Библиографическое описание:

Борщук Е. Л., Баянова Н. А., Трубников В. А. Организационный кризис профилактического раздела работы участковой службы ПМСП [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 78-80.

Оказание медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в нашей стране далеко не идеально. Заложенные еще в советском периоде принципы профилактической направленности трудно выполнимы в связи с высокой физической и психо-эмоциональной нагрузкой участковых врачей, несмотря на возрождение и государственную поддержку диспансеризации в 2006 году в рамках Национального проекта «Здоровье». Безусловно, это серьезный шаг к улучшению сложившейся ситуации в отрасли, особенно кадровой политики в ПМСП. Низкая укомплектованность участковыми врачами-терапевтами, отсутствие престижа этой профессии вело к истреблению отечественных принципов оказания первичной помощи в амбулаторно-поликлинической сети учреждений. Реанимационные мероприятия амбулаторно-поликлинического этапа позволили повысить заработную плату участковой службы, но одновременно и увеличить нагрузку, расширяя спектр обязанностей сверх имеющихся и чаще не выполняемых в полном объеме. Национальный проект подготовил почву для следующего шага – модернизации всей системы здравоохранения страны [1,2].

Однако, рядовой участковый терапевт (педиатр) по-прежнему остается в тени внимания, несмотря на то, что центральным звеном в ПМСП является участковый терапевт, именно он является основным координатором профилактической работы. Немало принято и продолжает разрабатываться и приниматься мер направленных на улучшение состояния отрасли, а именно первичного звена, но все мероприятия так или иначе только затрагивают или частично касаются отдельных разделов участковой службы. Такие мероприятия на практике не находят реального практического воплощения, либо искажаются в региональных условиях из-за различных финансовых, экономических, профессиональных проблем и остаются теоретическими аксиомами организации. Более того, ответный механизм на финансирование различных программ в системе здравоохранения, особенно проводимых на амбулаторно-поликлиническом этапе, носит отдаленный перспективный характер.

Самой объективной оценкой любой системы, в том числе деятельности лечебно-профилактических учреждений в вопросах организации считается мнение пациента. Нами проведен опрос мнения пациентов поликлиник Оренбургской области в вопросах профилактической работы участковых терапевтов. Анкетированием охвачено 558 человек, среди них 38,7% - мужчин. Каждый четвертый пациент находился в возрасте от 50 до 55 лет. Лечебную цель посещения отметили 87,8% респондентов и всего 7,4% отметили профилактическую. Самым востребованным специалистом в поликлиники, по мнению пациентов, является участковый терапевт (89,9%) Времени на дорогу затрачивается от 30минут до 1 часа у 49% респондентов. Считают, что график работы участковой службы удобен 70,6% опрошенных. В тот же день попадают к нужному специалисту 51,1%. Ожидают прием от 30минут до 1 часа 52,6% опрошенного населения. Не достаточна продолжительность приема считают 49% респондентов, причем из них 70,3% женщины. Признают, что квалификация медицинских работников достаточна 48,2% человек. На вопрос по поводу проведения профилактических мероприятий затруднились ответить 37,3% опрошенных пациентов, 4,1% считают, что профилактические мероприятия проводятся в полном объеме и достаточны, более 40% ответили, что участковым терапевтам профилактикой заниматься некогда.

По нашему мнению, мероприятия, проводимые в рамках модернизации здравоохранения, будут недостаточно эффективными, пока служба участковых терапевтов работает в существующих организационных рамках. Рабочее время участкового врача-терапевта составляет 6 часов 45 минут - 7 часов, которое делится на прием в поликлинике – 4 часа, 2 часа отводится на работу на участке (вызовы, активные посещения), остальное время – около 1 часа - на организационно-методический раздел работы. За час приема участковый терапевт должен принять 5 первичных пациентов, обратившихся за медицинской помощью. Таким образом, на первичный прием отводится всего 12 минут времени. За это время участковому необходимо: выслушать жалобы пациента, собрать анамнез, осмотреть, провести некоторые диагностические манипуляции (пальпация, аускультация, термометрия, тонометрия и др), назначить при необходимости диагностические лабораторные и другие виды исследования, поставить правильный диагноз, назначить лечение, выписать при необходимости лекарства, заполнить медицинскую документацию, дать рекомендации пациенту и назначить следующий прием при необходимости. Время явно не достаточно. Врач выполняет вышеназванные пункты второпях, поверхностно, не успевает сосредоточиться, переключиться на другую нозологическую форму, так как разнообразию заболеваний, с которыми обращается население к участковым можно позавидовать. Задержка времени приема ведет к созданию очереди, возникает раздражение пациентов за дверью, ухудшая их здоровье. Врача также подобная ситуация не оставляет равнодушным, отражаясь на его нервно-психическом статусе. В таких условиях участковый выглядит в глазах пациента не компетентным, раздражительным, не заинтересованном в его здоровье.

Поэтому, какие бы реформы не проводились и не создавались в системе организации медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе без учета реальных возможностей врачей первичного звена, в том числе участковых терапевтов с расчетом времени на прием, положение останется катастрофическим. Участковая служба, загнанная в нереальные организационные рамки не может соответствовать возрастающим требованиям пациента, а профилактический раздел работы останется формальным.


Литература

  1. Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю. Модернизация здравоохранения субъекта Российской Федерации как новый этап в повышении доступности и качества медицинской помощи населению. // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития №1, 2011, С.11-29.

  2. Голикова Т.А. О разработке и принятии региональных программ модернизации здравоохранения.// Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития №1, 2011, С.4-10.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle