Организационный кризис профилактического раздела работы участковой службы ПМСП | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борщук, Е. Л. Организационный кризис профилактического раздела работы участковой службы ПМСП / Е. Л. Борщук, Н. А. Баянова, В. А. Трубников. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/62/3015/ (дата обращения: 25.04.2024).

Оказание медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в нашей стране далеко не идеально. Заложенные еще в советском периоде принципы профилактической направленности трудно выполнимы в связи с высокой физической и психо-эмоциональной нагрузкой участковых врачей, несмотря на возрождение и государственную поддержку диспансеризации в 2006 году в рамках Национального проекта «Здоровье». Безусловно, это серьезный шаг к улучшению сложившейся ситуации в отрасли, особенно кадровой политики в ПМСП. Низкая укомплектованность участковыми врачами-терапевтами, отсутствие престижа этой профессии вело к истреблению отечественных принципов оказания первичной помощи в амбулаторно-поликлинической сети учреждений. Реанимационные мероприятия амбулаторно-поликлинического этапа позволили повысить заработную плату участковой службы, но одновременно и увеличить нагрузку, расширяя спектр обязанностей сверх имеющихся и чаще не выполняемых в полном объеме. Национальный проект подготовил почву для следующего шага – модернизации всей системы здравоохранения страны [1,2].

Однако, рядовой участковый терапевт (педиатр) по-прежнему остается в тени внимания, несмотря на то, что центральным звеном в ПМСП является участковый терапевт, именно он является основным координатором профилактической работы. Немало принято и продолжает разрабатываться и приниматься мер направленных на улучшение состояния отрасли, а именно первичного звена, но все мероприятия так или иначе только затрагивают или частично касаются отдельных разделов участковой службы. Такие мероприятия на практике не находят реального практического воплощения, либо искажаются в региональных условиях из-за различных финансовых, экономических, профессиональных проблем и остаются теоретическими аксиомами организации. Более того, ответный механизм на финансирование различных программ в системе здравоохранения, особенно проводимых на амбулаторно-поликлиническом этапе, носит отдаленный перспективный характер.

Самой объективной оценкой любой системы, в том числе деятельности лечебно-профилактических учреждений в вопросах организации считается мнение пациента. Нами проведен опрос мнения пациентов поликлиник Оренбургской области в вопросах профилактической работы участковых терапевтов. Анкетированием охвачено 558 человек, среди них 38,7% - мужчин. Каждый четвертый пациент находился в возрасте от 50 до 55 лет. Лечебную цель посещения отметили 87,8% респондентов и всего 7,4% отметили профилактическую. Самым востребованным специалистом в поликлиники, по мнению пациентов, является участковый терапевт (89,9%) Времени на дорогу затрачивается от 30минут до 1 часа у 49% респондентов. Считают, что график работы участковой службы удобен 70,6% опрошенных. В тот же день попадают к нужному специалисту 51,1%. Ожидают прием от 30минут до 1 часа 52,6% опрошенного населения. Не достаточна продолжительность приема считают 49% респондентов, причем из них 70,3% женщины. Признают, что квалификация медицинских работников достаточна 48,2% человек. На вопрос по поводу проведения профилактических мероприятий затруднились ответить 37,3% опрошенных пациентов, 4,1% считают, что профилактические мероприятия проводятся в полном объеме и достаточны, более 40% ответили, что участковым терапевтам профилактикой заниматься некогда.

По нашему мнению, мероприятия, проводимые в рамках модернизации здравоохранения, будут недостаточно эффективными, пока служба участковых терапевтов работает в существующих организационных рамках. Рабочее время участкового врача-терапевта составляет 6 часов 45 минут - 7 часов, которое делится на прием в поликлинике – 4 часа, 2 часа отводится на работу на участке (вызовы, активные посещения), остальное время – около 1 часа - на организационно-методический раздел работы. За час приема участковый терапевт должен принять 5 первичных пациентов, обратившихся за медицинской помощью. Таким образом, на первичный прием отводится всего 12 минут времени. За это время участковому необходимо: выслушать жалобы пациента, собрать анамнез, осмотреть, провести некоторые диагностические манипуляции (пальпация, аускультация, термометрия, тонометрия и др), назначить при необходимости диагностические лабораторные и другие виды исследования, поставить правильный диагноз, назначить лечение, выписать при необходимости лекарства, заполнить медицинскую документацию, дать рекомендации пациенту и назначить следующий прием при необходимости. Время явно не достаточно. Врач выполняет вышеназванные пункты второпях, поверхностно, не успевает сосредоточиться, переключиться на другую нозологическую форму, так как разнообразию заболеваний, с которыми обращается население к участковым можно позавидовать. Задержка времени приема ведет к созданию очереди, возникает раздражение пациентов за дверью, ухудшая их здоровье. Врача также подобная ситуация не оставляет равнодушным, отражаясь на его нервно-психическом статусе. В таких условиях участковый выглядит в глазах пациента не компетентным, раздражительным, не заинтересованном в его здоровье.

Поэтому, какие бы реформы не проводились и не создавались в системе организации медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе без учета реальных возможностей врачей первичного звена, в том числе участковых терапевтов с расчетом времени на прием, положение останется катастрофическим. Участковая служба, загнанная в нереальные организационные рамки не может соответствовать возрастающим требованиям пациента, а профилактический раздел работы останется формальным.


Литература

  1. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю. Модернизация здравоохранения субъекта Российской Федерации как новый этап в повышении доступности и качества медицинской помощи населению. // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития №1, 2011, С.11-29.

  2. Голикова Т.А. О разработке и принятии региональных программ модернизации здравоохранения.// Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития №1, 2011, С.4-10.


Основные термины (генерируются автоматически): амбулаторно-поликлинический этап, медицинская помощь, участковая служба, участковый терапевт, менеджмент качества, национальный проект, первичное звено, полный объем, социальное развитие, сфера здравоохранения.

Похожие статьи

Проблемы кадровой политики в оказании...

медицинская помощь, амбулаторно-поликлинический этап, участковая служба, участковый терапевт, национальный проект, первичное звено, полный...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

На данный момент сложилась ситуация, когда первичное звено оказания медицинской помощи слаборазвито, в

Планируется расширение сети амбулаторно-поликлинических учреждений (далее АПУ), открытие центров общей врачебной практики.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторнополиклиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению. Детская поликлиника — это первичное звено...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Кыргызская Республика, амбулаторно-поликлиническая помощь, клинико-стационарная помощь, медико-социальная помощь, медицинская помощь, модель системы здравоохранения...

Основные направления деятельности заместителя главного врача...

В национальном проекте «Здоровье» выделены три направления: 1. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

В г. Москве амбулаторно-поликлиническая помощь организована в соответствии с приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от...

К вопросу организации амбулаторно-поликлинической помощи...

К вопросу организации амбулаторно-поликлинической помощи инвалидам вследствие БКМС.

Правительство РФ в Приоритетном Национальном проекте «Здоровье» определило БКМС как одну из ведущих медико-социальных проблем здравоохранения.

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении...

Роль медицинских работников поликлинического звена по пропаганде здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, медицинская помощь, основное, респондент, эмоциональное состояние, здоровье, мое здоровье, первичное звено здравоохранения, профилактическая...

Роль участкового врача-терапевта в выявлении и лечении...

Ключевые слова: врач-терапевт участковый, профессиональные компетенции, эмоциональное выгорание. В современных условиях до 80 % населения получают медицинскую помощь в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Анализ удовлетворенности больных сердечно-сосудистыми...

Оказание медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в нашей стране

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица.

Похожие статьи

Проблемы кадровой политики в оказании...

медицинская помощь, амбулаторно-поликлинический этап, участковая служба, участковый терапевт, национальный проект, первичное звено, полный...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

На данный момент сложилась ситуация, когда первичное звено оказания медицинской помощи слаборазвито, в

Планируется расширение сети амбулаторно-поликлинических учреждений (далее АПУ), открытие центров общей врачебной практики.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторнополиклиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению. Детская поликлиника — это первичное звено...

Оценка процессной модели развития триады подсистем...

Кыргызская Республика, амбулаторно-поликлиническая помощь, клинико-стационарная помощь, медико-социальная помощь, медицинская помощь, модель системы здравоохранения...

Основные направления деятельности заместителя главного врача...

В национальном проекте «Здоровье» выделены три направления: 1. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

В г. Москве амбулаторно-поликлиническая помощь организована в соответствии с приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от...

К вопросу организации амбулаторно-поликлинической помощи...

К вопросу организации амбулаторно-поликлинической помощи инвалидам вследствие БКМС.

Правительство РФ в Приоритетном Национальном проекте «Здоровье» определило БКМС как одну из ведущих медико-социальных проблем здравоохранения.

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении...

Роль медицинских работников поликлинического звена по пропаганде здорового образа жизни...

здоровый образ жизни, медицинская помощь, основное, респондент, эмоциональное состояние, здоровье, мое здоровье, первичное звено здравоохранения, профилактическая...

Роль участкового врача-терапевта в выявлении и лечении...

Ключевые слова: врач-терапевт участковый, профессиональные компетенции, эмоциональное выгорание. В современных условиях до 80 % населения получают медицинскую помощь в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Анализ удовлетворенности больных сердечно-сосудистыми...

Оказание медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в нашей стране

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица.