Библиографическое описание:

Таджиева У. Х. Подготовка кадров с высшим образованием в системе здравоохранения Республики Узбекистан [Текст] // Новые задачи современной медицины: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 135-137.

Потенциал любой отрасли формируется качественным составом кадровых ресурсов. Современные требования социально-экономического развития общества, медицинской и педагогической науки постоянно формируют новые задачи.
Принятая в республике Государственная программа реформирования системы здравоохранения явилась основным нормативным документом планирования и прогнозирования кадров здравоохранения страны. Отправными точками для реформирования системы медицинского образования явились: Законы Республики Узбекистан «Закон об охране здоровья граждан», «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров» и ряд других нормативных документов.
На сегодняшний день завершены два этапа Национальной программы по подготовке кадров. На основе проведенного анализа итогов работы первых двух этапах начиная с 2005 года, проводится дальнейшее развитие, усовершенствование и внедрение накопленного опыта работы по подготовке кадров.
В свою очередь, эффективность любого программного документа обусловлена возможностью его дальнейшего развития в соответствии с приобретенным опытом, меняющимися потребностями общества, тенденциями общественного и мирового развития. В связи с этим необходимо отметить достижения и проблемные вопросы медицинского образования в свете решения поставленных задач.
В 41статье Закона об охране здоровья граждан определено, что право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения в Республике Узбекистан.
Подготовка врачебных кадров в системе здравоохранения республики обеспечивается системой 9 высших государственных образовательных учреждений: 1 медицинская академия, 5 институтов и 3 их филиала.
Указом Президента Республики Узбекистан УП-3629 от 19 июля 2005 года на базе двух медицинских институтов: Первого и второго Ташкентского медицинских институтов была организована Ташкентская Медицинская Академия, которая на сегодняшний является ведущим учебным учреждением в республике, осуществляющим подготовку высококвалифицированных медицинских кадров.
Указом Президента Республики Узбекистан 10.11.1998 г. N УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения республики Узбекистан» начиная с 1999/2000 учебного года, при лечебных факультетах медицинских ВУЗов открыты факультеты по подготовке медицинских сестер высшей квалификации со сроком обучения 3 года на базе среднего медицинского образования. Основным мероприятием по реализации государственной программы реформирования системы здравоохранения в 1998-2005 годах явился переход к двухуровневой подготовке врачей: врача общей практики с 5-7 летним обучением и врачей по узкой специальности – 2-3 года на базе бакалавриата.
Высшее медицинское образование, согласно утвержденным Государственным образовательным стандартам нацелено на подготовку врачей общей практики, общих специалистов – педиатров, стоматологов, гигиенистов эпидемиологов, а также врачей общей практики - педагогов.
Обучение проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами по всем специальностям. Выпускникам медицинских институтов по итогам Государственной аттестации выдается диплом специалиста - врача с правом самостоятельной практической деятельности на первичном звене здравоохранения.
В высших образовательных медицинских учреждениях общее количество профессорско-преподавательского состава (ППС) составляет 3155 человек, из них докторов наук – 428, кандидатов наук – 1304 человек [4].
Подготовка узких специалистов осуществляется через магистратуру, клиническую ординатуру и частично, по дефицитным специальностям, через специализацию. Министерством Юстиции Республики Узбекистан от 4 февраля 2008 года за № 1765 утверждено Положение о магистратуре, также Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года №319 «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» утверждено положение о клинической ординатуре. На сегодняшний день приём в магистратуру осуществляется по 54 узким специальностям. Постановлением КМ РУз №343 от 16.08.2001года восстановлен институт первичной специализации.
Последипломное образование специалистов осуществляется в Ташкентском институте усовершенствования врачей и факультетах медицинских ВУЗов. Каждый практикующий врач имеет возможность пройти тот или иной вид последипломной подготовки с определенной направленностью.
При изучении приема и выпуска специалистов, немалое внимание уделяется планированию кадровых ресурсов. Ранее кадры определялись государственным планированием всех сфер социальной и экономической жизни. В СССР прием в ВУЗы осуществлялся по квотам республик, в том числе в разрезе регионов или областей.
В настоящее время заказчиком профессионального образования выступает не только государство, но и сам его потребитель – и хотя государственное планирование все еще остается преобладающим в странах СНГ, предлагается немало новых подходов к кадровому планированию и прогнозированию в разных секторах с учетом динамического характера рыночной реальности. Обучение специалистов осуществляется на грантной (бюджетной) и контрактной (платной) основах.
Большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям в сфере профессионального образования. Рыночная реальность требует, чтобы подготовка кадров шла с учетом потребности состояния здоровья населения и медицинском обслуживании их, а также экономики регионов, процессов происходящих в сфере занятости кадров. Все это требует изучение состояния отраслевого и территориального принципов планирования, подготовку, повышения квалификации кадров, прогнозирования состояния здоровья, заболеваемости и соответственно обеспеченности регионов работниками системы здравоохранения на перспективу.
На 1 января 2011 году в системе здравоохранения Республики Узбекистан работали 72522 врача и 299186 работников со средним медицинским образованием, на 10 тыс.населения приходилось 25,7 врача и 106,0 средних медицинских работников. Если сопоставить эти данные с показателями обеспеченности врачебными кадрами по Европейскому союзу в целом (35,2), Российской Федерации (43,1), Казахстану (37,1), то можно отметить, что в Узбекистане сравнительно низкая обеспеченность врачами. [1, 2].
Несмотря на достаточную обеспеченность врачами в среднем по Узбекистану, в ряде регионов их всё ещё не хватает. Так, обеспеченность врачами по Джизакской области составляет 17,3, Навоийской области – 19,3, Сурхандарьинской – 17,3 на 10 тыс.населения при обеспеченности в Андижанской области – 24,3 Бухарской области – 30,1, Хорезмской области – 26,1. Это объясняется, как недостатком, так и неравномерным распределением по службам здравоохранения и нерациональным использованием медицинских кадров [3].
Одними из причин дефицита кадров с высшим образованием являются – с одной стороны неконкурентоспособность абитуриентов из областей с низкой обеспеченностью кадрами при поступлении в высшие медицинские учебные заведения, а с другой стороны – выпускники ВУЗов по тем или иным причинам (продолжают учебу и далее остаются, выходят замуж и т.д.) не всегда возвращаются для работы по месту жительства [4].
Необходимо отметить, что, несмотря на постоянное увеличение числа выпускаемых врачей диспропорция в составе и структуре медперсонала сохраняется. Серьёзную проблему составляют существенные различия кадрового обеспечения городской и сельской местности, несоответствие подготовки специалистов подробностям практического здравоохранения и задачам реструктуризации отрасли [1].
Накопилось много проблем связанных с трудоустройством медицинских кадров по специальностям по объективным и субъективным причинам. Лечебно-профилактические учреждения продолжают испытывать дефицит в таких специалистах, как психиатры, фтизиатры, рентгенологи, врачах-лаборанты. Наиболее выражен дефицит этих специалистов в учреждениях Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской областях. Сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии недостатков в планировании, подготовке и расстановке кадров. Многие выпускники медицинских вузов не имеют желания приступить к работе в тех регионах, где имеются вакантные должности. Показатели обеспеченности врачами населения, проживающего в сельской местности, более чем в 2 раза ниже обеспеченности городского населения.
Министерством здравоохранения Республики Узбекистан проведен анализ и мониторинг по выпуску, распределению и трудоустройству выпускников медицинских ВУЗов в разрезе областей и направлений образования. Так, в 2011 году количество выпускников составило 4347, из них бакалавриат-3807 (грант-1340, контракт-2467), магистратура -540 (грант-163, контракт - 377).
Трудоустройство выпускников бакалавриата осуществляется в учреждения первичного звена (ПМСП) – 2192 (57,5%). Из числа выпускников зачислено в магистратуру -544 (14,2%), в клиническую ординатуру – 693 (18,2%). В декретном отпуску находятся-231 (6,0%). Из числа нетрудоустроенных: по семейным обстоятельствам выехало зарубеж-37 (0,9%), 109 (2,9%) находятся в процессе трудоустройства или пере трудоустраиваются. В итоге, трудоустроено всего-3661 (96,1%), не трудоустроены-109 (2,9%).
Из общего числа выпускников магистратуры-540, обеспечено трудоустройство 525 специалистов (97,2%). В учреждения здравоохранения трудоустроено 474 (87,7%), 2 (0,3%) выехало за рубеж, 3 поступили в аспирантуру (0,5%) и 13 находятся в процессе трудоустройства (2,4%) [4].
Вместе с тем за последнее время в нашей республике накопился положительный опыт по подготовке, распределению, трудоустройству и использованию медицинских кадров, которые связаны с:
  • переходом на международные стандарты подготовки кадров;
  • подготовкой врачей общей практики (семейных врачей).
  • государственным распределением выпускников вузов (с 2006 года).
  • озданием системы непрерывного образования, в том числе медицинских работников.
  • улучшение статистики кадрового потенциала.
  • возможностью большого выбора пациентами медицинских учреждений и медицинского персонала.
Стратегические направления в решении проблем кадровой политики можно видеть в следующем:

1. Повысить регулирующую роль государства в планировании и распределении кадровых ресурсов в республике; в подготовке кадров с высшим медицинским образованием на основе государственного заказа; в целевой подготовке специалистов, которая должна базироваться только на основании предварительного планирования численности и структуры кадров здравоохранения в соответствии с расчётами, исходя из заказа регионов.

2. С целью обеспечения медицинских учреждений, в первую очередь расположенных в отдалённых сельских районах, кадрами использовать целевую подготовку как на этапах приёма в учебное заведение, так и на этапе специализации.

3. Для закрепления кадров предлагается составление трёхстороннего договора между обучающимся, учебным заведением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определённых социальных гарантий, созданием нормальных условий труда и др.

4. Необходимо ещё раз рассмотреть государственный механизм, позволяющий, с одной стороны, обязать выпускника отработать определённый срок в соответствии с потребностями системы здравоохранения на местах, с другой стороны, обязать органы исполнительной власти обеспечивать необходимые условия для работы указанных специалистов.


Литература:
  1. Менликулов П.Р., Ибрагимов А.Ю., Турымбетова М.Т. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения. //Медицинский журнал Узбекистана, 2010. – Ташкент. - №2. – С.30-33.
  2. Кашнинская А.К., Дзутаев А.К., Сидикова Т.В. Кадровая политика здравоохранения Российской Федерации. //Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. - №5. – С.11-13.
  3. Статистические материалы о деятельности учреждений здравоохранения Республики Узбекистан за 2000-2010 гг.
  4. Материалы коллегии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров. 23.12.2011г. г.Ташкент.
Основные термины: Республики Узбекистан, здравоохранения Республики Узбекистан, медицинских кадров, системы здравоохранения, системе здравоохранения, реформирования системы здравоохранения, первичном звене здравоохранения, системе здравоохранения Республики, Президента Республики Узбекистан, подготовке кадров, медицинских ВУЗов, кадров здравоохранения, медицинских институтов, факультетах медицинских ВУЗов, врачей общей практики, Указом Президента Республики, Республики Узбекистан «Закон, кадров здравоохранения страны, здравоохранения республики, Республики Узбекистан УП-3629

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle