положения регионов...
Сводные показатели, характеризующие уровень развития определенной среды социально-экономической системы социально-экономических процессов, протекающих на территории региона, выявление отклонений в их состоянии от запланированных показателей...
Похожие статьи
Оценка социально-экономического положения населения...
Индикаторы состояния социальной сферы региона основываются на значениях и темпах изменения уровня развития территории, которые, безусловно, зависят от общих трендов социально-экономического положения в стране.
Гигиенический мониторинг питьевой воды | Статья в журнале...
Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и...
Управление качеством образования в образовательном...
Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на
Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика.
Понятие, задачи и виды мониторинга земель | Статья в журнале...
Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды
локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных
Состояние и динамика развития земельного фонда РФ.
Методы оценки качества государственного управления
Анализ показал низкий уровень качества государственного управления в России, это говорит о том, что решение данной задачи в настоящее время является
Необходимо, рассматривать социально-экономический аспект, через показатели уровня качества населения.
Сущность и необходимость управленческого мониторинга...
Этими этапами являются: диагностика текущего состояния, непосредственное управление
В настоящее время мониторинг социально – экономического развития регионов должен
с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями
Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни...
Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, устойчивое развитие территорий, мониторинг социально-экономического развития. Обоснование решения многих проблем, начиная от аналитических инструментов государственной...
Основные подходы к оценке качества жизни населения
показатель, уровень жизни, свободное время, оценка уровня жизни, условие труда, Социальное обеспечение, индекс, окружающая среда, качество жизни...
Оценка социально-экономического положения регионов...
Сводные показатели, характеризующие уровень развития определенной среды социально-экономической системы социально-экономических процессов, протекающих на территории региона, выявление отклонений в их состоянии от запланированных показателей...