Профилактика профессионального стресса как одной из причин патологии сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы среди работников среднего медицинского звена | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, декабрь 2013)

Дата публикации: 19.11.2013

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Копылович, М. В. Профилактика профессионального стресса как одной из причин патологии сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы среди работников среднего медицинского звена / М. В. Копылович. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4517/ (дата обращения: 19.04.2024).

Исследование проводилось в период апрель 2013- октябрь 2013 годов среди коллектива среднего медицинского персонала Щигровской ЦРБ и сотрудников ГСУ СОН «Шигровский психо-неврологический интернат» в количестве 40 человек было проведено исследование, целью которого было выявление влияния синдрома эмоционального выгорания на физическое состояние медицинского работника.

В ходе исследования изучалось наличие у среднего медицинского работника синдрома «эмоционального выгорания», степени, частоты, причин возникновения его на рабочем месте, а также психоэмоциональное состояние обследуемых. На этих этапах был дан ряд рекомендаций по снятию стресса на рабочем месте, соблюдение которых отслеживалось через 2, 4 и 6 недель, с оценкой психоэмоционального состояния респондентов.

Таблица 1

Степень и частота возникновения стрессовой ситуации.

Уровень стресса

Частота возникновения стрессовой ситуации

Низкий 1–4 балла

Средний 5–7 баллов

Высокий 8–9 баллов

Не возникает

Не часто 1–4 баллов

Часто 5–7 баллов

Очень часто 8–9 баллов

25 %

10 %

65 %

6 %

6 %

35 %

53 %

Таблица 2

Степень и частота возникновения стрессовой ситуации при использовании релаксационных упражнений.

Срок использования релаксации

Уровень стресса

Частота возникновения стрессовой ситуации

Низкий 1–4 балла

Средний 5–7 баллов

Высокий 8–9 баллов

Не возникает

Не часто 1–4 баллов

Часто 5–7 баллов

Очень часто 8–9 баллов

2 недели

25 %

12 %

63 %

6 %

6 %

38 %

52 %

4 недели

5 %

5 %

60 %

6 %

20 %

30 %

44 %

6 недель

8 %

0 %

52 %

6 %

22 %

30 %

42 %

Итоги проведенной работы позволили сформировать ряд выводов, натолкнувших нас на проблему снижения качества сестринского ухода, осуществляемого лицами, испытывающими постоянный хронический стресс высокой степени, даже при применении приемов релаксации.

Подробный анализ двух первых этапов тестирования показал наличие у обследуемых таких симптомов, как — быстрая утомляемость, снижение физической нагрузки, снижение умственной работоспособности, которые могут являться ранними субъективными признаками патологии со стороны вегетативной нервной системы, и как следствие, патологии сердечнососудистой системы.

Следующий этап был направлен на изучение функциональной деятельности этих двух систем у лиц, испытывающих постоянное перенапряжение.

А именно, исследование группы респондентов, показавших высокий уровень стресса спустя 6 недель релаксационных мероприятий — 52 % опрошенных (21 человек), по сравнению с контрольной группой. В качестве которой, в данном случае, была взята группа из уже обследованных медицинских работников, такой же сферы деятельности и с равнозначной нагрузкой, но показывающих низкий и средний уровень стресса на протяжении всего времени исследования -48 % (19 человек).

Проводя анализ анкет исследуемой группы, было замечено, что в нее преимущественно вошли лица имеющие стаж работы в медицинской сфере не менее 10 лет.

Респондентам предлагалось проведение пробы Мартине-Кушелевского, направленной на оценку функциональной деятельности сердечнососудистой системы и ортостатической пробы, оценивающей деятельность вегетативной нервной системы.

На вопрос «Какое ваше рабочее артериальное давление?» только один человек из исследуемой группы указал 130/80 мм.рт.ст., остальные респонденты ответили что их давление колеблется в пределах 110–120/70–80мм.рт.ст.

Эти же цифры подтвердились и при исследовании АД у респондентов до физической нагрузки. А анализ данных после физической нагрузки, предполагает развитие гипотонии, гипертонии и дистонии в 27 % случаев.

Таблица 3

Данные оценки состояния сердечнососудистой системы:

Тип реакции на нагрузку

Контрольная группа

Группа «Хронического стресса»

До релаксационных мероприятий

Через 6 недель после применения релаксации

Через 12 недель после применения релаксации

Нормотонический

48 %

25 %

25 %

25 %

Гипотонический

10 %

10 %

10 %

Гипертонический

10 %

10 %

10 %

Дистонический

7 %

7 %

7 %

Таблица 4

Данные оценки состояния вегетативной нервной системы:

Показатель индексов

Контрольная группа

Группа «Хронического стресса»

До релаксационных мероприятий

Через 6 недель после применения релаксации

Через 12 недель после применения релаксации

100–85

48 %

25 %

25 %

25 %

84–75

5 %

5 %

5 %

74–65

15 %

15 %

15 %

Меньше 65

7 %

7 %

7 %

Из выше приведенных показателей таблиц 3 и 4 видно стойкое изменение показателей сердечно — сосудистой и вегетативной нервной системы. Подводя итоги исследования, можно говорить о том, что каждый четвертый медик, имеющий синдром профессионального выгорания подвергается риску развития патологии со стороны вегетативной нервной системы, и таким образом включает себя в группу риска по развитию сердечно — сосудистых заболеваний.

Основные термины (генерируются автоматически): вегетативная нервная система, балл, стрессовая ситуация, частота возникновения, контрольная группа, неделя, уровень стресса, физическая нагрузка, рабочее место, функциональная деятельность.

Похожие статьи

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

По утверждению ученых, здоровые люди легче переносят стрессовые ситуации.

Раскрыть причины возникновения стресса.

При любой физической нагрузки в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья».

Предупреждение стрессовых ситуаций у студентов на занятиях...

Физические упражнения помогают смягчить стресс в случае, когда человек прибегает к ним в момент нервного напряжения.

Стрессовые ситуации для студента имеют место в первую очередь в групповых занятиях.

Экзаменационный стресс и его профилактика | Статья в сборнике...

Статья выявляет причины возникновения экзаменационного стресса

При успешном приспособлении в организме отмечается высокий уровень экономичности функционирования систем, ответственных

Учеба может стать у школьников источником стрессовых ситуаций.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

Результаты анкеты показали, что основными причинами возникновения стрессовой ситуации (max = 10 баллов) являются: большая учебная нагрузка

Используются также физическая активность, вкусная еда, перерыв в работе или учебе, просмотр телевизора, хобби (рис 5).

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

Уровень стресса. Баллы.

Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Хронические стрессовые ситуации и синдром дезадаптации...

Изменение адаптационных механизмов физической...

Ключевые слова: физическая работоспособность, психофизиологическая реактивность, мобилизационная готовность, функциональная нагрузка, факторный анализ, психологический стресс, ситуационная тревожность.

Вегетативная регуляция при нейроциркуляторной дистонии...

группа пациентов, пациент, вегетативный тонус, ситуация болезни, тревожный тип отношения, личностная тревожность, вегетативная нервная система, высокий уровень, критический уровень, ситуативная тревожность.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Основные термины (генерируются автоматически): уровень стресса, стресс, развитие стресса, студент, ситуация, уровень регуляции

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Похожие статьи

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

По утверждению ученых, здоровые люди легче переносят стрессовые ситуации.

Раскрыть причины возникновения стресса.

При любой физической нагрузки в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья».

Предупреждение стрессовых ситуаций у студентов на занятиях...

Физические упражнения помогают смягчить стресс в случае, когда человек прибегает к ним в момент нервного напряжения.

Стрессовые ситуации для студента имеют место в первую очередь в групповых занятиях.

Экзаменационный стресс и его профилактика | Статья в сборнике...

Статья выявляет причины возникновения экзаменационного стресса

При успешном приспособлении в организме отмечается высокий уровень экономичности функционирования систем, ответственных

Учеба может стать у школьников источником стрессовых ситуаций.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным...

Результаты анкеты показали, что основными причинами возникновения стрессовой ситуации (max = 10 баллов) являются: большая учебная нагрузка

Используются также физическая активность, вкусная еда, перерыв в работе или учебе, просмотр телевизора, хобби (рис 5).

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению...

Уровень стресса. Баллы.

Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Хронические стрессовые ситуации и синдром дезадаптации...

Изменение адаптационных механизмов физической...

Ключевые слова: физическая работоспособность, психофизиологическая реактивность, мобилизационная готовность, функциональная нагрузка, факторный анализ, психологический стресс, ситуационная тревожность.

Вегетативная регуляция при нейроциркуляторной дистонии...

группа пациентов, пациент, вегетативный тонус, ситуация болезни, тревожный тип отношения, личностная тревожность, вегетативная нервная система, высокий уровень, критический уровень, ситуативная тревожность.

Проявление стресса у студентов-первокурсников

Основные термины (генерируются автоматически): уровень стресса, стресс, развитие стресса, студент, ситуация, уровень регуляции

Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок.