Библиографическое описание:

Гаврилова Ю. А., Гаврилов Д. В. Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её характер в аспекте прогнозирования возможных нарушений [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 66-69.

Статья посвящена актуальной медико-гигиенической проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и прогнозированию ее нарушений в первый год обучения в школе в связи с изменениями привычного стереотипа ребенка.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, динамический стереотип, дезадаптация, первый год обучения в школе.

 

Первый год обучения в школе является наиболее сложным периодом жизни ребенка, так происходит смена привычного динамического стереотипа. Не случайно, именно первый класс, относят к одному из переломных периодов детства. При наличии уже имеющихся хронических соматических заболеваний, стресс, сопутствующий данному этапу жизни ребенка, способствует ухудшению морфофункциональных показателей организма первоклассников [2, с. 150–151]. Следствием длительного переживания стрессирующего фактора является развитие у детей последующего синдрома дезадаптации [1, с. 66–68].

Максимальный подъем заболеваемости у детей и подростков наблюдается в период их обучения в образовательных учреждениях, что убедительно доказано различными исследованиями. [3, с. 15–16]. Термин «школьно-обусловленная патология», стал чаще употребляться в современной литературе. Неблагоприятные факторы внутри-школьной среды в происхождении данной патологии играют ведущую роль [4, с. 658–661].

Поэтому исследования, посвященные профилактике негативной динамики социально-психологической адаптации, данной категории детей, являются актуальными.

Целью данного исследования являлась оценка социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению и установление факторов, имеющих влияние на ее ухудшение в течение первого года обучения в общеобразовательной школе.

Под нашим наблюдением находилось 88 детей, в том числе 45 девочек и 43 мальчика. Дети обучались по программе «Школы России» и были обследованы дважды.

Социально-психологическая адаптация оценивался через 6 недель пребывания ребенка в школе по результатам анкетирования педагогов. Учитывались такие критерии, как учебная активность детей, успеваемость, поведение на уроке и на перемене, взаимоотношение с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональные нарушения.

Для установления факторов, имеющих значимое влияние на ухудшение состояния здоровья детей в течение первого года обучения в общеобразовательной школе в качестве интегрального параметра, характеризующего адаптивный резерв организма, мы выбрали индекс уровня физического здоровья (УФЗ), предложенный Г. Л. Апанасенко [5, с. 45–60)].Этот параметр учитывает соответствие данных антропометрии возрастно-половым стандартам, оценку физического развития, результатов спирометрии, динамометрии, и функциональных параметров сердечнососудистой системы.

Для изучения характеристик эмоциональной сферы использовались показатели цветового теста Люшера, уровень тревожности по тесту Тэммла — Дорки — Амена [6, с.65–73].

Несмотря на то, что значимые нарушения, которые можно было трактовать в качестве нарушений социально-психологической адаптации, встречались лишь у 14,5 % первоклассников, тем не менее, частота отклонений по отдельным показателям, была весьма существенной (таблица 1). Это проявлялось, в первую очередь, пониженным усвоением информации, нарушением взаимодействия в паре «учитель — ученик», а также возникновением разнообразных расстройств со стороны эмоциональной сферы ребенка.

Таблица 1

Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%)

Перечень нарушений социально-психологической адаптации

Частота (%)

1. Снижение учебной активности

47,8

2. Снижение степени усвоения знаний (успеваемости)

56,5

3. Нарушение поведения ребенка во время уроков

47,8

4. Нарушение поведения ребенка на перемене

43,5

5. Нарушение взаимоотношений с одноклассниками

43,5

6. Нарушение взаимоотношений с педагогом

56,5

7. Наличие эмоциональных нарушений

56,5

 

Результаты цветового теста Люшера показали, что низкие значения уровня эмоционального состояния в целом имели место у четвертой части детей (25 %), а высокая тревожность присутствовала у трети обследованных.

Так как одной из задач нашей работы — установление факторов, имеющих значимое влияние на ухудшение состояния здоровья детей в течение первого года обучения в школе. В качестве интегральных параметров, характеризующих адаптивный резерв организма, мы изучали характеристики индекса уровня физического здоровья.

Рис. 1. Уровень физического здоровья по Г. Л. Апанасенко у дошкольников (%).

 

Нами установлено, что почти в половине случаев при первом обследовании (42 %) УФЗ был низким, а его высокие цифры отмечены лишь в одном наблюдении (1,1 %).

Рис. 2. Распределение детей по УФЗ при повторном обследовании (%)

 

При повторном обследовании УФЗ с низким уровнем был выявлен у 58 % детей, что составляет прирост УФЗ с низкими значениями на 16 %.

Для решения задачи установления факторов, влияющих на здоровье детей в процессе их адаптации к обучению, мы выделили среди всех наблюдаемых первоклассников 2 подгруппы: дети, имеющие положительную динамику УФЗ к концу учебного года; дети с отрицательной динамикой УФЗ.

Одновременно в ходе исследования были обнаружены значимые межгрупповые различия, касающиеся характеристик эмоциональной сферы. К ним относятся следующие признаки: низкие исходные показатели цветового теста Люшера, высокий уровень тревожности, эмоциональные нарушения, изменения поведенческих реакций, снижение учебной активности в первые шесть недель обучения. Поэтому перечисленные данные были взяты в основу создания прогностической таблицы. Определение эмоционального состояния детей с помощью цветового теста Люшера в динамике выявило факт его ухудшения практически в трети случаев (рисунок 3).

Рис. 3. Варианты динамики показателя теста Люшера к концу первого учебного года (%).

 

Данные теста Тэммла — Дорки — Амена, показали, что к концу первого учебного года в 49,3 % случаев имеет место увеличение тревожности (рисунок 4).

Рис. 4. Динамика показателей теста Тэммла — Дорки — Амена к концу первого учебного года (%)

 

Для определения информативной значимости отдельных симптомов сопоставляли частоту их встречаемости в подгруппах А и Б. Информационный вес симптомов выражали посредством прогностического коэффициента (ПК) по формуле: ПК = 10 log Р1/Р2, где Р1 и Р2 — встречаемость признака соответственно в обеих сравниваемых подгруппах.

В результате окончательного анализа мы отобрали 4 значимых признака, наличие которых позволяет прогнозировать ухудшение состояния здоровья детей к концу первого класса в плане социально-психологической адаптации (таблица 2).

Прогностическая процедура осуществлялась в соответствии с формулой А. Вальда для метода последовательного статистического анализа. При выбранной точности прогноза (р = 5 %) пороговая величина суммы всех имеющихся у данного ребенка признаков должна быть не более 13 баллов. В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной школе.

Таблица 2

Значения прогностических коэффициентов (ПК)

Нарушения социально-психологической адаптации ребенка к школе в течение первых 6 недель обучения в первом классе

1.Снижение учебной активности: работа на уроке носит кратковременный характер, ребенок часто отвлекается, не слышит вопросов учителя

6,3

2.Поведение ребенка на перемене: он не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой. Ограничение активности: занятия связаны с подготовкой к следующему уроку

5,5

3.Наличие эмоциональных нарушений в виде появления тревожности, огорчения, страхов, обидчивости, раздражительности, вспыльчивости, эпизодов пониженного настроения

4,8

4.Общий балл социально-психологической адаптации 27 и менее

3,8

 

Таким образом, в течение первого года обучения в общеобразовательной школе у детей наблюдаются разнообразные морфофункциональные нарушения. Они проявляются ухудшением соматоскопических индексов и физического развития, отрицательной динамикой параметров, характеризующих адаптивный резерв организма: кистевой мышечной силы, жизненной емкости легких, общей физической работоспособности и подготовленности, ухудшением состояния эмоционально — вегетативной сферы.

Установлено, что на ухудшение состояния здоровья первоклассников достоверное влияние оказывают следующие факторы: синдром вегетативной дистонии, расстройства эмоциональной сферы и нарушение процесса социализации в течение первых 6 недель пребывания детей в школе. Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

 

Литература:

 

1.                  Гаврилов Д. В., Спивак Е. М., Нежкина Н. Н., Майден И. В. Психофизическая тренировка как здоровьесберегающая технология в младшем школьном возрасте // Вопросы практической педиатрии. — 2011. — Т. 6. — № 5. — С. 66–68.

2.                  Гаврилова Ю. А., Спивак Е. М. Динамика некоторых показателей здоровья в течение учебного года у детей, обучающихся по программе средней общеобразовательной и Вальдорфской школы // Вопросы современной педиатрии. — 2007. —Т. 6.— № 4. — С. 150–151.

3.                  Зайцева Е. С., Жданова Л. А., Бобошко И. Е., Ланина Е. А. Конституциональные особенности состояния здоровья детей при поступлении в школу // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 15–16.

4.                  Шишова А. В., Жданова Л. А., Беляшина Н. О. Динамика здоровья семилетних первоклассников г. Иваново за последнее тридцатилетие // Материалы Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. — М., 2010. — С. 658–661.

5.                  Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб., 1992. — 124 с.

6.                  Пахомова И. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот // — Ярославль, 2005. — С. 65–73.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle