Библиографическое описание:

Таджиева У. Х. Подготовка кадров с высшим образованием в системе здравоохранения Республики Узбекистан [Текст] // Новые задачи современной медицины: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 135-137.

Потенциал любой отрасли формируется качественным составом кадровых ресурсов. Современные требования социально-экономического развития общества, медицинской и педагогической науки постоянно формируют новые задачи.
Принятая в республике Государственная программа реформирования системы здравоохранения явилась основным нормативным документом планирования и прогнозирования кадров здравоохранения страны. Отправными точками для реформирования системы медицинского образования явились: Законы Республики Узбекистан «Закон об охране здоровья граждан», «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров» и ряд других нормативных документов.
На сегодняшний день завершены два этапа Национальной программы по подготовке кадров. На основе проведенного анализа итогов работы первых двух этапах начиная с 2005 года, проводится дальнейшее развитие, усовершенствование и внедрение накопленного опыта работы по подготовке кадров.
В свою очередь, эффективность любого программного документа обусловлена возможностью его дальнейшего развития в соответствии с приобретенным опытом, меняющимися потребностями общества, тенденциями общественного и мирового развития. В связи с этим необходимо отметить достижения и проблемные вопросы медицинского образования в свете решения поставленных задач.
В 41статье Закона об охране здоровья граждан определено, что право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения в Республике Узбекистан.
Подготовка врачебных кадров в системе здравоохранения республики обеспечивается системой 9 высших государственных образовательных учреждений: 1 медицинская академия, 5 институтов и 3 их филиала.
Указом Президента Республики Узбекистан УП-3629 от 19 июля 2005 года на базе двух медицинских институтов: Первого и второго Ташкентского медицинских институтов была организована Ташкентская Медицинская Академия, которая на сегодняшний является ведущим учебным учреждением в республике, осуществляющим подготовку высококвалифицированных медицинских кадров.
Указом Президента Республики Узбекистан 10.11.1998 г. N УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения республики Узбекистан» начиная с 1999/2000 учебного года, при лечебных факультетах медицинских ВУЗов открыты факультеты по подготовке медицинских сестер высшей квалификации со сроком обучения 3 года на базе среднего медицинского образования. Основным мероприятием по реализации государственной программы реформирования системы здравоохранения в 1998-2005 годах явился переход к двухуровневой подготовке врачей: врача общей практики с 5-7 летним обучением и врачей по узкой специальности – 2-3 года на базе бакалавриата.
Высшее медицинское образование, согласно утвержденным Государственным образовательным стандартам нацелено на подготовку врачей общей практики, общих специалистов – педиатров, стоматологов, гигиенистов эпидемиологов, а также врачей общей практики - педагогов.
Обучение проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами по всем специальностям. Выпускникам медицинских институтов по итогам Государственной аттестации выдается диплом специалиста - врача с правом самостоятельной практической деятельности на первичном звене здравоохранения.
В высших образовательных медицинских учреждениях общее количество профессорско-преподавательского состава (ППС) составляет 3155 человек, из них докторов наук – 428, кандидатов наук – 1304 человек [4].
Подготовка узких специалистов осуществляется через магистратуру, клиническую ординатуру и частично, по дефицитным специальностям, через специализацию. Министерством Юстиции Республики Узбекистан от 4 февраля 2008 года за № 1765 утверждено Положение о магистратуре, также Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 декабря 2009 года №319 «О совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки медицинских работников» утверждено положение о клинической ординатуре. На сегодняшний день приём в магистратуру осуществляется по 54 узким специальностям. Постановлением КМ РУз №343 от 16.08.2001года восстановлен институт первичной специализации.
Последипломное образование специалистов осуществляется в Ташкентском институте усовершенствования врачей и факультетах медицинских ВУЗов. Каждый практикующий врач имеет возможность пройти тот или иной вид последипломной подготовки с определенной направленностью.
При изучении приема и выпуска специалистов, немалое внимание уделяется планированию кадровых ресурсов. Ранее кадры определялись государственным планированием всех сфер социальной и экономической жизни. В СССР прием в ВУЗы осуществлялся по квотам республик, в том числе в разрезе регионов или областей.
В настоящее время заказчиком профессионального образования выступает не только государство, но и сам его потребитель – и хотя государственное планирование все еще остается преобладающим в странах СНГ, предлагается немало новых подходов к кадровому планированию и прогнозированию в разных секторах с учетом динамического характера рыночной реальности. Обучение специалистов осуществляется на грантной (бюджетной) и контрактной (платной) основах.
Большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям в сфере профессионального образования. Рыночная реальность требует, чтобы подготовка кадров шла с учетом потребности состояния здоровья населения и медицинском обслуживании их, а также экономики регионов, процессов происходящих в сфере занятости кадров. Все это требует изучение состояния отраслевого и территориального принципов планирования, подготовку, повышения квалификации кадров, прогнозирования состояния здоровья, заболеваемости и соответственно обеспеченности регионов работниками системы здравоохранения на перспективу.
На 1 января 2011 году в системе здравоохранения Республики Узбекистан работали 72522 врача и 299186 работников со средним медицинским образованием, на 10 тыс.населения приходилось 25,7 врача и 106,0 средних медицинских работников. Если сопоставить эти данные с показателями обеспеченности врачебными кадрами по Европейскому союзу в целом (35,2), Российской Федерации (43,1), Казахстану (37,1), то можно отметить, что в Узбекистане сравнительно низкая обеспеченность врачами. [1, 2].
Несмотря на достаточную обеспеченность врачами в среднем по Узбекистану, в ряде регионов их всё ещё не хватает. Так, обеспеченность врачами по Джизакской области составляет 17,3, Навоийской области – 19,3, Сурхандарьинской – 17,3 на 10 тыс.населения при обеспеченности в Андижанской области – 24,3 Бухарской области – 30,1, Хорезмской области – 26,1. Это объясняется, как недостатком, так и неравномерным распределением по службам здравоохранения и нерациональным использованием медицинских кадров [3].
Одними из причин дефицита кадров с высшим образованием являются – с одной стороны неконкурентоспособность абитуриентов из областей с низкой обеспеченностью кадрами при поступлении в высшие медицинские учебные заведения, а с другой стороны – выпускники ВУЗов по тем или иным причинам (продолжают учебу и далее остаются, выходят замуж и т.д.) не всегда возвращаются для работы по месту жительства [4].
Необходимо отметить, что, несмотря на постоянное увеличение числа выпускаемых врачей диспропорция в составе и структуре медперсонала сохраняется. Серьёзную проблему составляют существенные различия кадрового обеспечения городской и сельской местности, несоответствие подготовки специалистов подробностям практического здравоохранения и задачам реструктуризации отрасли [1].
Накопилось много проблем связанных с трудоустройством медицинских кадров по специальностям по объективным и субъективным причинам. Лечебно-профилактические учреждения продолжают испытывать дефицит в таких специалистах, как психиатры, фтизиатры, рентгенологи, врачах-лаборанты. Наиболее выражен дефицит этих специалистов в учреждениях Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской областях. Сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии недостатков в планировании, подготовке и расстановке кадров. Многие выпускники медицинских вузов не имеют желания приступить к работе в тех регионах, где имеются вакантные должности. Показатели обеспеченности врачами населения, проживающего в сельской местности, более чем в 2 раза ниже обеспеченности городского населения.
Министерством здравоохранения Республики Узбекистан проведен анализ и мониторинг по выпуску, распределению и трудоустройству выпускников медицинских ВУЗов в разрезе областей и направлений образования. Так, в 2011 году количество выпускников составило 4347, из них бакалавриат-3807 (грант-1340, контракт-2467), магистратура -540 (грант-163, контракт - 377).
Трудоустройство выпускников бакалавриата осуществляется в учреждения первичного звена (ПМСП) – 2192 (57,5%). Из числа выпускников зачислено в магистратуру -544 (14,2%), в клиническую ординатуру – 693 (18,2%). В декретном отпуску находятся-231 (6,0%). Из числа нетрудоустроенных: по семейным обстоятельствам выехало зарубеж-37 (0,9%), 109 (2,9%) находятся в процессе трудоустройства или пере трудоустраиваются. В итоге, трудоустроено всего-3661 (96,1%), не трудоустроены-109 (2,9%).
Из общего числа выпускников магистратуры-540, обеспечено трудоустройство 525 специалистов (97,2%). В учреждения здравоохранения трудоустроено 474 (87,7%), 2 (0,3%) выехало за рубеж, 3 поступили в аспирантуру (0,5%) и 13 находятся в процессе трудоустройства (2,4%) [4].
Вместе с тем за последнее время в нашей республике накопился положительный опыт по подготовке, распределению, трудоустройству и использованию медицинских кадров, которые связаны с:
  • переходом на международные стандарты подготовки кадров;
  • подготовкой врачей общей практики (семейных врачей).
  • государственным распределением выпускников вузов (с 2006 года).
  • озданием системы непрерывного образования, в том числе медицинских работников.
  • улучшение статистики кадрового потенциала.
  • возможностью большого выбора пациентами медицинских учреждений и медицинского персонала.
Стратегические направления в решении проблем кадровой политики можно видеть в следующем:

1. Повысить регулирующую роль государства в планировании и распределении кадровых ресурсов в республике; в подготовке кадров с высшим медицинским образованием на основе государственного заказа; в целевой подготовке специалистов, которая должна базироваться только на основании предварительного планирования численности и структуры кадров здравоохранения в соответствии с расчётами, исходя из заказа регионов.

2. С целью обеспечения медицинских учреждений, в первую очередь расположенных в отдалённых сельских районах, кадрами использовать целевую подготовку как на этапах приёма в учебное заведение, так и на этапе специализации.

3. Для закрепления кадров предлагается составление трёхстороннего договора между обучающимся, учебным заведением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам определённых социальных гарантий, созданием нормальных условий труда и др.

4. Необходимо ещё раз рассмотреть государственный механизм, позволяющий, с одной стороны, обязать выпускника отработать определённый срок в соответствии с потребностями системы здравоохранения на местах, с другой стороны, обязать органы исполнительной власти обеспечивать необходимые условия для работы указанных специалистов.


Литература:
  1. Менликулов П.Р., Ибрагимов А.Ю., Турымбетова М.Т. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения. //Медицинский журнал Узбекистана, 2010. – Ташкент. - №2. – С.30-33.
  2. Кашнинская А.К., Дзутаев А.К., Сидикова Т.В. Кадровая политика здравоохранения Российской Федерации. //Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. - №5. – С.11-13.
  3. Статистические материалы о деятельности учреждений здравоохранения Республики Узбекистан за 2000-2010 гг.
  4. Материалы коллегии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров. 23.12.2011г. г.Ташкент.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle