Библиографическое описание:

Маматова Д. М., Отажонова Н. Ш., Хурсанова Д. Х. Роль руководителя сестринским процессом в этическом воспитании медсестёр [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 67-68.



 

В настоящее время, учитывая перемены, происходящие в здравоохранении и обществе, сестре-руководителю приходится быть и педагогом-воспитателем [2, с.51]. Под ее руководством находится не только разные возрастные категории медицинского персонала, но и люди с разным воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и с разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодежь. Поэтому зачастую сестре-руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных позиций, с этических и эстетических, приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам [5, с.47]. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности. Деятельность современного руководителя сестринских служб любого уровня в лечебно-профилактическом учреждении на сегодняшний день многогранна и ответственна [2, с.53]:

                   обеспечение управления средним и младшим медицинским персоналом в учреждении здравоохранения;

                   разработка управленческих решений по повышению эффективности деятельности сестринской службы и обеспечению их реализации;

                   анализ работы среднего и младшего медицинского персонала, оценка потенциальной возможности развития сестринской службы учреждения;

                   внедрение в практику новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий деятельности сестринского персонала;

                   разработка стратегии и осуществление программы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала учреждения;

                   обеспечение в учреждении благоприятных и безопасных условий для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества и усиления профилактической направленности деятельности сестринского персонала;

                   организация и обеспечение квалифицированного ухода за пациентами с использованием методологии сестринского процесса, оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях;

                   осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе, содействие созданию деловой, творческой обстановки и поддержка инициативы сотрудников и т. д.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением [3, с.12]. В новые задачи здравоохранения входят:

                   развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

                   реструктуризация медицинских учреждений, обусловливающая оптимизацию сроков пребывания в стационаре;

                   расширение объемов помощи на дому с использованием новых технологий ухода и сестринского процесса;

                   совершенствование системы, форм и этапов реабилитационных мероприятий;

                   формирование больниц или отделений сестринского ухода;

                   развитие системы хосписов с оказанием паллиативной помощи умирающим, базирующейся на единстве медицинской, социальной систем и духовных институтов общества.

Поскольку медсестры обеспечивают большой объем лечебно-диагностической, профилактической и социальной помощи, преобразования в системе здравоохранения начались с изменений в системе их профессиональной подготовки [1, с. 6–7]. В Узбекистане в 1995 году на состоявшемся в Ташкенте первом совещании главных медицинских сестер с представителями ВОЗ приоритетными признаны разработка нормативно-законодательной базы сестринского дела, пересмотр профессиональных структур персонала среднего звена, уточнения роли и функции на каждом уровне реформирования образования. В результате реформы сестринского дела создана законодательная база многоступенчатой системы подготовки [4, с.7–10]. Анализ изученной научно-медицинской литературы показывает, что сегодня наиболее адекватным поставленным организационно-управленческим и административным задачам развития сестринского дела представляется этико-деонтологический подход, позволяющий дополнить узконаправленные медицинские исследования более широким социальным контекстом и выявить латентные факторы, процессы и явления, тормозящие его развитие.

 

Литература:

 

  1.              Абдуллаев А. А. Этические, психологические и профессиональные требования к медсестре общей врачебной практики семейной медицины. //Медицинская сестра. – М., 2006.-№ 1.– С. 6–7.
  2.              Двойников С. И., Карасева Л. А. Философские и нравственно-этические аспекты деятельности медицинской сестры. // Медицинская помощь.– М., 1997. — № 3. — С. 51–53.
  3.              Екимова Н. А. Новые технологии в организации работы и управления средним медицинским персоналом. // Сестринское дело. — М. 2011. — № 5. — С. 12.
  4.              Исмаилова Б. Х. Состояние сестринского дела в странах Центральной Азии//Педиатрия (узб.). — Т., 2003. — № 1. — С. 7–10.
  5.              Папуцкая Г. И. Качество сестринской помощи. //Клиническая геронтология. — М., 2005. — № 7. — С. 47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle